Народ Божий в судьбах России и мира
Александр Нотин
Тезисы к одноимённой конференции, Москва, октябрь 2016 года
Не враг силён, а мы слабы.
Святые Отцы
В мире нет ничего сильнее идеи, время которой уже наступило.
Гёте.
Промыслом Божьим России и её народу в ХХ–XI веках попущено было столько тяжелейших скорбей, сколько не знала ни одна страна за всю историю человечества. Две мировые и Гражданская войны, крушение самодержавия, гигантские социальные потрясения и потери, распад СССР и неолиберальный реванш 1990-х — таковы основные вехи на этом скорбном пути. Впрочем, были на нём и столь же беспримерные взлёты и достижения, акты величайшего народного мужества, творчества и героизма. В чём высший божественный смысл перенесённых нами испытаний? Наиболее ярко и рельефно этот смысл выражается и осознаётся сегодня, когда чуждая духу России и навязанная ей Западом либеральная общественная модель близится к краху. «Многими скорбями подобает внити в царство небесное», — учит Спаситель (Деян., 14:22). Сквозь муки и лишения Россия, как последний в историческом времени Рим («Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать» — старец Филофей, XV век) подобно евангельскому «блудному сыну» (Лк., 15:11–32), испытав на себе горькую участь отступления от Бога, возвращается в Отчий дом. В очередной раз русскому человеку с его врождённой жертвенностью и тягой к запредельному предстоит спасать мир. Ответственность за выполнение этой поистине судьбоносной задачи возложена Господом на православную церковь в лице Её народа — народа Божьего.
1. ДУХОВНЫЕ КОРНИ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
На рубеже третьего тысячелетия в истории современной цивилизации обозначился крутой перелом. Системный кризис — суд Божий поразил все сферы жизни человечества и принял, похоже, необратимый характер. Бесчисленные попытки международных институтов и правительств хоть как-то затормозить этот процесс ни к чему не приводят. Главная причина этой беспомощности в том, что корень глобального нестроения нужно искать не во внешних общественных формах, а в сокрытой от глаз тончайшей духовной сфере, «тайных делах человеков», от которых и зависят судьбы мира. Ибо «дух творит себе формы» (свт. Лука Войно- Ясенецкий: «Дух, душа и тело»). Состояние души человека, её устремлённости к добру или злу, Богу или дьяволу становится, таким образом, фактором геополитического значения. Где, с какой высокой трибуны, в каком ток-шоу ставится вопрос подобным образом? Практически нигде! Человечество в лице своих элит упрямо отказывается признать единственно верный диагноз своей тысячелетней болезни и продолжает пилить сук, на котором сидит.
2. ПОРАЖЕНИЕ ИНОСЛАВИЕМ
Одним из важнейших проявлений и одновременно причин такого удручающего положения дел является нарастающее отступление вселенского христианства в лице своего самого массового потока — инославия (католицизм, протестантизм и производные от них секты). Потеряв «узкий путь», указанный Христом, и присягнув дьявольской идее построения царства божьего на земле, Ватикан и западный мир всё дальше и дальше втягивают человечество в пропасть небытия. К сожалению, и Россия, где по воле Запада вот уже четверть века реализуется неолиберальный проект, в какой-то мере движется в том же направлении.
3. ОТСТАВАНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА СПАСЕНИЯ
С самого начала, то есть с рубежа 1990-х, укоренение в России неолиберальной общественной модели — власти, законодательства, общественных институтов, системы образования, культурных форм, массмедиа и т.д. — пошло не так, как того хотели «западные партнёры». Не вдаваясь в детали, выделим существенное: Запад не смог или не захотел накормить и благоустроить Россию за её же деньги. В плане социального благополучия мы так и застряли в хвосте «цивилизованных» стран. И за это надо только благодарить промысл Божий, чьими заботами нас до сих пор не обошла беда западного человека, которого, по словам Фёдора Достоевского, «накормили, и он захрюкал». Все беды России, считал святой праведный Иоанн Кронштадтский, происходят от партии бытоулучшателей. Остаётся лишь благодарить Бога за то, что ни Михаил Горбачёв, ни Борис Ельцин, ни Владимир Путин не вошли в историю как успешные бытоулучшатели России, тем самым вольно или невольно сохранив её драгоценный духовный потенциал.
