На пикнике с «друзьями России»
Осенью прошлого года жена сообщила, что ее подруга подрабатывает переводчиком у французского профессора, приехавшего в Нижний Новгород по линии «Французского Альянса». Есть такая организация, занимающаяся продвижением в мир французского языка и культуры. Так вот командированный в Россию профессор- лингвист лекции студентам и преподавателям прочитал, в баню со студентами сходил и теперь хотел бы побывать на пикнике «по- русски». Ну что же, пикник, так пикник, мы всегда рады гостям. Да к тому же интересно послушать, что думает простой француз о ситуации в мире. Жак оказался настоящим профессором, слегка полноватым, в очках, лет 50 — ти. Еще в магазине он удивил меня неплохим русским и нестандартной широтой французской души – купил две бутылки хорошего родного вина, кусок сыра и овощи. «Изучая русскую культуру, слегка обрусел» — одобрительно подумал я, но потом понял, что ошибся. В машине Жак второй раз удивил, когда после разговоров о Дюма, Депардье и исторических связях между нашими культурами он поинтересовался моим отношением к событиям на Украине. «Печально смотреть как государство, оторвавшись от Матрицы, от России, пустилось вразнос и летит и в либеральный Евросоюз, и в древнюю Киевскую Русь, и в петлюровско — бандеровскую самостийность, и все это одновременно. Выскочил молодой политический организм погулять, бегает, прыгает, и туда надо сбегать, и сюда, везде интересно, все проходили эту стадию. Раньше мы смотрели на это с добродушным интересом, но ведь сегодня они стали людей убивать – вот поэтому пришлось спасать народ Крыма». Собеседник думал недолго и сразу выдал об убийстве «небесной сотни» на Майдане пророссийским злодеем Януковичем, о стремлении народа Украины построить демократическое и свободное от Москвы государство с европейскими ценностями. «Пророссийкий Янукович» — большее для нас зло, чем прозападные Ющенко и Тимошенко. Он предал своих избирателей и продал с личной выгодой все, что было можно, на Украине. Будь моя воля – я бы выдал его Киеву, с условием законного суда. В «небесную же сотню» нужно записать как романтиков с Майдана, так и честно выполнявших свой долг милиционеров, и выкинуть оттуда националистов – убийц. Что касается демократического государства – да пусть строят, никто не лез в Киев из России с методичками, разве что из Вашингтона и Брюсселя. Только бомбить население-то – зачем? Зачем «молодая демократия» стреляет и сторонников федерализации, и тех, кто просто живет по соседству? Хотят освободиться от влияния Москвы? Но влияние-то было взаимным и взаимовыгодным. А вообще, модель Британского содружества очень бы нам подошла. Когда Великобритания, Канада, Австралия и некоторые другие страны вроде бы самостоятельны, но всегда выступают заодно и сохраняют Британский мир. После этого Жак объявил меня жертвой московской пропаганды, я не согласился, заявив, что просто являюсь «гомо сапиенс» и, как следствие, сам «российский пропагандист». В свою очередь вежливо поинтересовался — за свой ли он счет путешествует по России (побывал с лекциями в Москве, Кирове, Воронеже). Выяснил, что оплачивает тур некая общественная организация французско – украинской дружбы, но туда и русские тоже входят. Про парижанина мне стало все понятно, но я не стал его никак называть, так как считаю себя вежливым. Так, слово за слово мы доехали, выпили по бокальчику и пошли жарить мясо. Вот тут-то я и понял, что французскую душу быстро не переделать. Как только я отворачивался для розжига костра, мой гость быстренько наливал себе и выпивал. Я опять вежливо промолчал, что поделаешь – национальная особенность. В итоге бутылка кончилась, и Жак отодвинул меня от мангала, не разрешил заливать пламя и сам стал жарить мясо. Техника приготовления немного отличается от нашей кухни. Готовил на открытом огне, слегка сжег, но получилось вкусно. Разговор вернулся к европейским ценностям. Европейский гость заявил о нарушении у нас прав меньшинств, притеснениях по сексуальной ориентации. Женщины остались на кухне, я насторожился, но вслух спросил: «Жак, а во Франции общественный деятель сможет заявить, без последствий, что он против гомосексуализма? Вот скажем – ты?». Жак, видимо, живо представил и как- то испуганно замотал головой. «Вот, а в России можно заявлять и то, и другое. По поводу притеснений и ограничений – включи телевизор… А парады? Ну, не принято у нас публично рассказывать о своих пристрастиях. Я вот не хочу, гуляя с детьми, увидеть разномастное шествие, а самое главное — чтобы они увидели. И это тоже свобода, свобода людей традиционных ценностей. Кстати о ценностях – хотел бы ты, Жак, чтобы твои дети воспитывались в однополой семье?». Парижский гость после бутылки вина стал искренним и отказался от такой ретроспективы.
Тем временем Бордо закончилось и, так как перешли на Абхазское вино, речь зашла о Сталине. Французский профессор поинтересовался моим отношении к Сталинскому голодомору украинцев за их стремление к свободе. «А за что Сталин «морил» Поволжье? И вообще, зачем государству, введшему всеобщее медицинское обслуживание, одновременно убивать своих граждан? А вот настоящие виновники — это страны Запада, объявившие зерновое эмбарго для СССР в неурожайный год. Спасибо Ирану, прорвавшему блокаду». Жак сослался на свою малую информированность в данном вопросе, а мне посоветовал почитать книгу его знакомого историка, там, якобы, все написано. «Зачем мне тратить время на пропагандистскую беллетристику, если там нет озвученных фактов?». Гость из Франции еще отпил абхазского вина, одобрительно покачал головой в адрес напитка и начал новую тему – о ГУЛАГе, репрессированных «литовских партизанах» и огромной помощи Общества «Мемориал» в розыске пропавших в годы войны. В конце своего спича европейский профессор призвал признать россиян свою вину за сталинизм и покаяться, как немцы винятся за гитлеровские преступления. «Во- первых, уважаемый Жак, масштабы политических жертв ГУЛАГа преувеличены «Мемориалом» в разы, они включили в список и экономических, и уголовных преступников, а невинные жертвы — это наша боль. Такая же, как у французов — за жертвы якобинцев, у англичан — за казненных во время буржуазной революции, у американцев — за уничтоженные миллионы индейцев… Да все невинно осужденные и убиенные – предмет скорби следующих поколений во всех странах! Что касается «литовских партизан», то это недобитые эсэсовцы и вермахтовцы, и кара была по делам их. И в том и другом случае все происходило на территории Советского Союза и посему является нашими внутренними делами. А уж если речь который раз возвращается к фигуре Сталина, то он был Верховным Главнокомандующим Красной Армии, освободившей мир, в том числе и Францию от нацистской заразы. И даже за это народ Франции должен быть благодарен Сталину и нашему народу. Предлагаю тост за наш великий праздник, День Победы!» На что Жак поерзал на стуле и заявил, что для французов июнь 1944 года более значимая дата. Первый раз за нашу беседу я потерял душевное равновесие: «Где были наши войска, Жак, в 44-ом? В Польше и Чехии. Да эта высадка уже не имела принципиального значения. Двадцать пять миллионов жизней отдал наш народ! Ты считаешь эти жертвы второстепенными и отказываешься почтить их память?!». За столом все стихло. Профессор понял, что перегнул палку и торопливо поднял бокал за Победу. «Какой- никакой, а все же гость» ….