ЛУКАШЕНКО — ВРЕМЯ ЛАВИРОВАНИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ

Георгий ФилимоновГеоргий Филимонов

об амбициях, «змагарах» и шпагате на двух стульях

После украинского переворота 2014 года Восточная Европа так и не нащупала политическое равновесие. Хаос постепенно затягивает Венгрию и Польшу во внутриукраинские противоречия, что грозит перерастанием гражданской войны в полноценный международный конфликт. Ситуация становится безнадежной.

В апреле 2016 года премьер-министр Украины Яценюк подал в отставку, расписавшись в собственной недееспособности. Что дальше? Следуя американскому сценарию, Польша ставит на расширение военно-политического союза с Турцией. Варшава взялась за реализацию инициированного американцами (с подачи частной разведывательно-аналитической компании «Стратфор») амбициозного проекта под названием Междуморье (Intermarium), который предполагает создание антироссийского альянса от Балтийского до Черного морей. То есть поляки стремятся объединить под своими знаменами Украину, Турцию и Грузию, чтобы блокировать сближение России и Германии, а также выход России к теплым морям, где разворачивается разрушительная сирийская схватка. Кто это режиссирует?

На протяжении последних ста лет США систематически сталкивают русских и немцев, используя Польшу в качестве разводящей силы. Вот как комментирует эти прожекты обозреватель ИА REGNUM Станислав Стремидловский: «Анкара решилась на то, чтобы поддержать «польские аргументы» в пользу укрепления так называемого «восточного фланга» НАТО. Как сообщает варшавская газета Rzeczpospolita, в ходе визита в Анкару министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский впервые услышал от президента Турции Реджепа Эрдогана заверения, что турецкая сторона «занимает аналогичную позицию в отношении роли Североатлантического альянса против угроз, исходящих с Востока».

В этом смысле региональная значимость Белоруссии приобретает особое значение. Президент Александр Лукашенко пытается извлечь из интриги политическую и финансовую выгоду. Минск качнулся в сторону Анкары, о чем свидетельствуют итоги визита Лукашенко в турецкую столицу, который состоялся 17 апреля. Лукашенко и Эрдоган договорились перезагрузить экономические отношения между двумя странами. «Я хотел бы подчеркнуть заинтересованность президентов двух стран в развитии торгово-экономического сотрудничества. По сути дела, они поставили задачу перезагрузки экономических отношений и выхода на более высокий уровень», — заявил посол Белоруссии в Турции Андрей Савиных.

Поведение Лукашенко заставляет задуматься, поскольку Турция является непрямой участницей сирийской гражданской войны, поддерживающей террористические группировки ИГИЛ * и «Джебхат ан-Нусра» **. В такой ответственный момент Минск «технично забывает» о союзническом долге перед Россией в рамках ОДКБ. Странно, не так ли?

Ведь Россия и Белоруссия находятся в одной лодке — экономики и общества переплетены. На долю Москвы приходится около 90% экспорта из Минска. Главным образом речь идет о продовольственных товарах, сельскохозяйственном сырье и продукции машиностроения. С 1996 года обе страны занимаются строительством Союзного государства (правда, безуспешно), а в 2010 году Россия, Белоруссия и Казахстан создали Таможенный союз и Единое экономическое пространство, которое в мае 2014 года переросло в Евразийский экономический союз. Чуть позже к объединению присоединились Армения и Киргизия.

У Москвы и Минска есть множество совместных проектов. Тем не менее, двусторонние отношения постоянно находятся в плену риторики, поскольку президент Лукашенко «лавирует» между Россией и Западом, играя на противоречиях между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном. Такие попытки усидеть на двух/трех стульях истории известны. Финал всегда одинаковый. Виктор Янукович — хрестоматийный пример.

Экономическое положение внутри Белоруссии становится все более напряженным. Доказательством тому служит увеличение пенсионного возраста (до 58 лет для женщин и до 63 лет для мужчин), указ о котором был подписан 11 апреля. Ситуация в экономике осложнилась в 2015 году, когда рост курса доллара негативно отразился на товарообороте между Россией и Белоруссией. По данным Минэкономразвития России, торговля упала на 27,5%, составив $ 20520,0 млн, в том числе экспорт России в Белоруссию — $ 12724,6 млн (сокращение на 23,2%), а импорт — $ 7795,4 млн (сокращение на 33,6%.).

