Андрей Кобяков
«В России не удалась идея организации конкурентного рынка нефтепродуктов»
По мнению экономиста, естественные монополии должны уйти из рыночной сферы в сферу государственного управления …
По всей видимости, «бензиновый вопрос» встал сегодня так остро из-за некоего сговора компаний, которые создают атмосферу дефицита и провоцируют общественное недовольство автовладельцев. Это не может не тревожить, потому что мы помним о событиях во Владивостоке, Калининграде, где не так давно прокатились массовые акции протеста.
Есть прямые свидетельства (не говоря уже о множестве косвенных), что все это происходит как по мановению палочки дирижера, причем одновременно в нескольких регионах. И есть все основания по совокупности факторов признать антимонопольный сговор и принять очень жесткие меры, которые должны толковаться как меры чрезвычайного положения. Думаю, что ряд компаний можно смело лишить лицензии на занятие ими деятельности.
Мы имеем дело с откровенно оппортунистическим поведением ряда российских нефтедобывающих компаний. Причем в некоторых из них сильно государственное участие, а некоторые до сих пор заявляли о своей лояльности государственному курсу. Тем не менее, в своей области они проводят совершенно безобразную диктаторскую политику.
При повышении цен на нефть во всем мире в России цены на бензин растут. Когда во всем мире цены на бензин понижаются — у нас они не падают. Однако никакого иного способа, нежели административное воздействие на частные компании, не существует. К нему прибегают во всем мире.
Идеальным вариантом, на мой взгляд, является огосударствление этих компаний. Давайте посмотрим на те страны, которые, как и мы, живут за счет цен на энергоносители, — Саудовскую Аравию или Норвегию, или ту же Ливию. Но если ситуацию в Ливии можно списать на «отрыжку социализма», то Норвегия нам демонстрирует наилучший пример социал-демократизма в Европе и высочайшего уровня жизни населения. Что такое компания Statoil, которая является стопроцентным монополистом на добычу нефти в Норвегии? Это стопроцентно государственная компания. Что такое саудовские нефтяные промыслы? Это, опять же, стопроцентно государственные компании. После того, что мы наблюдаем в нашей стране много лет, я просто не вижу никаких оснований для существования частных нефтяных компаний в России. Тем более, что они используют в основном то, что было разработано до них: вся инфраструктура, все нефтеперерабатывающие заводы были построены в советский период. Какие есть основания для получения частными лицами фактически природной ренты на рост цен на энергоносители в мире? Никто не имеет на это право, и это бьет по благосостоянию миллионов наших граждан. Это откровенно антиобщественное поведение.
В мире есть масса прецедентов применения к таким компаниям самых жестких мер антимонопольного регулирования. Сетовать же на ситуацию абсолютно бесполезно. Это примерно так же, когда наш премьер сетовал на высокие наценки в торговых сетях. Это просто пиар-ход. Если вы хотите разрешить ситуацию раз и навсегда, то нужно просто провести «показательную» национализацию одной из таких компаний, тогда другим будет неповадно.
По большому счету все это вместе означает, что в России совершенно не удалась идея организации конкурентного рынка нефтепродуктов. Это абсолютный факт, и нынешние события это еще раз подтверждают.
Люди часто задаются вопросом — почему в России, являющейся крупнейшей нефтедобывающей страной, такие высокие цены на нефтепродукты? Частично это объясняется вышеприведенными факторами, зависимостью ситуации от того, какие отношения у государства с нефтедобывающими компаниями, — отпускает ли она их в частных бизнес или продолжает считать государственными, даже если они функционируют по каким-то рыночным принципам. Это был бы для нас идеальный вариант. Потому что Россия скатилась до уровня страны, существующей преимущественно за счет природных ресурсов.
Есть в этой проблеме еще один существенный момент. Со времен распада Советского Союза мы взяли на себя обязательства перед различными международными структурами в том, что мы будем уравнивать цены мирового и внутреннего рынка. Это совершенно жесткое требование наших «партнеров» из организаций, куда мы так рвемся вступить (ЕС, ВТО).
Как-то я на сей счет пошутил: предположим, у нас есть одно конкурентное преимущество – носить шубы в мороз, в то время, как они, на Западе, ходят в одних трусах; так они могут высказать к нам за это претензии и потребовать, чтобы мы сняли свои шубы и ходили в одних трусах.
Надо понимать, что мы живем в совершенно иных условиях. У нас некомфортный климат, 70-80% территории страны находится в вечной мерзлоте. Существуют огромные транспортные издержки, которые должны чем-то покрываться. Цены на энергоносители в России должны регулироваться государством в пользу российских производителей обрабатывающей промышленности, в пользу рядовых потребителей, в пользу сферы услуг и т. д. Мы по определению должны иметь более низкие цены на энергоносители, чтобы хоть как-то конкурировать со странами Запада. Все это было уже давно доказано, например, в книге Андрея Паршева «Почему Россия не Америка».
Сложившаяся ситуация бельмом на глазу висит уже второй десяток лет, со времен залоговых аукционов, когда вся «нефтянка» перешла в частные руки. Если бы российская власть стремилась изменить ситуацию всерьез, то должна была бы вернуть тот статус-кво, который существовал до 1997 года. Тогда, может, мы бы жили совершенно в других условиях. А что касается потребителей, то, думаю, что им совершено все равно – заправляются они на государственных заправках или на частных. Главное, чтобы цены на бензин были соответствующими.
Естественные монополии должны уйти из рыночной сферы в сферу государственного управления. Это для меня жесткая, но принципиальная и бескомпромиссная позиция. Считаю, что таким образом можно решить множество социально-экономических проблем в России сразу и на многие годы вперед.
Андрей Кобяков, доцент Московского университета, кандидат экономических наук, специально для «Русской народной линии».