Сильное государство не только боятся, но и уважают
Леонид Ивашов
В сегодняшнем разговоре с генералом Леонидом Григорьевичем Ивашовым – специалистом в области геополитики и международных отношений – мы затронули ряд актуальных вопросов, вставших в связи с последними событиями: гибелью российского самолета, сбитого турецкими ВВС, и ухудшением российско-турецких отношений. Речь шла и о возможном сценарии дальнейшего развития ситуации в мире.
– Леонид Григорьевич, после нашей встречи прошло всего две недели, но ситуация в мире изменилась весьма серьезно. Первый вопрос в связи с этим: возможно ли вообще проводить определенную политику в столь стремительно меняющемся мире? И можем ли все мы как-то влиять на эти процессы, или политика – дело только профессионалов: дипломатов и людей власти?
– Прежде всего, это должна быть ровная последовательная политика – такую и проводит Россия в последние годы. Первое направление – формирование новой структуры мира: Евразийский союз, Шанхайская организация, группа стран БРИКС. Эту политику необходимо продолжать, только вести ее более настойчиво.
Во-вторых, сегодня Россия должна активизировать свои усилия по сохранению международно-правовых мер, особенно системы международной безопасности, возвращаться в правовое поле, в реальную политику, и не только нашим участием в бомбардировках террористических организаций, но и проводить международные конференции по будущему мироустройству.
Третье направление – продвижение наших духовных ценностей и в политику, и в экономику, и в мировое сообщество в целом. Осуждать то, что делает Запад (фактов уже много), продвигать, прежде всего, православно-славянские и в целом русские культурно-цивилизационные ценности, исправлять внутреннее состояние Российского государства и общества.
И последнее – укреплять вооруженные силы. Мы наконец-то осознали, что у нас есть не только друзья, но и конкуренты, противники, есть и открытые враги. Поэтому необходимо укреплять тыл – национальную безопасность и вооруженные силы.
И это дело не только политиков и дипломатов. Обычные люди тоже должны быть вовлечены в этот процесс. Как? Поддерживать те позитивные шаги и действия, которые осуществляются Россией на международной арене; осаживать тех, кто выступает против такой политики, особенно либералов. Возможно, где-то оказывать давление на наши властные структуры, если проводимая ими политика не соответствует интересам общества. Активно выступать: устраивать манифестации, митинги против политики, которая перекладывает бремя санкций на плечи простых людей и при этом не затрагивает олигархат, крупных чиновников, зачастую весьма состоятельных. И конечно, транслировать народное мнение органам власти, президенту, чтобы они были в курсе общественных настроений.
– После инцидента с российским самолетом, предательски сбитым турецкими ВВС, резко ухудшились отношения между Россией и Турцией. Не могли бы вы дать оценку тому, как ведут себя в этой ситуации Турция, Европа и США? И кому выгодно такое положение дел?
– Необходимо понимать, что за действиями президента Эрдогана стоят иные структуры, которые пытаются выстраивать и сохранять выгодный им миропорядок. Г-н Эрдоган стал лишь инструментом в руках более крупных сил.
– Вы имеете в виду США?
– Мы привыкли винить во всем США и политику, которую проводит президент этой страны. Но и президент США – не самостоятельно действующая фигура. В данной конкретной ситуации президент Обама не давал Турции «отмашки» действовать против наших самолетов. Но есть теневые мощные структуры финансового капитала, они пытаются править миром.
России необходимо внимательно выбирать союзников, искать настоящих друзей – прежде всего, по духовной общности и учитывая исторические уроки
России необходимо внимательно выбирать союзников, искать настоящих друзей – прежде всего, по духовной общности. Учитывая и исторические уроки. Искать тех, кто и в прежние времена не предавал нас; знать, кто всегда был нашим противником, хотя иногда и оказывался в наших друзьях. Еще Петр I говорил, что он не верит туркам, и вся история турецко-российских отношений показывает: мы всегда были противниками, врагами. Вспомним, сколько у России было войн с Турцией и какими они были тяжелыми и кровопролитными. И по сей день Эрдоган и его клика делают всё возможное, чтобы навредить России, чтобы где-то ущемить наши национальные интересы, ослабить или свести на нет наше влияние. А мы его внезапно записали в друзья!
