На пространствах империи

В настоящий том серии Института динамического консерватизма вошли наиболее значимые материалы его заседаний, семинаров и обсуждений 2009–2011 годов, объединяемые темой цивилизационного единства русской культуры и истории, их своеобразия и самостоятельности. Все доклады и выступления служат свидетельствами глубокой внутренней правды и достоверности России как духовного и ментального пространства, порой противоречивого, исторически изменчивого, но не подлежащего критике с точки зрения приведения его к общему знаменателю так называемого «цивилизованного мира». В центре этого пространства лежит принцип традиции, далее он разворачивается в истории, показывая свою неодномерность, наконец, в культуре он обретает свою завершенность, законченность формы и стиля. Все эти три грани имперской непрерывности России нашли отражение в сборнике, среди авторов которого: С.В. Ямщиков, В.М. Фалин, И.П. Золотусский, В.С. Непомнящий, другие известные имена, близкие друзья и сотрудники ИДК.

Где купить.

Книга продается в Галерее Книги «Нина» (ул. Бахрушина, д.28, метро Павелецкая), а также в магазине «Гиперион» (ул. Рабочая, д.38, метро Площадь Ильича, Римская).

 

 

Приведем содержание сборника и текст «От составителей»

Содержание

От составителей

I.

Аверьянов В.В. Империя и воля

Платонов О.А. Русская цивилизация: история и идеология русского народа

КолеровМ.А. Пространство империи: мечты и практика

Делягин М.Г. Русский способ производства

Холмогоров Е.С. «Русский аффект»: Оскорбление и обида

Калитин П.В. Юродство в русской культуре (цикл лекций в ИДК)

II.

Никифоров Ю.А. Интерпретация истории как техноогия социального проектирования

Репников А.В. Социально-экономические воззрения русских консерваторов рубежа XIX – начала XX веков

Фалин В.М. Запад и Россия в XX веке: связь времен

Жуков Ю.Н. Феномен Сталина

Максим Калашников. Инновационная опричнина Лаврентия Берии. К вопросу о модели параллельного «правительства развития», разрушенной в 1953 году

Демурин М.В. Единственный шанс на будущее – не «десталинизация», а дегорбачевизация и деельцинизация России

III.

Конференция «А.С.Пушкин как мировоззренческое явление национальной традиции». Избранные доклады

С.В.Ямщиков

В.Г.Василевич

А.Л.Казин

В.С.Непомнящий

Ю.М.Лощиц

Э.А.Попов

Сидорина Н.К. Сакральный смысл Российской Империи

Золотусский И.П. Русская классическая литература и национальный архетип

Золотусский И.П. Русская литература XX века

Обухов Р.Е. О Ефиме Честнякове

Фурсов А.И. «Реформа» образования и ее подоплека

Виноградов Б.А. Образование должно объединять страну

Демурин М.В. Россия и зарубежная мгла

Об авторах

__________________________________

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Дорогой читатель!

В твоих руках один из первых томов серии изданий Института динамического консерватизма (ИДК). Наш институт был создан в 2009 году группой единомышленников, костяк которой составили ведущие авторы Русской доктрины. Скоро вокруг ИДК объединилось сплоченное сообщество экспертов в самых различных областях. Взяв за опору русскую традицию, мы поставили себе несколько взаимосвязанных задач. Во-первых, противодействовать прогрессирующей культурной, интеллектуальной, духовно-нравственной деградации России. Во-вторых, показать обман навязываемого сегодня нашей стране «выбора»: либо мы часть западного «цивилизованного мира» (и, соответственно, должны жить по стандартам общества потребления), либо скатываемся в так называемую «азиатчину». В-третьих, повлиять на культурные, идеологические и политические предпочтения в российском социуме в направлении их приближения к национальным, отечественным основаниям и реальным нуждам народа и страны. Одновременно нами была сформулирована и цель на перспективу: внести свою лепту в создание в России мировоззренчески и практически деятельной силы, понастоящему приверженной ценностным, смысловым и этическим императивам русской традиции, действительно верящей в Россию и русский народ как творцов истории.

Наше кредо – это динамический консерватизм. Подробнее о том, в чем состоит суть этого мировоззрения, можно прочитать в открывшей данную серию книге руководителя ИДК В.В. Аверьянова «Традиция и динамический консерватизм». Здесь же скажем так: динамический консерватизм указывает на ту реальность, которую можно обозначить как своего рода оберег русского человека, или его ангел-хранитель. Это основа, благодаря которой каждый из нас и весь народ в целом получают возможность лучше понимать питающий и целебный корень своей традиции и по-умному обращаться к нему, чтобы, оставаясь самим собой, легко адаптироваться к обстоятельствам времени и места, внешним веяниям и потрясениям, отражать пагубные воздействия, самим влиять на формирование будущего. Причем будущего не только нашего, но и – всего мира. Не все из авторов, чьи доклады в нашем институте мы включили в данный том, сами отнесут себя к динамическим консерваторам, но каждый из них, как можно увидеть в представленных материалах, в той или иной мере следует этому принципу.

