ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ УДАРИТ ПО ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Валерий Коровин
В беседе с обозревателем KM.RU политолог, директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты РФ Валерий Коровин призвал с умом подходить к вопросу введения визового режима со странами Средней Азии:
— При решении этого вопроса следует исходить из того, какой стратегической ориентации тех или иные азиатские республики бывшего Советского Союза придерживаются в принципе.
Если их руководство определенно выражает интерес в отношении евразийской интеграции, ратифицирует договора, присоединяется к конвенциям, направляет наблюдателей на заседания интеграционных структур – тогда, конечно, с введением визового режима в отношении этих стран нужно повременить. При этом обозначить для них некую «дорожную карту» интеграционных процессов на евразийском пространстве.
Если же тот или иной режим «замыкается в себе», не идет на диалог, не участвует в интеграционных мероприятиях, заигрывает со странами Запада, пытается «выгодно» играть одновременно и на евразийском и на атлантистском векторах, играть на противоречиях России и Запада – тут ситуация обратная. Тут следует декларировать возможность визовых ограничений, обозначить некую последовательность этапов их введения и честно объяснить их объективной неготовностью к евразийской интеграции.
И мы уже знаем примеры как одного подхода, так и другого. Скажем, если Киргизия действительно устремлена в евразийские структуры и всячески это подчеркивает, то, например, Туркмения и Узбекистан не особо туда рвутся. И они должны быть предупреждены о возможности введения с ними визового режима, до сведения их руководства должны быть доведены этапы, в соответствии с которыми Россия может начать процесс ограничения свободного въезда граждан этих республик. Именно такой предельно деликатный и, конечно, избирательный подход представляется мне наиболее оптимальным и возможным.
При этом Россия имеет все возможности для того, чтобы эффективно использовать свои рычаги гуманитарного, культурного, социального воздействия на процессы, происходящие в тех государствах, которые она, на минуточку, в свое время и создала.
Именно Россия в свое время обустроила, создала на территориях нынешних среднеазиатских республик серьезную индустриальную базу, некую социальную модель общественного развития, саму государственность. Всех этих государств, о которых мы сейчас говорим, как суверенных единиц просто не существовало. Речь шла лишь о народах, входящих в состав Российской Империи.
Россия сегодня имеет все возможности воздействия на общественные, политические и социальные институты в государствах, которым лишь в 1991-м году был дарован суверенитет. Дарован без каких-либо условий, требований и обременений со стороны России. И мы вполне способны воздействовать на происходящие в этих республиках процессы, так форматировать внутриполитическую ситуацию, чтобы с тем способствовать их вовлечению в евразийские интеграционные процессы.
Но любые грубые, унификационные действия в отношении всех без разбора постсоветских республик лишь усугубят процесс. Возможное волевое введение визового режима со всеми без разбору среднеазиатскими государствами – совершенно идиотский и крайне недальновидный шаг. А постоянный диалог и демонстрация привлекательности интеграционных моделей – путь куда более сложный, но это именно тот путь, по которому мы должны идти.