О ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГАХ САММИТА НАТО
Михаил Хазин
Во-первых, официально подтверждено развёртывание четырёх батальонов у российских границ на постоянной основе + анонсировано развёртывание 10 000 американских военных в Польше. Это сюрпризом не стало, так как ещё при обсуждении бюджета Пентагона на 2016 год говорилось, что в 2017 году расходы на усиление военного присутствия США в Восточной Европе возрастут с нынешних 700 млн. долл. до 3,5-4 млрд. долл. При этом госдеп уже проработал тему усиления давления на европейцев с целью заставить их выделять оговорённые 2% бюджета на безопасность. Примечательно открытое участие Германии в этом процессе. Вслед за объявлением России угрозой, Германия на постоянной основе будет содержать свой батальон в Литве. Впервые с 1941 года немецкие вооружённые силы будут находиться непосредственно на границах России. Это, конечно, знатная пощёчина отечественным хитроплановцам, продолжающим виртуальные битвы за Берлин.
С военной точки зрения эти четыре батальона сильно не повлияют на общий баланс сухопутных сил, но это, по сути, только "первая ласточка", так как с 2017 года темпы наращивания вооружённых сил НАТО у наших границ будут возрастать.
С политической же точки зрения это более чем наглядно свидетельствует, что никаких реальных договорённостей между США и РФ нет, и конфликт уже очевидно продолжится и в 2017 году, это говорит о том, что США не питают иллюзий, что Минские соглашения будут выполнены в 2016 году. Сама постановка вопроса — мы начинаем разворачивать войска, а в 2017-м этот процесс будет более интенсивным — весьма характерно оторвана от персонажа, занимающего овальный кабинет в Белом Доме. Анонсируемые планы выходят далеко за пределы нынешнего срока Обамы, и это действительно стратегическое решение евроатлантического истеблишмента, который совершенно ясно встал на путь системной стратегической конфронтации и рассматривает её уже не в контексте вопроса "нужна она или нет", а в русле сугубо технических решений, направленных на её осуществление.
Во-вторых, встав на путь подобной конфронтации, сухопутными войсками США и НАТО не ограничатся. Будут активизированы работы по системе ПРО, возражения России по поводу которой, теперь уже совершенно очевидно, считаются несущественными. Это же касается и расширения возможностей для ведения информационной и кибервойны, где приграничные с Россией страны используются как платформы, на которые будут инсталлированы дополнительные структуры военно-разведывательного характера. Надо понимать, что помимо расширения военного присутствия, произойдёт и резкое наращивание активности ЦРУ и разведок стран НАТО в приграничных районах.
Помимо этого анонсировано создание черноморской эскадры НАТО. Тут есть некоторые проблемы, связанные с Турцией и конвенцией Монтрё, но, как представляется, это вопрос технический.
В целом, саммит НАТО наглядно указывает как на продолжительный характер текущего конфликта, так и на возрастающую напряжённость в отношениях с США и НАТО. России, очевидно, придётся продолжать укрепление своих западных границ и предпринимать определённые усилия для купирования анонсированных мероприятий НАТО, связанных с ПРО, черноморской эскадрой, информационной и кибервойной. Разумеется, все текущие действия НАТО будут называться на Западе "обоснованной защитой от России", а все ответные действия России, направленные на купирование возрастающих угроз у западных границ, будут называться "неадекватной агрессивной реакцией на оборонительную политику НАТО".