Сегодня, на излёте неолиберального правления, можно констатировать: Господь одному Ему известными путями отцепил русский вагон от поезда постхристианской цивилизации, летящего в пропасть. Как важно понять, оценить, почувствовать смысл и цель этого избирательного благодеяния? Пора отбросить все разговоры об отставании России и предельно трезво, в категориях духовной целесообразности определить наше действительное место и вес в мировых делах. Приведём пример: по данным западной статистики, России принадлежат ничтожно малые 0,5% от объёма американоцентричной финансовой системы. Цифра звонкая, но насквозь лукавая!
Во-первых, как бы невзначай упускается из вида тот факт, что мировая финансовая система давно уже превратилась в гигантский мыльный долговой пузырь, который держится на честном слове.
Во-вторых, в понятие «реальные активы» на Западе включают до 90% товаров и услуг, относящихся к сфере развлечения, наслаждения и растления человека, то есть к тем смертельно опасным с точки зрения православия духовным искушениям и недугам, которые именуются «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской». Они-то и влекут человечество в пропасть.
В-третьих, реальный вес того или иного государства в истории никогда не определялся его казной — скорее, уж крепостью государственной машины, мощью армии и жертвенной сплочённостью населения.
С точки зрения действительно реальных активов наша страна с её неисчислимыми богатствами, славной историей и победным многонациональным народом была, есть и будет великой державой, как бы ни изгалялись на этот счёт бесноватые русофобы.
4. ДУХОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ИСТОРИИ
Трагедия нашей гибнущей цивилизации в том, что вместе с верой она утрачивает дар различения добра и зла. Духовная суть вещей и явлений вымывается из сознания обывателя безжизненной цифрой и голым фактом. Теряя благодать, современный человек, оглушённый информационными шумами, становится всё более одиноким, растерянным, слабым и управляемым. Происходит ужасная метаморфоза, подмеченная ещё русскими славянофилами: человек, потерявший в себе образ Божий, неизбежно потеряет и образ человеческий, и возревнует об образе зверином (Константин Аксаков).
Только духовное видение как бесценный дар Божий, только истинно религиозное миропонимание способны дать объективную и целостную картину происходящего — от мельчайших деталей до масштабов мироздания. Не вернув в научный оборот и повседневный обиход принципа первичности духовного по отношению к вещественному, мы обречены и дальше безнадёжно блуждать впотьмах иллюзий собственного (весьма, кстати, ограниченного) разума, с ужасом ожидая, когда сорвавшийся с узды научно-технический прогресс, управляемый безумными политиками, жуликами и милитаристами, окончательно раздавит своего творца — человека разумного. Никакие дальнейшие философские мудрования не спасут. Само зарождение философии как «науки о заблуждениях человеческого разума» (игумен Никон Воробьёв) было вызвано не «недостаточностью» Евангелия, а намеренным его упрощением, забвением или искажением «от ума». И это никакая ни случайность, но ложный путь, на который легковерное человечество увлекла лукавая дьявольская воля, прикрывающаяся такими лозунгами, как пацифизм, гуманизм, гендерное равенство, толерантность, борьба с международным терроризмом и иже с ними. Совершенство не подлежит усовершенствованию, Божье не дано улучшить человекам. Поэтому, чтобы спастись, мы должны двигаться не к новым фантазиям, а к Святым Отцам, несущим в мир и для мира правду о Боге в свете Истины Христовой.
