ПУТИНУ И ЭРДОГАНУ НУЖНА БЫЛА ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА
Шамиль Султанов
Встреча в Баку президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана вызвала большой интерес. Интриги добавило то, что встреча проходила «за закрытыми дверями». Чем была вызвана необходимость закрывать двери? От кого? Политолог, член Изборского клуба Шамиль Султанов высказал своё мнение по этому поводу.
«Встреча проходила за закрытыми дверями, потому что шла речь, уверен, о поставках газа в Европу после 2019 года, — высказал предположение политолог. — В этом вопросе всё неопределённо. Казалось бы, 1 декабря прошлого года было достигнуто соглашение, договор о намерениях, по поводу «Турецкого потока». Прошло полгода, но за это время никаких конкретных документов подписано не было, не приняты никакие решения.
Дело в том, что для России тогда это был непростой момент, и она это использовала как один из факторов давления на Европу. Россия как бы показала: если вы не согласитесь на наши условия по поводу транзита газа через Украину, то у нас есть общеевропейский, общеевразийский вариант — через Турцию.
Судя по всему, это дало какие-то результаты. Потому что если бы Европа сразу заняла жёсткую позицию, дав отповедь, тогда, скорее всего, какая-то конкретизация этого проекта последовала бы. Например, была бы произведена разметка маршрута, выделены первоначальные деньги на составление проекта. Ничего этого не было сделано. То есть тот шаг, что сделал Путин, приехав тогда, 1 декабря, в Анкару, возымел своё действие.
Тогда и Эрдогану, надо сказать, нужно было неким образом пошантажировать Европу, потому что Турцию в ЕС не принимают. И Турция решила стать ключевой энергетической стороной в Европе для того, чтобы на Европу давить. Судя по всему, в этом плане тоже какие-то сдвиги произошли. Но Путин больше получил от такого расклада. Это очень сложная игра «на взаимных козырях». И она требовала детальной проработки за закрытыми дверями.
К тому же в последнее время обострились отношения Турцией и России. Это связано с тем, что мы фактически поддержали Армению в том, что в 1915 году был геноцид в отношении армян. Турки это рьяно отрицают. Ну, а турки набросились на Россию по поводу политики в отношении Крыма.
Поэтому была нужна некая доверительная встреча, чтобы решить накопившиеся вопросы. Хочу добавить, что личностные отношения между Путиным и Эрдоганом очень хорошие. Если посмотреть, какие отношения у Путина с мировыми лидерами, то контакты с Эрдоганом входят в тройку по интенсивности».
Пресс-служба Изборского клуба