ПОЧЕМУ РУБЛЬ ДОЛЖЕН СТАТЬ РЕЗЕРВНОЙ ВАЛЮТОЙ

Михаил ДелягинМихаил Делягин

Накануне Владимир Путин предложил отказаться от доллара по всему СНГ. Президент России инициировал этот вопрос на уровне межгосударственного соглашения, которое в случае ратификации станет нормой международного права. В формате ЕАЭС страны уже обсуждали возможность перехода на расчёты в национальных валютах. К 2025-2030 годам торговые операции между Россией, Белоруссией, Арменией и Казахстаном будут производиться с использованием лишь национальных валют (рубли, белорусские рубли, тенге и драмы) без курсовой конвертации в американский доллар и евро. Теперь эту возможность Путин предложил утвердить в рамках всего СНГ, согласно соглашению о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ. Но проблема в том, что СНГ пока не образует единого экономического организма, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Это решение, с одной стороны, политическое, потому что понятен политический мотив – необходимость создания своего макрорегиона и выхода из зоны доллара. С другой стороны, это решение экономическое, потому что одним риском становится меньше. Но на самом деле, я думаю, к 2025 году мир и так разделится на макрорегионы, и если мы не сможем сделать рубль резервной валютой к тому времени, то у нас могут быть большие проблемы с территориальной целостностью. И, во всяком случае, совсем не факт, что доллар будет резервной валютой именно для нас.

Что касается определения цены, то на товар небиржевой это можно сделать. Но в случае с товарами биржевыми (нефть, практически все виды сырья, зерно) это означает, что необходима собственная крупная биржа, которая будет продавать довольно заметные (необязательно огромные) объёмы этой продукции, и таким образом определять цену. А иначе всё равно в качестве ориентира будут использоваться цены в долларах, то есть цены мирового рынка.

Если мы будем просто брать цены мирового рынка и переводить их в тенге и российские, белорусские рубли, то это не будет чем-то критически значимым. Это будет просто вытеснение доллара из двустороннего обращения, из расчётов в национальных валютах – то, что частично уже реализовано с Китаем. Но если речь именно о ценообразовании, то надо создать механизм этого ценообразования. А пока этим толком никто не занимается. Если кто-то хочет, чтобы ценообразование осуществлялось в рублях, нужно создать механизм этого ценообразования или соответствующую товарно-сырьевую биржу для постсоветского пространства. Пока этого нет – это всё разговоры в пользу бедных.

Смысл этой схемы заключается, во-первых, в том, чтобы создать свой макрорегион в распадающемся мире и просто сохраниться, сохранить самих себя. А во-вторых, чтобы снять валютные риски, которые связаны с долларом и которые довольно существенны, но я думаю, что к 2020-2025 гг. они тоже, так или иначе, реализуются. Так что срок явно подобран для того, чтобы нынешнее правительство Медведева могло продолжать бездельничать и дальше. У меня есть подозрение, что эти сроки названы по принципу Ходжи Насреддина – российские власти могут бездельничать сейчас, у них нет необходимости бежать и начинать эту биржу создавать, а к "контрольному сроку" про это все забудут.

Что касается участников, то Казахстан такая схема заинтересует, потому что казахстанское руководство понимает очень серьёзную перспективу. У Белоруссии всё зависит от конкретных условий. В случае с Арменией надо понимать, что, судя по их протестам против российского бизнеса, весьма возможен в обозримом будущем государственный переворот и превращение Армении в микроукраину. Я думаю, что к 2025-2030 г. и Молдавия "уйдёт". СНГ не образует единого экономического организма, дай Бог эту схему сделать в рамках Евразийского экономического союза.

Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...