«Рече безумен в сердце своем — несть Бог», — сокрушается по печальной участи человечества псалмопевец Давид (Пс., 13:1). Настоящее безумие — не замечать созидающей, оберегающей и направляющей руки Господа в каждом Его творении! Впрочем, не менее важный фундаментальный закон духовного познания состоит в том, что «духовное доступно только духовному». С уровня этой высшей силы души видны все нижестоящие уровни — душевный и телесный. Но не наоборот. Отсюда вывод: все наши мысли, поиски и дерзания, чтобы быть плодотворными, должны освятиться Духом Божьим, единственным проводником которого в мир служит Церковь Христова. Всеми доступными средствами и как можно скорее мы обязаны добиваться восстановления преступно расторгнутой миродержителем и его агентами связи между наукой и верой, прогрессом и религией, человеком и богом. Только при этом условии история способна свернуть с гибельного пути обмирщения, а человечество — вернуть себе почти уже утраченное подобие Божье. И то, если ещё не поздно, если не пройдена «точка невозврата» в той нисходящей воронке убывания, куда с ускорением скатывается забывшая Бога цивилизация.
5. ЗАПАД ОБРЕЧЁН?
Падшая цивилизация, ведомая постхристианами, с ускорением разрушается. Поражённая вирусами алчности и бездушия, она уже не в состоянии сдерживать энтропию локальных войн, социальных психозов и экологического самоистребления. Нагляднее всего этот крах проявляется в нарастающем безумии западных элит, которые, судя по их делам, окончательно утратили не только здравый смысл и преемственность традиций управления, но и базовый инстинкт самосохранения. С одной стороны, эти элиты в лице их лидера США провозглашают идею мирового господства, собственной исключительности и презрения к международному праву (чужому суверенитету). Америка стремительно трансформируется в четвёртый рейх и недвусмысленно ставит перед собой задачу превращения всей планеты в электронный концлагерь. С другой стороны, Запад продолжает лихорадочно стимулировать научно-технический прогресс и инновации социальной инженерии в попытке построить «царство Божие» для немногих за счёт всех остальных. Этот тупик не имеет ни выхода, ни света в конце туннеля. Сохранение данной парадигмы обрекает человечество на гибель, причём гибель мучительную и скорую, учитывая темпы, с какими научно-технический прогресс порабощает и растлевает миллиарды жителей земли. Главной же его жертвой и помехой становится сам человек. Придумана целая философия трансгуманизма, цель которой — «преодоление» в человеке образа и подобия Божьего.
Лучшие умы, бьющиеся над изобретением «лекарства от кризиса», никак не могут взять в толк простую, давно известную библейскую истину: дело не в несовершенстве общественных институтов и форм управления, а в той духовной раковой опухоли, что поразила некогда христианский западный мир и теперь выбрасывает свои метастазы по всей планете. Дьявол — существо неосязаемое, и ему смешны наивные потуги «человеков» вмешаться в его планы с помощью материальных инструментов. Благие намерения он легко подменяет двойными стандартами, а культуру благочестия — «культурой греха». В результате под дымовой завесой псевдодемократических свобод, прав человека, толерантности, прогресса и прочей словесной требухи, в духовном смысле, как правило, означающей прямую противоположность самой себе, Князь мира сего обильно рассеивает в постхристианском обществе семена опаснейшей духовной заразы. Пороки, ещё вчера справедливо воспринимавшиеся на Западе как «мерзость запустения», сегодня не просто вводятся в повседневный обиход и узакониваются — они начинают вытеснять духовно здоровые формы индивидуального и коллективного бытия. Как следствие, материально благополучный Запад ещё глубже погружается в трясину извращений, психозов и тотальной обессмысленности жизни.
Масштабы и глубина духовного бедствия на Западе таковы, что нам в России следует прежде всего и главным образом думать о собственном спасении. После распада СССР мы привязаны к Западу тысячами зримых и незримых нитей, по которым в наше национальное тело поступают те же самые яды, что довели Запад до его нынешнего безнадёжного состояния. В России, слава Богу, ещё есть потенциал и иммунитет, с помощью которых можно не только разорвать эти путы, но и победить заразу. Правда, медлить с этим нельзя, промедление смерти подобно.
