Всё, что происходит на постсоветском пространстве – страшный, ужасный абсурд
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
Севастополь посетила делегация Московского Сретенского мужского монастыря во главе с наместником, епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым), викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В миру отец Тихон более известен как главный редактор интернет-портала Православие.Ru и автор переведённой на многие языки мира книги-бестселлера «Несвятые святые и другие рассказы», суммарный тираж которой уже перевалил за два миллиона экземпляров.
11 мая в Античном театре Херсонеса состоялась встреча с владыкой Тихоном. Пообщаться с ним собрались сотни севастопольцев. Вопросов было много, чаще всего они касались не только православной веры, но и политической ситуации.
О восьмом Вселенском соборе
– Каков основной смысл предстоящего Вселенского собора и какова позиция нашей церкви?
– Во-первых, это будет не вселенский собор. Для нас это будет совещание предстоятелей и делегаций поместных церквей. Вселенские соборы закончились ещё в первом тысячелетии седьмым Вселенским собором, и никакой нужды в них сейчас, собственно говоря, и нет. Нет тех вопросов и проблем, угрожающих истинному церковному исповеданию, которые ставились на Вселенских соборах.
Это всеправославный собор, где предстоятели поместных церквей, в том числе и предстоятели Русской Православной Церкви, хотят встретиться, обсудить какие-то текущие вопросы.
О Георгиевских ленточках и нехристианском деле
– Защищать ли нам нашего священника в том, что он в День Победы надел георгиевскую ленточку и его за это владыка Лука запретил в священнодействии? (Имеется в виду случай в Мелитополе, где во время празднования Дня Победы один из местных священнослужителей пришёл на праздник с георгиевской лентой на груди. Украинские радикалы порвали эту ленточку, а в адрес священника поступили угрозы. – Ред.)
– Ну конечно, защищать. Любые убеждения, по большому счёту, надо защищать. Даже для человека, который высказывает какие-то неверные убеждения, но искренне, мы должны защитить его право, мы должны против этих неверных заблуждений восстать, но право человека (высказаться. – Ред.) мы должны поддержать и сказать: «А вот теперь давай разберёмся, в чём ты прав, а в чём ты не прав».
А просто так затыкать рот – это уж совсем последнее дело, и дело совершенно нехристианское. Надо поддержать этого священника, не внося смуту в церковное дело, но защищать твёрдо, высказывая свою позицию.
Ведь эта георгиевская ленточка – это же не голая политика, хотя здесь есть, конечно же, и государственные, и политические оттенки и смыслы.
Это непрерывность нашей истории. Это и советский период, и досоветский период во всей полноте, во всём их противоречии – это наша история. Вычёркивать что бы то ни было из неё совершенно невозможно. Это будет просто самая настоящая ложь.
О воссоединении Крыма и Севастополя с Россией
– Как вы лично и церковь относитесь к возвращению Крыма в Россию?
– Вы знаете, то, что происходит на постсоветском пространстве, – это страшный, ужасный абсурд. Сколько столетий собирались русские земли? И мы же помним, мы все жили в Советском Союзе, по крайней мере, большинство из нас. Да, это была искажённая в чём-то Россия, но она была настоящей Россией. И Советский Союз, в том числе и подвигом Великой Отечественной войны, завоевал себе право именоваться Россией и быть наследником России.
И когда в одночасье, предательски великая страна была разрушена, конечно, это трагедия. И в одночасье её не связать, не вернуть. Но для Бога всё возможно. Только сам Господь Бог может восстановить то единство, которое мы потеряли, и потеряли по вине нашего поколения.
Ведь никто не восстал. Никто не встал, не сказал: «Нет, этого не должно быть!». Огромный, двухсотсорокамиллионный народ проголосовал на выборах за единство страны в подавляющем большинстве и с болью, ничего не делая, смотрел на её разрушение.
Мы так себя прощаем, говорим: «Ну что мы могли сделать?». Но наше поколение потомки будут в этом обвинять. Наверное, не в наших силах что-то вернуть. Правильно сказал президент наш, что тот, кто не скорбит о разрушении Советского Союза, – у того нет сердца, а кто говорит, что надо сейчас срочно всё это спаять, – у того нет разума. Сам Господь, конечно, всё управит.
А вся история с Украиной – это, конечно, трагедия, и мы её ощущаем как трагедию. Когда мы слышим украинские стихи о том, что мы не братья и никогда ими не будем, когда мы видим эту молодёжь, которая скачет на улицах Украины, становится просто до оторопи страшно.
Мы задаём себе вопрос: а почему, собственно? Как это могло получиться? Такие же дети, на том же языке разговаривают, те же книжки, казалось бы, читают, почему? Как?! А в 1992 году на Украину приехали из Канады специалисты по образованию и взяли в свои руки школьные программы. И вы, севастопольцы, знаете лучше нас всех, живущих в России, какие это были школьные программы по литературе, по истории. И они создали новое поколение.
Здесь, в Крыму, мы понимаем, по каким причинам было всё по-другому. А в Киеве, в других городах Украины, к сожалению, было вот так. И они воспитали новое поколение, которое вот так теперь скачет.
Почему мы и говорим про то, почему и как важно преподавание истории, преподавание литературы. В 1933 году, когда Гитлер пришёл к власти, одной из первых и важнейших его задач была школа. И нацистская партия, понимая, что это такое, холодно и спокойно приступила к молодому поколению. Они ввели новые программы, и какой был результат? Когда мы брали Берлин, кто его защищал, обречённый город, обречённый режим? Двадцати-двадцатичетырёхлетние мальчишки и ребятишки из гитлерюгенд, которые прошли вот эту школу. А мы должны поступать разумно и в традициях русского образования, русской культуры, русской церкви.
А в отношении присоединения Крыма – ну конечно, это был полный абсурд, который осознавали все: Крым, политый кровью, Крым, вымоленный молитвами, Крым как место крещения всего русского народа – и украинцев, и белорусов, – и вдруг он вне России. Конечно, это абсурд. Но я сейчас повторяю: ответственность огромная за это лежит на нас.
О переподчинении Крымской митрополии от Киева Москве
– Когда храмы Крыма и Севастополя придут в Русскую Православную Церковь?
– Во первых: храмы Крыма и Севастополя в Русской Православной Церкви, о другом и речи нет. Но что касается юрисдикции (в Крыму и Севастополе. – Ред.) Украинской Православной Церкви Московского патриархата, то это так надо. И так вы видите, какие тяжёлые отношения, какие страшные отношения. И может быть, это та одна из немногих ниточек, которые связывают сейчас официально Москву и Киев.
Так что это ещё и ваша большая ответственность – чтобы мудро и терпеливо это время прожить. И поверьте, что вот эта связь крымской митрополии (с Украиной. – Ред.), она ещё огромную свою роль сыграет и в укреплении общецерковных и государственных отношений, и в отношении наших народов.
sevastopol.su 12.05.2016