Том состоит из трех разделов, объединенных общим понятием империи. Программный для ИДК характер носит работа В.В. Аверьянова «Империя и воля», открывающая первый раздел. Нам близки рассуждения на этот счет одного из друзей ИДК, историка и общественного деятеля М.А. Колерова, который видит империю как «многоконфессиональное и многонациональное… единство, которое позволяет содержать в государственном целом разные уровни общественного развития и даже разные системы власти за счет мягкой… системы кооптации национальных традиций и национальных элит…» При этом для гармоничности такой кооптации должен не просто формально существовать, но пребывать в физическом и культурном здравии стержень империи – имперский суперэтнос, который и является главным носителем традиции-цивилизации. В нашем случае – русской традиции-цивилизации.

Каковы изначальные черты русского культурного типа? Как и за счет чего он прирастал и творил на протяжении российской истории? Что он представляет собой сегодня? Об этом на страницах первого раздела нашего сборника, отправляясь от метафизического плана бытия, рассуждают директор Института русской цивилизации О.А. Платонов, директор Института проблем глобализации М.Г. Делягин, директор по развитию ИДК Е.С. Холмогоров, директор по программам ИДК М.В. Демурин. Важным вкладом в наши исследования, касающиеся русской традиции, стал самобытный цикл лекций профессора МГУ им. М.В. Ломоносова П.В. Калитина «Юродство как творческий фактор в русской культуре», позволивший нам глубже осмыслить субъектный фактор в русской общественной и духовной жизни.

Второй раздел тома мы посвятили вопросам истории: историческому знанию как таковому, его соотношению с образом прошлого в социальной и культурной памяти, проблеме интерпретации истории в качестве технологии общественно-политического проектирования. Как констатирует ответственный секретарь российской Ассоциации историков Второй мировой войны, доцент МГГУ им. М.А. Шолохова Ю.А. Никифоров, такое проектирование подразумевает «воздействие на процессы ‘‘сборки’’ и ‘‘разборки’’ народов, легитимации или, наоборот, подрыва легитимности государственной власти… Через актуализацию тех или иных примеров из истории в обществе задается определенная система ценностных координат, происходит ретрансляция социальных норм, нравственных качеств, то есть, шире, осуществляется воспроизводство культуры». Если читатель хочет серьезно разобраться в таких понятиях, как «историческая политика», «политика памяти», «фальсификация истории», то он найдет немало важного для себя в первом же материале данного раздела.

В обстоятельствах, когда и историческая наука, и популярная историческая литература испытывают нарастающее влияние идеологии и политики, тем более важен объективный взгляд на историю нашей страны в XX веке, которая подвергается сегодня наиболее активным фальсификациям. Разговор об этом мы начинаем с исследования известного специалиста по русскому консерватизму, доктора исторических наук А.В. Репникова «Социально-экономические взгляды русских консерваторов конца XIX – начала XX веков». Расширить не просто фактическое знание о событиях и процессах истории нашей страны того периода, но их историософское понимание, читателю, как и нам, поможет серия стенограмм состоявшихся в ИДК бесед с В.М. Фалиным – разведчиком-аналитиком, дипломатом, крупным партийным и государственным деятелем советского периода и одновременно ученым-историком. Его глубокое исследование мы сочли необходимым дополнить докладом о ключевой фигуре русской истории XX века И.В. Сталине, прочитанном в ИДК ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН, доктором исторических наук Ю.Н. Жуковым, и материалом нашего коллеги по ИДК Максима Калашникова, посвященном другой неоднозначной фигуре советского периода – Л.П. Берии.

В завершающем разделе мы обращаем читателя к русской культуре как зеркалу национального духа, отражающему и его метафизику, и историческое становление. Культура на новом, «снятом» и подводящем итоги уровне увенчивает природу и историю, образует «купол» творческих откровений, сияющий над всей национальной жизнью. В своих исследованиях ИДК уделяет особое внимание влиянию архетипов на формирование актуального самосознания русского человека.