Хотелось бы, чтобы те антитурецкие меры, которые приняты правительством, не носили кратковременного характера. Если сейчас мы задерем планку санкций, а завтра ее опустим – в мире нас уважать перестанут.
То, что происходит на Ближнем Востоке, – это результат политики США и европейских стран, а Турция – член западного сообщества. Так что вся ответственность за существующее положение дел сегодня в мире лежит на элитах США и Европы.
Европу Турция шантажирует беженцами. Но ведь сами европейцы участвовали в разрушении «домов» ближневосточных народов. Они повинны в возникновении этого монстра – террористического государства; они поддерживали агрессивный дух Турции. И нам не следует обращать внимание на то, что говорят на Западе. И не стоит полностью доверять. Хотя сотрудничать можно – с французами, с немцами.
Мир кардинально меняется сегодня, и Россия усердствует в улучшении мировой экономической и политической системы, инициирует многие положительные процессы. Но глобальный олигархат боится этих изменений и на противодействие им подключает различные силы: то украинских националистов, теперь вот Турцию.
Чего ожидать в будущем? Я не исключаю, что Турция начнет атаковать Сирию. Нужно быть сильными духовно. Но и сильным государством с соответствующей армией. Но нам надо понять главное: сильное государство не только боятся, но и уважают. Нам нужно быть сильными духовно – это прежде всего; но мы должны быть и сильным государством с соответствующей армией.
– Недавно депутаты Госдумы предложили турецким властям в качестве жеста доброй воли вернуть Софию Константинопольскую православным.
– Вернуть Святую Софию православным? Это пиар-ход и не более того. Это сегодня невозможно.
Можно мечтать о возврате Константинополя православным, готовить проекты на тот случай, если Турция начнет раскалываться – а этот вариант вероятен. Но нужно иметь в виду, что такой важный в геополитическом и стратегическом отношении пункт, как Константинополь, Запад, пока он силен, нам не отдаст. Между прочим, еще в Первую мировую войну англичане и французы обещали нам Константинополь и проливы. Нет, в реальную политику включать этот проект пока рано.
– Святые Косма Этолийский и Паисий Святогорский говорили о том, что может начаться война России и Турции, которая приведет уже к глобальной войне. Многие православные очень серьезно относятся к предсказаниям этих весьма почитаемых святых. Что вы можете сказать по этому поводу? Действительно ли возможна война России и Турции? К чему это может привести? Что будет с миром дальше?
– Войны желают определенные силы в Америке и Европе – это банковский капитал, нефтяной и военно-промышленный комплексы. Они желают войны, потому что на войне зарабатывают огромные прибыли. Но мы видим: Обама Эрдогана за наш самолет «по плечу не похлопал», и Турция в НАТО поддержки не получила. Европа утратила волю к жизни, но войны боится и понимает: если между Россией и Западом развяжется бойня, то основные военные действия будут вестись в Европе. Я полагаю, что говорить о войне сегодня пока не приходится. Может быть, и будут провокации, но большого конфликта быть не должно. Ведь столкновение с Турцией вовлечет НАТО (с их нежеланием воевать) начать действия против России. Каковы они будут? Я не полагаю, что, если они будут, то будут масштабными.
Поэтому, повторюсь: нам надо быть сильными, во-первых, а во-вторых, гибкими в военной дипломатии.
– Действительно ли сейчас ведется война с терроризмом, или все идет к выяснению отношений России и Запада, а ИГИЛ, Турция, Сирия используются как разменные монеты?
– Терроризм – явление не самостоятельное, а искусственно созданный инструментарий для того, чтобы разрушить, прежде всего, исламскую цивилизацию, так же, как на Украине и на Балканах разрушается православно-славянская цивилизация. Сегодня идет столкновение мировых цивилизаций. Мы говорили подробно об этом в нашей первой беседе. Мир уже поделен: есть западная цивилизация, есть коалиция незападных цивилизаций – она еще пока слабо оформлена, но уже противостоит западной. Внутри же западной цивилизации четко выделяется англо-саксонское пространство и романо-германское – континентальная Европа. Их отношения складываются не так уж и гладко, о чем и свидетельствует заседание Совета НАТО.