6. «УЗКИЙ ПУТЬ» РОССИИ
В духовной истории человечества России отведена целая глава. Глава важнейшая и, похоже, последняя.
Согласно пророчеству старца Филофея, сделанному им в XV веке, когда Россия промыслительно приняла эстафету от Византии, «Москва — третий Рим, а четвёртому не бывать». Богоизбранность и мессианство определяют всё историческое бытие и сознание русского народа: его язык, культуру, обряды и традиции, черты характера, ландшафты, природный талант богообщения. Вся ухабистая и многострадальная история России после поворотного днепровского Крещения пронизана высочайшими смыслами, понятными одному духовному (сердечному) взору.
В мутном потоке гибнущей цивилизации наше Отечество даже сегодня, ещё не до конца достигнув предначертанной славы и величия, возвышается подобно гранитному утёсу, о который разбиваются волны ненависти и зависти обезумевшего мира. Узкий путь России отнюдь не в том, чтобы безвольно тащиться за Западом, неуклюже копируя его опыт и обслуживая его хищнические интересы. И то и другое бесконечно чуждо тому Духу и тем идеям, которым верой и правдой служили наши доблестные предки, строя величественное здание российской государственности. Роль второстепенного вассала Запада — а на что ещё нам рассчитывать, следуя железной логике рыночной конкуренции! — позорно и губительно для России. А посему та неолиберальная «оболочка», которая содержит в себе и камуфлирует эту роль, в корне чужда нашему историческому призванию. Отсюда — неотвратимость и близость крушения русской версии неолиберализма. Отсюда же — историческая несостоятельность всякого рода теорий и конвергенции, возведённых доморощенными неолибералами в ранг государственной политики. Наша судьба — последнее православное царство.
7. НАРОД БОЖИЙ. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ГРАНИЦЫ
Народ Божий воплощает в себе всю полноту Церкви Христовой: видимой и невидимой, «на небеси и на земли». Это живой организм, возглавляемый Иисусом Христом. На земле он представлен православным священством, монашеством и мирянами — тремя неразрывными частями единого тела Христова, каждая из которых выполняет свои функции в церковном организме, добровольно покоряясь воле Божьей. Народ Божий в России — это богочеловеческое духовное братство, опирающиеся не на католическую палочную дисциплину и не на духовное вольнодумство протестантов, а на «единство в свободе по закону любви» (Алексей Хомяков).
Как и всякий живой организм, Народ Божий может расти и убывать, болеть и выздоравливать. Образующие его клетки — крещёные православные верующие всех возрастов, сословий и состояний — непостижимым для человеческого разума образом, силой Духа Святого соединены в единое, живое и трепетно-подвижное целое. Внешне Церковь существует как великое множество разнообразных элементов, как бы «островков» благочестия. Епархии и монастыри, приходы и общины, журналы и клубы, центры социального служения и военно-патриотические лагеря, движения и союзы — невозможно ни охватить взглядом, ни исчислить всю эту многоликость православной «грибницы». Размеры «островков» могут варьироваться: от монаха-затворника до многотысячных межприходских сообществ, окормляемых одним или несколькими духовниками. Господь возвещает: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.,18:20).
По аналогии с живым человеческим организмом Народ Божий составлен из клеток-людей, а те, в свою очередь, сливаясь в «островки», образуют органы и части, выполняющие в теле Христовом различные специфические функции. Все части земного богочеловеческого организма — от Патриарха до рядового мирянина — незримо связаны и созависимы друг от друга, все равны пред Богом, никто духовно не выше и не важнее другого, но все осуществляют добровольное служение Богу и людям, поддерживая тем самым гармонию личного и соборного.