Когда денежный поток сократился, Лукашенко подал заявку на $ 3 млрд в Международный валютный фонд. Однако эксперты фонда не спешат финансировать. Более того, МВФ вынес Минску «приговор»: «Финансовый сектор, характеризующийся доминирующим положением государственных институтов, сталкивается с внутренними структурными проблемами, долларизацией и воздействием внешних негативных факторов. Урегулирование проблемных активов, которое должно быть неразрывно связано с реструктуризацией предприятий, имеет большое значение для сохранения финансовой стабильности».

И тогда последовала следующая тирада Лукашенко в адрес России, сказанная во время его выступления с посланием к Национальному собранию и белорусскому народу: «Я хочу, чтобы россияне понимали, особенно руководство России, что мы не будем мальчиками на побегушках. Мы — самостоятельное, суверенное государство, живущее с вами в одном доме, но имеющее свою квартиру. Пусть маленькую, небольшую, но свою квартиру».

Напомним, что еще в середине апреля глава Белоруссии направил в Вашингтон правительственную делегацию для участия в заседании советов управляющих МВФ и Всемирного банка. И опять безуспешно. Западные финансовые институты отказывают Минску с 2011 года.

Итак, резюмируем. Александр Лукашенко в очередной раз не встал плечом к плечу с Владимиром Путиным в противостоянии с Западом. Белоруссия не признала возвращение Крыма, как до этого не признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Александр Григорьевич фактически приравнял ополченцев ДНР и ЛНР к боевикам из карательных батальонов. В конфликте с Турцией Минск тоже предпочел отмолчаться, а недавняя встреча Лукашенко и Эрдогана в очередной раз заставила задуматься о перспективах «союзного государства».

Примечательны и заигрывания белорусских властей с местными националистами, которые получают экономическую, и организационную поддержку сверху. Причем, идейным фундаментом «змагаров» является не национальная идентичность белорусов как части восточнославянского народа, а «литвинизм, построенный на отрицании единства русских и белорусов, потому что «на самом деле» белорусы — это потомки древних литовцев, чьим главным историческим врагом было Московское Княжество. Вот такая лживая «каша». Выстраивание своей национальной идентичности на базе агрессивной русофобии, как показала Украина, довольно эффективно. И Белоруссию медленно, но верно подталкивают к этому пути.

Прошедший месяц назад «День воли» в Минске, в очередной раз показал лояльное отношение белорусского руководства к местным промайданным силам, кричащим на каждом шагу «Кто не скачет — тот москаль». Можно вспомнить и матч Белоруссия — Украина, на котором белорусские футбольные ультрас распевали нецензурные кричалки и речевки в отношении России и ее президента на манер своих украинских «коллег». А ведь это значит, что главная ударная сила «майдана» — сплав националистов и футбольных фанатов — в Белоруссии уже готова. Им остается только ждать отмашки своих заокеанских и европейских патронов. И есть большая опасность того, что Лукашенко не справится с этим процессом и может повториться киевский сценарий, но только в более трагичной форме.

В американской геополитической стратегии для Евразии Белоруссия может стать одним из ключевых элементов создания кольца нестабильности по периметру границ России наряду с Молдавией, Украиной, прибалтийскими государствами, Южным Кавказом и странами Центральной Азии.

Идеи «майдана» в Белоруссии живут и процветают. Александр Лукашенко одним из первых признал государственный переворот на Украине и пришедшую к власти киевскую хунту. Раньше, до него, это сделали только США и Евросоюз.

Отдельно стоит отметить препятствование критическому осмыслению и обсуждению в белорусском общественно-политическом пространстве темы украинского майдана. Недавний пример — поездка в Минск российского писателя Николая Старикова. Именно белорусская патриотическая общественность (а не представители органов правопорядка) остановила попытки провокаторов сорвать общение Старикова со своими читателями и поклонниками. Вызывают много вопросов и попытки остановить продажу его книг в магазинах на территории республики.

Так или иначе, для Александра Лукашенко время безудержного лавирования и торга заканчивается. Пора принимать волевые решения и определяться с приоритетами. Россия или Запад? Объединение или дезинтеграция? Жизнь или небытие? Здравый смысл подсказывает единственный путь. Очевидно, что для сохранения белорусской государственности, экономики и социальной стабильности (причем, нашего единого русского народа) у Александра Лукашенко нет альтернативы укреплению всесторонних связей с Россией и совместному строительству Евразийского союза.

Источник

Георгий Филимонов
Филимонов Георгий Юрьевич (р. 1980) — российский политолог, общественный деятель. ВРИО Губернатора Вологодской области. Экс-заместитель Председателя Правительства Московской области. Доктор политических наук, профессор РУДН. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...