Россия должна остановить безумие Запада
Джульетто Кьеза
Итальянский политик о том, как Кремлю «сломать» доллар и начать «новую глобализацию»
«В России надо создать интеллектуальные центры, где смогут работать передовые умы со всего мира», — считает известный итальянский журналист Джульетто Кьеза. В интервью «БИЗНЕС Online» экс-депутат Европарламента рассказал, почему Запад «находится в самом тяжелом кризисе за всю историю своего существования» и каким образом Россия может сформировать «новый консенсус». Журналист уверен, что Путин вовремя распознал «атаку Запада», а поиск альтернатив РФ должна вести вместе с Китаем.
«РЫНОЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ УМРЕТ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ»
— Господин Кьеза, как вы оцениваете тот кризис, который переживает сегодня мир и роль России в нем?
— Роль России должна быть очень простой — остановить безумие Запада. Я говорю определенно. Запад — США и Европа — находится в самом тяжелом кризисе за всю историю своего существования. То, что мы сейчас наблюдаем, — это настоящий переворот в истории человечества. А поскольку Запад доминировал в мире в течение четырех веков, кризис, который он переживает, не имеет решения — продолжать развитие в замкнутой системе ресурсов невозможно. Думать, что мы исчерпаем нынешние ресурсы планеты и с помощью технологий найдем новые, — это не выход. Как вы понимаете, эмигрировать на другие планеты мы не можем и о серьезном освоении космоса как минимум в течение двух следующих поколений говорить не приходится, технологии этого не позволяют. А кризис у человечества уже сейчас.
— Какие главные признаки этого кризиса на Западе?
— Признаки мы видим везде. Развитие экономики прекратилось. Последние 30 лет иллюзия постоянного экономического развития поддерживалась тем, что серьезно рос Китай и его экономика. Но сейчас остановилось даже развитие в Китае. И эта остановка по очень глубоким причинам.
Сейчас мы наблюдаем появление одновременно кризиса экономики, кризиса ресурсов, кризиса социального и кризиса экосистемы. Даже если бы мы могли теоретически продолжать жить, как и раньше, то мы просто разрушили бы полностью все равновесие на Земле. Ситуация нулевая. При той модели развития, которая есть сейчас, даже если бы мы могли использовать все ресурсы планеты до того, как они исчерпаются, мы сами себя уничтожим. Экологические проблемы сегодня такие, что вполне возможно, что уже через 40 — 50 лет человечество не сможет жить. Речь идет не только о том, что мы меняем температуру на планете, мы меняем состав атмосферы и радикально видоизменяем среду, в которой живем.
— Вы считаете, что эти опасности сегодня недостаточно понимают?
— Я приехал в Москву, и я вижу, что здесь все обсуждают экономику. Но нельзя рассматривать экономику как что-то отдельное, функционирующее само по себе. Конечно, государству надо как-то жить, людям надо зарабатывать деньги, но в рамках экономических дискуссий решения не найти.
И в России, и на Западе доминирует рыночное мышление — как быть эффективным, конкурентоспособным. И это главная ошибка. Такое мышление умрет в течение одного поколения, потому что вопросы на повестке дня будут уже совершенно другие. Поэтому необходим интеллектуальный прорыв к новой парадигме. И Россия может сыграть в этом главную роль. Россия сегодня находится в самых выгодных условиях, чтобы начать такие размышления.
«РОССИЯ МОГЛА БЫ ПОПРОБОВАТЬ СОЗДАТЬ НОВЫЙ КОНСЕНСУС»
— Почему именно Россия?
— Потому что Россия обладает большими природными ресурсами, самыми большими ресурсами на планете. И это значит, что у России еще есть запас прочности, есть еще время, чтобы обдумать такую долгосрочную стратегию. У Европы времени уже нет. Европейцы не имеют фундаментально ресурсов, у них есть только технологии, но этого недостаточно.
Россия должна использовать свой интеллектуальный потенциал. И говорить, и действовать для всего человечества, а не только для самой себя. Сегодня в России много обсуждают, как ваша страна может защищаться от внешних врагов. Это правильно, она находится под сильной атакой со стороны Запада. Но такая логика, что Россия решает только свои проблемы, говорит только о себе, — это очень слабая защита. Посмотрите на пример США. Они доминировали после войны. Американцы смогли убедить мир в том, что их американский образ жизни выгоден для всех — americanwayoflife. Они убедили в этом весь западный мир, и не только западный. То есть смогли создать вокруг себя и своих идей широкий консенсус по всему мир, поэтому они и доминировали. Но этот консенсус сегодня исчезает. Постепенно, но довольно быстро. И никакого нового консенсуса нет. И Россия могла бы попробовать создать такой новый консенсус. Особенно учитывая ее революционный и советский опыт.