Первым крупным публичным мероприятием нашего института стала общественно-научная конференция «А.С. Пушкин как мировоззренческое явление национальной традиции». Из состоявшегося тогда разговора о Пушкине, актуальных векторах его влияния на русскую философскую и политическую мысль XIX – XX веков, на формирование русского исторического самосознания и современные умонастроения в России в настоящий том вошли лишь отдельные, но наиболее яркие страницы. Особенно дороги нам слова ушедшего от нас в том же году «реставратора всея Руси» С.В. Ямщикова – это выступление стало последним его выступлением на форуме подобного рода.

В статье «Сакральный смысл Российской Империи» поэт Наталья Сидорина пишет о возможности возрождения народного, глубоко христианского миропонимания, поскольку оно отображено в самом русском языке. Обращаясь к творчеству Пушкина и Есенина, автор напоминает о сакральной силе слова. Не случайно поэтов убивали за стихи.

О русской литературе как факторе спасения нашего народа в XX веке говорит в своих лекциях, прочитанных в ИДК, известный писатель и литературный критик И.П. Золотусский. Казалось бы, трудно сказать что-то новое о русской литературной классике, но Игорь Петрович опровергает этот стереотип, выводит свои рассуждения на уровень философской антропологии. Что же касается века XX, то здесь, оттолкнувшись от критического взгляда на литературу Серебряного века, «приведшего к падению духа русской литературы», писатель формулирует важнейшую для понимания состояния умов перестроечной и современной либеральной интеллигенции (столь трепетно относящихся именно к Серебряному веку) мысль: в первой четверти XX века «чувство греха и вины перед народом, которое испытывали лучшие русские писатели XIX века, исчезает», уступая место, с одной стороны, «высокомерию по отношению к народу», а с другой – «насильственному служению веку». Через глубокое сопоставление мировоззрений Михаила Булгакова и Андрея Платонова, интереснейшие оценки творчества В.В. Набокова и А.И. Солженицына, взгляд на военную прозу и поэзию как воплощение возврата к истокам и преображения читатель вместе с И.П. Золотусским придет к вершине русской литературы второйполовины XX века – деревенской прозе, услышит суровую оценку литературы рубежа веков и нотки надежды по поводу творчества современных русских писателей.

Одной из самых интересных и, не побоимся этого слова, одухотворенных стала встреча в ИДК с Русланом Евгеньевичем Обуховым – поэтом, исследователем и издателем Ефима Васильевича Честнякова (1874 – 1961), стенограмму которой мы также включили в этот раздел. Нам открылись удивительные грани жизни и творчества уникального русского самородка, самобытного народного мыслителя, художника, поэта, жившего, как и мы, на переломе времен и сумевшего не только сохранить свою душу, но помочь сохранить и хранить ее многим своим соотечественникам на малой и большой родине.

Проблематике русского образования, взятой в широком политическом и цивилизационном контекстах, посвящены материалы наших коллег – историка и обществоведа, академика Международной академии наук А.И. Фурсова и видного деятеля на ниве науки, профессора Б.А. Виноградова, в прошлом заместителя министра образования и науки РФ и депутата Госдумы. Сегодня образование в России подвергается жестокому изничтожению и как часть русской культуры, и само по себе. В отношении триады: «метафизика – история – культура» образование выступает как связующая сфера, которая «вводит» человека в традицию за руку, дает ему возможность окрепнуть и встать на собственные ноги, обрести собственное видение жизни, свое место в культуре своего народа. В этом смысле упадок образования служит симптомом глубочайшей болезни, поразившей нашу цивилизацию. А.И. Фурсов основное внимание уделяет раскрытию подоплеки сговора с целью не допустить возвращения русского народа на позицию народа-творца, а России – на позицию мирового лидера, окончательно закабалить их в категории «обслуживающего персонала» мировой глобалистской «элиты». Б.А. Виноградов основной акцент делает на мерах по пресечению разрушительных образовательных «реформ» и предлагает конкретные идеи об органичном, в духе национальной традиции, сочетании процессов образования и воспитания, просвещения и инноваций во имя достойного России будущего.

Завершает том аналитическая работа М.В. Демурина «Россия и зарубежная мгла».

Надеемся, что задуманный нами в виде многотомника отчет о трехлетнем периоде становления ИДК, как и вся деятельность нашего института, станут благотворным вкладом в основу новой русской исторической общности. Взяв все лучшее из русской традиции и синтезировав опыт всех периодов русской истории, мы должны добавить к этому недостающее – то, чего не хватило, чтобы не допустить исторических сбоев начала XVII и XX веков и конца XX века. Этот ключ к пониманию и осуществлению Высшего Промысла о России мы надеемся дальше искать вместе с тобой, дорогой читатель!