ЗАПАД БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬ ЗАТЯГИВАТЬ УДАВКУ НА ШЕЕ РОССИИ
Александр Нотин
Поразительное дело: президент Владимир Путин словно бы услышал те идеи, которые были изложены нами в недавней статье «Гвардия служения». Выступая 22 октября на международном Валдайском форуме в Сочи, он, неожиданно для большинства присутствовавших (а это всё-таки на девять десятых – представители неолиберального течения!), затронул тему исторической метафизики.
С некоторым сомнением он высказался в том смысле, что основная разница между Россией и Западом лежит в духовной плоскости. Если для России на первом плане – понимание добра и зла, божественные истины и смыслы, то Запад руководствуется интересами и голой прагматикой.
Что ж, как говорится, не в бровь, а в глаз. Путин явно не довольствуется в своём осмыслении происходящего в мире вообще и на Ближнем Востоке в частности, цифрами и фактами, датами и сметами. Он пытается заглянуть глубже, диагностировать болезнь, как мы и писали. Не в ветках и листьях, а в самом корне древа цивилизации. Болезнь же эта – духовная, ибо «дух творит себе форму».
Точно так же, будто в подтверждение сделанного нами вывода о нарастающей асимметричности внешнеполитических рывков и маневров Путина с одной стороны, и застойности неолиберальной политико-экономической модели внутри России – с другой, в стране поднялась волна кровавых разборок между отдельными элементами правящего чиновничье-олигархического класса. Впечатление такое, будто Промысел Божий счёл необходимым и возможным именно сейчас, когда рейтинги нашего президента достигают пиковых значений (согласно ВЦИОМ – 89,9 %) показать Путину, сколь напряжённая и опасная для него ситуация складывается в том самом верхнем эшелоне власти, который окружает его со всех сторон и до последнего времени рассматривался им в качестве надежной опоры.
Региональные элиты, придавленные санкциями и кризисом, начинают трещать по швам. Образующий их коррупционный паразитический и часто маргинально-компрадорский элемент, теряя доходы, приходит в неистовое возбуждение. Примеров тому тысячи, но, что характерно, практически все они демонстрируют предельную изолированность региональных кланов от высшей власти, беспринципность и бесцеремонность поведения, а также полное отсутствие руководящей и направляющей идеи, кроме голой наживы. Всё это не может не напрягать Кремль, понимающий, сколь тонок лёд, на который он опирается.
В свою очередь, дискуссии в Сочи более, чем наглядно продемонстрировали тупое нежелание западных экс-политиков и политологов признавать очевидную реальность: трагизм для России распада СССР и образование самого крупного в мире разделенного народа – русского, неприемлемость для нас развертывания НАТО и систем ПРО у наших границ в нарушение прежних договоренностей. Вопиющее оскорбление норм и принципов международного права со стороны США и их клевретов, двойные стандарты по отношению к ИГИЛ и проблеме Сирии. Список этот легко можно расширить… Не знаю, какой вывод насчёт тональности и результативности сочинского форума сделают в АП Президента РФ (скорее всего, он будет бодрым и оптимистичным), но мне почему-то видится другое. Проиграв нынешний раунд глобальной борьбы против России внутри ООН и на полях сражений с ИГИЛ, наши «западные партнеры», о чём наглядно показали дискуссии в Сочи, по крайней мере, в лице нынешних элит, будут продолжать затягивать удавку на шее России.
Нетрудно ожидать тех или иных провокаций, прежде всего, на полях сражений против ИГИЛ. Неслучайно, буквально на днях министр обороны США Эштон Картер проговорился о том, что у российских летчиков могут быть «неприятности» в Сирии. А из других источников стало известно, что Штаты десантируют в расположение ИГИЛ современные противовоздушные вооружения. Ясно также и то, что США и их союзники будут всячески блокировать перспективу внутриполитического урегулирования в Сирии, которая чётко обозначилась после визита в Москву Башара Асада и прямых заявлений на этот счёт Путина в Сочи.
Возможность военной победы в Сирии открывает горизонт в создании сверхмощной антизападной оси в регионе, ядром которой станут окрепший Дамаск и застоявшийся в стременах Иран. Странно, что в этой ситуации хранит молчание Израиль, для которого, очевидно, равно неприятно как усиление радикальных исламистов (где-где, а в Тель-Авиве понимают, что никакими рычагами управления хаосом Вашингтон не обладает), так и консолидация новой региональной оси, к которой примкнут Хизбалла, палестинцы и курды.
А там, глядишь, зашевелятся и неуверенные в себе режимы Египта, Иордании, Ливана, Йемена. В общем, хотят того Штаты или нет, но Ближний Восток с их дурной подачи ввергся в фазу переформатирования, и никакие внешние силы, даже ВКС России, помешать этому не смогут. Для нас важно не выпустить из рук хвост Жар-птицы, который не иначе, как по воле Промысла Божьего, угодил нам в руки. Важно оседлать позитивную волну ближневосточной турбулентности, и на её гребне в полный рост вернуться за стол мировых игроков.
Но это только половина работы. Путина ожидают серьезнейшие раздумья по поводу мобилизации «внутреннего фактора». Возможно, именно поэтому «валдайцы», известные своим прозападным составом и взглядами, на этот раз открыто уклонились от обсуждения существенных и судьбоносных для России социально-экономических вопросов. Но, как говорится, «Бог шельму метит», и президенту Путину, что бы кто там ни делал, придётся в самое ближайшее время обратиться к этим «сердитым» вопросам, чтобы в его новом стратегическом курсе не произошло болезненного и смертельно опасного разрыва между политико-дипломатическим авангардом и «обозами».