Через 10 лет Россия будет страной Возрождения
Михаил Делягин
Главным содержанием десятилетия станет мучительное избавление от либерализма – идеологии, подчиняющей государство не народу, но глобальным монополиям (с превращением его в инструмент этих монополий по разрушению своей страны).
Либеральная социально-экономическая политика, заимствованная из 90-х и разрушающая страну искусственным «денежным голодом», произволом монополий и ликвидацией социальной сферы, поставит нас на грань новой Смуты уже осенью 2017 года. Однако во многом благодаря «фактору Путина» Россия сумеет переориентировать государство с разрушения страны на ее созидание и вернуться от либеральных реформ к уже полузабытой нормальности.
Этот процесс будет болезненным. Успехи будут сопровождаться тяжелыми ошибками и отчаянной политической борьбой, в результате чего нормализация затянется на 2018-2019, а отлаживание нового государства займет 2020-2021 годы.
Россия будет выходить из кризиса, вызванного либеральной политикой ее разрушения и разворовывания, за счет комплексной модернизации инфраструктуры, ограничения финансовых спекуляций, произвола монополий и коррупции, разумного протекционизма (на уровне хотя бы Евросоюза), возврата к мировой практике прогрессивного налогообложения дохода, имущества и наследства (что выведет из пенсионного кризиса) при снятии налогового и бюрократического пресса с бизнеса, гарантировании права на жизнь (в виде реального прожиточного минимума и натуральных льгот для всех, кому не хватает денег на их оплату), восстановления здравоохранения и образования как систем созидании нации, а не ее разграбления и уничтожения.
Срыв мира в глобальную депрессию и распад основных рынков на макрорегионы обострит международную конкуренцию и переведет ее в хаотичную «войну всех против всех» в стиле межвоенного периода. Внешнее напряжение выдрессирует государство и повысит его эффективность, заставит перейти к массовому использованию дешевых и простых, но сверхпроизводительных «закрывающих» технологий, созданных еще в недрах советского ВПК и сдерживаемых в нашей стране бюрократией, а в мире монополиями.
Вынужденное использование этих технологий для компенсирования отрицательных климатической и (вначале) управленческой рент преобразит Россию: струнный транспорт обеспечит доступность даже самых удаленных северных районов, технологии локального производства электроэнергии и разумная организация энергетики и ЖКХ резко снизят издержки и повысят комфорт, новые технологии здравоохранения и педагогики продлят жизнь, сделают ее более разумной и насыщенной.
Россия станет мощной, целостной и компактной на мировом фоне высокоорганизованной экономикой с высоким уровнем и качеством жизни.
Напряженность с Западом, новое освоение Сибири и Севера приведет к переносу столицы пусть и не в Енисейск (о чем я писал в 2010 году), но в Красноярск как в центр России.
Общее трудное дело унифицирует образ жизни, снизит этноконфессиональную дифференциацию и напряженность, обогатит основу нашей цивилизации – русскую культуру.
Страна воссоединится с Белоруссией, Казахстаном и Украиной (где сохранит остроту проблема денацификации), будет контролировать рынки товаров и капитала Восточной Европы, Греции, Турции и Средней Азии, обладая там сильным политическим влиянием. Мы переживем напряженность с Китаем, вызванную его внутренним кризисом (из-за перехода от экстенсивного развития к интенсивному и предательства воспитанного Западом менеджмента) и попыткой чрезмерной экспансии в Россию, и войдем с ним в стратегический союз. Вместе с объединенной Европой, Великобританией, Индией и Японией Россия будет сдерживать глобальное противостояние Китая и США, а также давление базирующихся в них глобальных корпораций.
К 2026 году эта первичная модернизация, преобразив Россию, исчерпает свой потенциал и породит новые проблемы.
Рост производительности труда приведет к формированию значительной социальной группы, ушедшей из реальной жизни в виртуальную реальность и в силу достижения минимума комфорта не желающей возвращаться обратно даже в условиях отчаянной потребности в рабочих головах и руках (потребность будет расти по ходу модернизации и освоения Сибири и Севера).
Приближение комфортности сельской жизни к городской потребует значительных инвестиций в село, что вызовет недовольство горожан.
К 2026 году по всем мало-мальски значимым вопросам будут проводиться молниеносные референдумы через смартфоны. Значительная часть граждан каждый раз заново будет делегировать свои голоса тем, кого они считают профессионалами в решаемых вопросах: по образованию – педагогам, по медицине – врачам и так далее. Результат голосования будет рекомендательным, но «проблемой 2026 года» может стать растущее требование сделать его обязательным – с радикальным урезанием госаппарата. Против будут опасающиеся диктата некомпетентных, манипулируемых и безответственных масс, а также лишающаяся работы бюрократия.
Однако до этих и многих других проблем нам еще надо дожить.