«Островки» лишь внешне обособлены друг от друга. Хотя стороннему наблюдателю они представляются уникальными и неповторимыми, каждый со своей судьбой и образом служения, на незримом духовном плане они — одно целое. Подчас «островки» сбиваются в более или менее устойчивые группы или содружества, поддерживаемые сходством задач или угроз, а порой существуют суверенно. Подчеркнём ещё раз: кажущаяся разобщённость ничего не значит, поскольку «архипелаг верных» духовно целостен до тех пор и в той мере, в какой каждая его клетка или орган соединён со Спасителем верой, молитвой и делами. Божья благодать, привлекаемая в мир горячими сердцами покаяния и любви, незримо обнимает и пронизывает всё земное тело Христово. Она вооружает наши «островки» такими феноменальными коммуникациями, о которых ветхий мир, возглавляемый «старой партийностью», и мечтать не может.
Важно отметить, что многие недоумения по поводу современной Церкви Христовой в России сопряжены с неверным или поверхностным пониманием её сущности и границ. Как человек, будучи образом и подобием Божьем, состоит из тела, души и духа, так и земная Церковь представляет собой лишь видимую часть тела Христова. Истинные, духовные параметры Церкви доступны только его Создателю и Главе — Господу, способному прозревать души людей. Эти параметры, очевидно, не постоянны. Они весьма подвижны сообразно безостановочному, хотя и незаметному перемещению грешных душ из состояния кающихся в состояние спасаемых и наоборот. Благодать привлекается или отступает от человеческой души сообразно её чистоте и исключительно по воле Божьей. В этой связи любые наши попытки судить и оценивать что-либо, кроме самих себя, заведомо тщетны и даже опасны, ибо «царство Божие внутрь вас есть» (Лк., 17:21).
8. ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДА БОЖЬЕГО
В миру Народ Божий строит свои «островки» в самых разных юридических и организационных формах, порой совершенно спонтанно. На более глубоком же и незримом уровне его организм жёстко структурирован догматами, нормами и правилами единой, святой, соборной и апостольской Церкви. Только в лоне Церкви Народ Божий как целое и каждый его член как часть этого целого становятся таковым, то есть богоблагодатным. Утвердив свою Церковь на земле, Спаситель тем самым до Конца времён определил параметры той духовной цитадели и источник благодатных сил, в которых воинству Христову надлежит выполнить свою вселенскую задачу. За пределами православной церкви Народ Божий беззащитен и теряет свою сущность. Исполнение же церковного круга: совершение таинств, участие в службах, исполнение правил, следование Священному Писанию и поучениям Святых Отцов независимо от размеров и специфики «островков» — поддерживает их общий строй и здравое взаимодействие, как бы далеко они ни находились друг от друга. Пуще глаза нам, сынам Народа Божьего, следует остерегаться всякого рода соблазнов и попыток увести нас за ограду Матери Церкви, подменить её обманками сектанства, неоязычества и прочих «продуктов лжеименного разума». Теряя церковную почву под ногами, мы разрываем связь с Богом, произвольно лишаемся Его покрова и защиты, что мгновенно превращает нас в беспомощных жертв «духов злобы поднебесной», которые ищут, кого поглотить. Только скрепы строгой духовной жизни способны превратить Народ Божий в несокрушимую армию «последних времен», её же не одолеют врата ада (ср[2] . Мф., 16:18).
9. СУБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
После распада СССР историческая Россия вступила в новую, по-своему уникальную фазу развития. Принудительная деидеологизация 1990-х привела на время к утрате страной идеи развития, а этносом — внятной самоидентификации. И то и другое было совершено Западом и его местными агентами сознательно в рамках усилий по размыванию духовных и генетических опор русской государственности. Неолиберальная паутина тысячами своих ячеек-проектов — от ЕГЭ и секспросвета до санкций и международной правовой блокады — опутала и сковала русское тело. С чем это сравнить? С Гулливером, которого ловкие лилипуты окрутили сотнями нитей, лишив его движения и воли.
Идентичность — это стержень русской самобытности. Русский человек никогда не довольствуется примитивными земными благами, но будет искать запредельного, защищать слабого, искать правды и сражаться с любым злом, не оглядываясь на его мощь и масштабы. Лишаясь идентичности, он лишь на малое время может удовлетвориться земными крохами, а потом будет томиться и страдать, погружаясь то в глубокую апатию, то в бесшабашное безумство. Именно эту картину «утраты и поиска» мы наблюдаем сегодня в России.