— Советский Союз смог распространить свое влияние на полмира, но в итоге потерпел поражение.
— Это не получилось по разным причинам. Но главное — опыт альтернативы был. И это то, что сегодня нужно всем. Не только вам, русским. А нам всем. Альтернативная стратегия развития. Защита от того, что происходит. Западная цивилизация не может решить те проблемы, которые накопились за 300 лет. Нужны усилия всех цивилизаций, культур и религий, чтобы построить новое видение человечества и его развития по новым принципам.
— Но через какие каналы эти идеи могут прийти к людям? Вы ведь и сами неоднократно говорили, что на Западе любые альтернативные точки зрения, особенно исходящие из России, замалчивают и демонизируют.
— Россия должна сейчас не опаздывать.Что вы можете сделать? Здесь, в России, надо создать новые институты, интеллектуальные центры, где смогут работать передовые умы со всего мира. Возможно, мое предложение звучит странно. Но сейчас всему миру требуется именно это, поиск выхода совместными усилиями. При этом важно, что это должны не просто быть представители разных стран и культур. Это должны быть люди разных профессий.
Только экономисты выход из кризиса не найдут. Это как Маркс — он создал критику экономической политики капитализма. Но у Маркса существует только экономика, а, например, природа и экология как параметры жизни людей вообще отсутствуют. И сама политэкономия Маркса, конечно, перевернула сознание людей, но даже там, где ее взяли на вооружение, это противоречие не было решено — советские пятилетки предполагали тот же бесконечный прогресс без учета ресурсных ограничений, как и капитализм.
Поэтому, чтобы строить новую стратегию для человечества, мы должны создать такой пункт в России, где эти вопросы рассматривались бы комплексно. Вы сегодня тратите силы, чтобы полемизировать с Западом. Надо не полемизировать, а создавать свою альтернативную стратегию. У России для этого все есть — интеллектуальные ресурсы, наука, инфраструктура. Нужно строить, если так можно сказать, университет «новой глобализации». Но другой глобализации. Та глобализация, которая существует сегодня, привела к тому, что первый раз в истории человечества оно может так сильно менять окружающий мир и разрушать его. А мы должны думать, как можно менять мир, не разрушая. И кто может начать выработку такой стратегии? Один человек? Нет. Организация? Нет. Только целое государство. И если таким государством станет Россия — это был бы хороший жест, вы показали бы пример всему миру.
«ЗАПАД БУДЕТ ВАС АТАКОВАТЬ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ЧТО БЫ ВЫ НИ ДЕЛАЛИ»
— Но Запад ведь будет преподносить все идеи, исходящие из России, как российскую пропаганду?
— Не надо никаких иллюзий, Запад будет вас атаковать в любом случае, что бы вы ни делали. Это был бы в любом случае хороший шаг. А во-вторых, вас бы поняли люди на Западе. Не западные правительства, а сами люди. Очень многие там все это уже видят, понимают, что наступил глобальный кризис. Но об этом никто не говорит. А тем, кто говорит, не дают выступать в СМИ. Например, меня в Европе не приглашают выступать на ТV. Почему? Потому что я говорю вещи, неприятные для них.
Поэтому если Россия сделает такой шаг, это в первую очередь будет правильно для нее самой, а во-вторых, ее поддержат все, кто чувствует, что происходит что-то не то и с мировой экономикой, и с миром в целом. Да, результат будет не сразу, он будет через 5 — 7 — 10 лет. Но начинать нужно уже сегодня.
— Как вы относитесь к фигуре президента Путина? Как оцениваете его геополитическую деятельность?
— Положительно. Путин понял несколько ключевых вещей: и главное — что, если Россия не будет защищаться, ее сломают. И он решил защищаться.
Он сформировал новую систему обороны. Базовые принципы своей политики он высказал еще в 2004 году в одном интервью. Там было несколько важных пунктов, я это интервью сохранил и иногда перечитываю. Путин сказал три вещи. Первое: мы хотели бы дискутировать с Западом, но поняли, что Запад хочет нам только диктовать. Второе: мы хотели бы быть партнерами наравне, но на Западе хотят нас видеть только вассалами. И третье: что мы с Россией так поступать не позволим.
Так в 2004 году началась новая фаза мировой политики. Когда Россия поняла, что надо защищаться и что Запад должен в какой-то мере Россию бояться. Я имею в виду, конечно, западные правительства, а не народы.
