ЗАПАД ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, НАЧИНАЕТСЯ ВОСТОК

Александр ДугинАлександр Дугин

Сегодня во Владивостоке начинается Второй Восточный экономический форум.

Дальний Восток, Тихоокеанский регион на карте планеты представляют собой зону, к которой внимание приковано гораздо меньше, чем к Западу или Ближнему Востоку. Это отражает традиционные для Запада этноцентрические формы осмысления мира: в центре Европа, западный мир, а всё остальное – периферия. Чем дальше, тем более периферийная периферия. В классическую античность воображение греков населяло страны Востока мифическими существами – с лицом на животе, двумя головами, на птичьих лапах, с огненным пылающим лицом или вообще без головы. Это экзотика. В Византии те же истории передает «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. В колониальную эпоху эти мифические представления повлияли и на образованную учёную Европу, заставив Папу Римского решать, принадлежат аборигены далекой Азии и дикари тихоокеанских островов к человеческому роду или это диковинный вид животных.

И хотя все давно признали, что Дальний Восток населен людьми, причём большинство человечества живёт именно там, в Азии и Тихоокеанском регионе, определенное недоверие сохраняется. История делается в западном полушарии. В восточное полушарие она приходит с Запада – в уже готовом свершившемся виде – раньше как колониальная администрация, позднее как товары, а еще позднее как технологии и лекала. История Востока делается по лекалам Запада.

Но что-то важное постепенно зреет на Востоке. Это не белое пятно и не пустое место. Азия и Тихий океан – колыбели древнейших культур и религий, мифологий и идеологий. Азия – это не догоняющее развитие, не безнадежное отставание от цивилизации. Это иная, совершенно самобытная цивилизация. Более того, сразу несколько цивилизаций – целое соцветие. И сегодня они постепенно просыпаются, как спящие могущества, на время скрывшиеся в глубине океана или застывшие в горных грядах. Восток оживает. В нём – огромные богатства, духовные, материальные, цивилизационные, культурные, людские.

Запад сегодня явно клонится к закату. Подчас откровенно агонизирует. Это шанс для Востока. И этот шанс надо использовать именно сейчас. Восток будет безнадежно отстающим только в том случае, если признать путь на Запад единственно возможным и универсальным, неизбежным. Тогда да. Востоку остаётся только вестернизация и модернизация. Но стоит только сместить угол зрения и взять за основу цивилизационную идентичность Востока – китайскую, индийскую, японскую, малайскую, меланизийскую или полинезийскую – и мы получим другую картину мира. Если Восток откажется, спотыкаясь идти на Запад, скоро Запад сам приползёт к Востоку, прося пощады, в поисках спасения и нового смысла.

Поэтому самое время Великой России обратить своё внимание на вторую – восточную составляющую самой себя. И что же мы увидим в таком случае? Поразительная картина предстанет перед нашим взором. Бескрайние просторы Сибири и арктические земли Евразии – это то, что решит судьбу всех геополитических коллизий ближайших веков. Освальд Шпенглер, провозгласивший Закат Европы, предрек Восход Сибири. Именно с Сибирью он связывал будущий цикл мировой культуры. Тот, кто контролирует Сибирь, тот к концу 21 века будет контролировать весь мир. Сибирь – это не задворки европейской России, это территория будущего, плацдарм для следующего мирового цикла. Надо смотреть на мир сибирскими глазами – и мы увидим другой мир. У Шпенглера, исповедовавшего культ Достоевского, была идея: как Достоевский из прогрессиста и левого демократа стал консерватором и славянофилом? Это чары Сибири превратили бунтаря в охранителя. Вот что Сибирь делает с человеком – тотальное духовное исцеление. Земля, пробуждающая русский гений.

Теперь сам Тихий океан. У нас самый длинный тихоокеанский берег. Мы тихоокеанская держава по преимуществу. Но там пока только разбросанные точки нашего присутствия. Мы еще не вступили в полноту наследия этого берега. Мы не осознали того, каким богатством владеем. Мы только наметили контуры великой тихоокеанской Империи. Но если мы сейчас не займемся этим вплотную, позднее может быть слишком поздно. Другие великие тихоокеанские державы в чем-то быстрее и сообразительнее нас. А нас, русских, на Дальнем Востоке критически мало. Как, впрочем, и в Сибири.

Одним словом, мы можем сделать фактор Дальнего Востока нашим самым эффективным планетарным орудием. Истоком могущества и силы, духа и стойкости. Про ресурсы я просто не говорю, чтобы жалкая материя не пачкала своей повседневностью ткань высокой имперской континентальной грёзы.

То, что будет концом Запада, станет началом Востока. И мы, русские, в этот момент должны быть на стороне Нового Начала.

Источник

Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...