ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ИЛИ ВРАГАМ СТРАНЫ?

Сергей ЧерняховскийСергей Черняховский

На минувшей неделе агентство «Интерфакс» сообщило, что комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме единогласно поддержала идею установить памятник жертвам политических репрессий на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца.

Вообще говоря, сложно представить себе более странную и неопределенную идею, нежели «памятник жертвам массовых репрессий».

Прежде всего потому, что на деле абсолютно непонятно, о памятнике кому и чему идет речь.

Памятник нужен, чтобы помнили. Но помнили для чего? Просто не забывали, что это было? Зачем это нужно не забывать? Чтобы не повторять? Или чтобы помнить, что при случае полезно повторить?

На интуитивном уровне как будто бы считается, что «массовые репрессии» — это нечто дурное. Но в основном люди так считают только потому что, так говорят официальные лица и СМИ в последние лет тридцать. Как раз тот случай, когда словосочетание привычно, а вот что означает каждое слово не очень-то и понятно.

«Жертва» – это пострадавший или погибший. Слово «пострадавший», конечно, рождает сочувствие. Но пострадать можно заслуженно, оправдано, а можно — невинно. Или сознательно.

«Массовое» означает только одно – численность. Если во время Великой Отечественной войны пострадали десять миллионов немцев, то их тоже можно назвать «массовыми жертвами действий СССР».

«Репрессия» — наказание, карательная мера. «Жертвы репрессий» – это те, кого наказали. «Жертвы массовых репрессий» – если наказанных много. Например. если за массовые преступления наказали много преступников, то не вполне понятно, почему им должен быть поставлен памятник. Скорее, памятник должен быть поставлен тем, кто их выявил и наказал.

Формально словосочетание «жертвы массовых репрессий» означает «много наказанных преступников». Виновных – и невиновных. Уголовных – и политических.

Тогда логичнее говорить не о «жертвах массовых репрессий» — потому что в их число входят и уголовные преступники, а конкретно о «жертвах политических репрессий». Причем без слова «массовые», потому что здесь вообще дело не в количественном показателе. Собственно, скорее именно это и имеется в виду теми, кто провозглашает необходимость «осуждения массовых репрессий».

При употреблении слов «жертвы политических репрессий» акцент с количественной характеристики, обозначающей число, переносится на качественную, определяющую «пострадавших по политическим мотивам».

Но здесь мы сталкиваемся с не меньшей противоречивостью.

Потому что словосочетание «политические репрессии» – означает наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

То есть, «жертвы массовых политический репрессий» – это те, кто вел борьбу за свержение и уничтожение существующего строя. Кстати, по УК современной России – деяние более чем наказуемое.

Отсюда «жертвы политических репрессий» — это пострадавшие за свои попытки свержения существующего строя. Например, террористы, исламские боевики или (применительно к Украине) бандеровцы и боевики Майдана.

И при постановке вопроса о «жертвах политических репрессий в СССР» под это определение попадают и члены антигосударственных организаций. и «лесные братья» с Шухевичем и Бандерой, и прямая агентура Гитлера. Все они, строго говоря, — «жертвы политических репрессий».

Или тогда уж нужно было бы говорить именно о «невинно пострадавших от политических репрессий». И против такого памятника никто бы не возражал.

Только не нужно автоматически всех осужденных объявлять невиновными. И мешать одних с другими.

Без этого памятник «жертвам политических репрессий» будет иметь лишь один смысл: это будет памятник врагам страны. И поощрение новых врагов к борьбе против этой страны.

КМ.ru

Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...