И мы видим сегодня, что Запад и особенно США уверены, что могут сломать Россию. И они продолжают давить на нее. Конечно, они не хотят реальной войны, потому что это ядерная катастрофа. Но они хотят сломать Россию в том смысле, чтобы поставить здесь у власти своих людей и сделать ее послушной. А после России в любом случае будет на очереди Китай. И это другая тема. Там 1,5 миллиарда людей.
— Китай знает, что он следующий?
— Конечно. И они готовятся. Китайцы ведут себя осторожно, но постепенно начинают сближаться с Россией, выделяют деньги на совместные проекты, строят альтернативную систему БРИКС. Они разумные люди. Китай, возможно, самое мудрое государство в мире. Но у них нет опыта в мировой политике. Они очень скоро будут находиться в ситуации, когда им придется или воевать с США, или руководить миром.
— Но ведь они не хотят ни того, ни другого?
— Да, не хотят ни того, ни другого. Сейчас они приспосабливаются к разным вариантам. Будет трудно, но для них, как мне кажется, единственный выход — союз с Россией. Чтобы вместе противостоять Западу.
Мир находится в переходной стадии. Каким он выйдет на новый этап, неизвестно, кризис сложный. При этом у кризиса не будет линейного развития. Наше общество находится в такой ситуации, когда будут происходить срывы, коллапсы, которым человечество не будет в состоянии противостоять.
«ДОЛЛАР — КЛЮЧЕВОЙ РЫЧАГ ЗАПАДА. ЭТОТ РЫЧАГ НАДО СЛОМАТЬ»
— Кризис с мигрантами в Европе — это тоже пример такого коллапса?
— Да, конечно. Мы сами создали эту ситуацию, а теперь не имеем инструментов, как ее решить. Это наглядный пример. Но будут и другие. Мы не готовы к таким ситуациям. Даже у больших государств нет резервов для их решения.
— В каких еще сферах возможны масштабные кризисные явления?
— В энергетике. Например, кризис, связанный с электроэнергетикой, может в течение трех-четырех недель охватить всю Европу. И мы останемся и без электричества, и без интернета. Посмотрите на Фукусиму. Япония построила целую сеть электростанций, которая в итоге после этой аварии отключилась в считанные часы. И нам даже пока не раскрыли полностью, что там произошло и какие последствия для экономики и инфраструктуры Японии имела эта авария.
Мы зависим от технологий, от интернета, но, если все это перестанет работать, мы оказываемся полностью беспомощными. Мы создали чрезвычайно уязвимое общество. Это, конечно, всегда так — чем сложней система, тем она уязвимее.
— Какие именно альтернативы должна сформировать Россия?
— Важнее всего фактор времени. Сейчас кризис ускоряется. Инструментов противостоять ему нет. И Россия должна поднимать вопрос о реформировании мировых институтов.
— Но как это осуществить, если Запад вместо сотрудничества решил снова вести с нами холодную войну?
— Поскольку Запад идет на столкновение с Россией, она должна строить альтернативные системы во всех направлениях. В финансовой системе — создать альтернативу доллару. Доллар — ключевой рычаг Запада. Этот рычаг надо сломать. Как? Надо просто отдалиться от него. Может быть, на Западе увидят, что Россия отказывается от доллара, они еще больше будут вас атаковать и даже пойдут на открытое столкновение. Там тоже есть безумцы.
Но и России, и Китаю необходимо создавать такую финансовую альтернативу. И Россия, и Китай должны при этом не копировать Запад. Опыт СССР показывает другое. Возможно развитие не по западным образцам. Советский Союз в полной изоляции смог создать гигантскую индустриальную систему. Конечно, советская история была трагической и сложной. Но мы стоим перед гигантскими потрясениями в любом случае. Уже поздно. Уже 40 лет, как мы вышли из равновесия. И это уже не восстановить в одну минуту.
— Что мешает найти этот выход? В чем вы видите его?
— Человечество решило, что оно может бесконечно потреблять. Как-то меня спросили, как коротко объяснить эту ситуацию, и я просто назвал число 7. Что это? В начале ХХ века на Земле жили 1,2 миллиарда человек, а теперь скоро будет 7 миллиардов. И нельзя обустроит жизнь 7 миллиардов по тем же принципам, что и одного миллиарда. С этим и связано сумасшествие Запада, и нынешний тупик. Люди, находящиеся там у власти, — политики, бизнесмены, ученые, руководители — удивляют меня низким пониманием системности кризиса.
И в России вы тоже много обсуждаете ваши конкретные проблемы, а нужно стратегическое видение. И никакой новой и серьезной роли России в мире не будет, если вы не научитесь смотреть на 40 лет вперед. Вот Китай такое видение имеет. Они спокойны, работают и ждут. А выживет после кризиса тот, кто в состоянии стратегически мыслить и формировать новое будущее и его принципы.