Без чёткой стратегии, разумеется, не может быть и субъекта стратегического действия — той общественной силы, которая на данном этапе и в данных условиях способна вытянуть нацию из трясины расслабленности и потери ориентации. Поразительная черта нашего времени, отличающая его, пожалуй, от всех предыдущих эпох, заключается в том, что роль субъекта стратегического действия в общерусском масштабе исподволь, пока ещё неявно и местами, но всё более решительно начинает играть Народ Божий. При этом и самому церковному люду, и тем, кто его окружает из числа доброжелателей и недоброжелателей, полезно сознавать, что речь не идёт о вульгарной клерикализации общества по аналогии с римо-католиками. Их провалы достаточны, чтобы навсегда предостеречь нас от соблазна замены партийно-государственной бюрократией церковной. Стратегическая субъектность Народа Божьего обуславливается не его властными амбициями, а жёсткой промыслительной необходимостью взять на себя бразды социального лидерства в тот момент, когда страна теряет суверенитет, а традиционные политические элиты в бессилии опускают руки или ступают на путь предательства. К тому же основную тяжесть трудов и ответственности по реализации функций субъекта придётся взять на себя самому многочисленному отряду Церкви — мирянам. Они обладают рядом объективных преимуществ перед другими потенциальными соискателями стратегической субъектности.
Во-первых, в отличие от всей гаммы идеологических партий православные миряне вместе со всей Церковью переживают не спад, а подъём, что разительно отличает наше время от предреволюционного периода столетней давности, когда всё было ровно наоборот: свежеявленные партии расцветали, а духовность убывала.
Во-вторых, утвердившиеся в вере профессионалы разных специальностей и направлений, как чада русского православия, зачастую лучше и острее других активных групп населения сознают чудовищность угрозы нависшего над русским миром сатано-нигилизма в его современной гуманистической и прогрессистской неолиберальной упаковке.
В-третьих, Церковь всегда едина, однако её части в разные периоды времени могут по-разному взаимодополнять и взаимокомпенсировать друг друга. Например, сегодня боевой отряд православных мирян может и должен внести свой вклад в формирование повестки дня и дорожной карты общенационального возрождения. При этом миряне могут внести в общее дело свой практический опыт, профессиональные знания, а священство — наполнить их труды духовной чистотой, предупреждая возможные срывы и отклонения от указанного Богом пути.
Впрочем, следует иметь в виду, что Народ Божий её только примеряется к роли стратегического субъекта истории. Обладая несравненно более высоким, чем «старая партийность», уровнем духовной идентичности, он тем не менее ещё только вступает в пору созревания и возмужания.
Вообще в теоретическом плане вполне правомерно (и заслуживает более углублённого исследования) вопрос о том, что именно церковный народ в лице своего ядра — людей, вполне познавших своего «внутреннего человека» и Христа, а также вращающихся в его орбите других групп и слоёв населения, на всём протяжении новой и новейшей истории России де-факто играл роль субъекта стратегического действия. Иногда это проявлялось особенно ярко: святой и равноапостольный Владимир крестит языческую Русь; преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву; вдохновлённое мученичеством Патриарха Гермогена ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выбивает поляков из Москвы и, пресекая Смутное время, возводит на трон династию Романовых; святой Фёдор Ушаков громит на морях турецкие армады; «Чёрная сотня» ломает хребет первой русской революции 1905–1907 годов; перерастание Отечественной войны в Священную предопределяет крах Третьего рейха. Эти и многие другие вехи исторического творчества Народа Божьего неоспоримо доказывают, что источником потрясающей жизнестойкости и силы России всегда были и останутся её Церковь и верующий народ.
10. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ РОССИИ
Показательно, что главным объектом безумного ожесточения (осатанения) западных элит, особенно с сер. XX века, стала именно Россия. В этом смысле ничего не изменил, а скорее, даже усугубил тот факт, что после распада СССР расколотая и ограбленная Россия фактически превратилась в полуколонию Запада, уступив ему значительную часть своего суверенитета. Столь «странное» поведение природного хищника к уже поверженной жертве невозможно объяснить никакой логикой. Здесь поможет только духовной метод анализа. Этот метод превосходно разработан тысячелетней православной традицией, он глубок, объективен и даёт исчерпывающее объяснение самым хитроумным измышлениям лжеименного человеческого разума. С помощью Божьей духовное познание пронзает любую толщу вещества и освящает её изнутри светом правды Христовой. Но мир, «лежащий во зле», бежит от этого света, предпочитая спасительной правде любой самообман.
На протяжении последнего тысячелетия вселенское христианство, теснимое ересями и отступничеством, сжималось как шагреневая кожа. Процесс шёл с запада на восток, и ко второй пол. XX века дьявольский дух противления существенно разрушил изнутри церковные институты инославия, что и стало главной причиной крушения Запада. Однако сегодня уже не только инославие, но и православие несёт болезненные потери в зонах своего традиционного распространения от Антиохии до Украины и Белоруссии. Фактически православие вжимается в границы России — своего последнего ковчега, промыслительно оснащённого Господом всеми необходимыми пространствами и ресурсами для выживания в конце времён.
После принятия на себя миссии Третьего Рима в истории России с особой силой начали проявляться такие черты, как промыслительность, эсхатологичность и катехоничность. Кратко охарактеризуем каждую из них.
11. ПРОМЫСЛИТЕЛЬНОСТЬ
Вся история России, от древней до новейшей, отмечена беспрецедентной ухабистостью. За тысячу лет мы не знали ни одного мирного и спокойного этапа протяжённостью более 20 лет. С точки зрения человеческого здравого смысла это трагедия. В категориях же любвеобильного Промысла Божьего — наоборот, спасительное, хотя и горькое, лекарство, защищающее целый народ от духовного оскудения и гибели. Извечная турбулентность отечественной истории, особенно в наше время, не позволяет русскому этносу ни пресыщаться, ни дремать, ни терять присущих ему качеств — выносливости, жертвенности и высоты духа. Лучше всего эту промыслительную «работу» символизирует движение русской телеги по просёлочной дороге — в ней особо не поспишь. Тем же Промыслом широкой русской душе предопределено в духе любви и служения вершить великие дела, не оглядываясь на собственное благополучие и саму жизнь. Воспитанная в этих традициях, она никогда не примет западные идеалы сытости и самодовольства, неосознанно протестуя против попыток навязывания их сверху уходом в социальную апатию или чувственные пороки.
Духовное измерение в русской истории не подразумевает никакого искусственного разграничения между отдельными её этапами, будь то в виде классовой борьбы, смены формаций или образа правления. Самодержавие, «красная империя», нынешний неолиберализм суть звенья одной цепи и последовательные акты Промысла, с помощью которых Господь, не нарушая свободы людей, выравнивает губительные духовные перекосы в русском сознании, высвобождая нашу свободу выбора и повышая, и восстанавливая наш иммунитет к революции как продукту дьявольской воли. Россия не смогла бы вступить в блистательное Последнее царство, не испытав на себе горечи таких безбожных соблазнов, как коммунизм (социализм) и неолиберализм (сатано-нигилизм), и не выработав против них соответствующего духовного противоядия. Теперь мы всем народом имеем иммунитет, которого, к великому сожалению, у нас не оказалось в 1917 году.
12. КАТЕХОНИЧНОСТЬ
Продолжая применять духовной метод к обзору истории, мы без труда обнаружим, что именно инаковость, неотмирность русской цивилизации как Третьего Рима и «катехона» — удерживающего (греч.) последнего бастиона духовной брани в Конце времён, — именно это, а не что-то другое обуславливает и вполне объясняет неуёмное беснование Запада против, казалось бы, уже поверженной и пленённой России. Неслучайно ещё в 1990 году оракул глобализма Збигнев Бжезинский громогласно заявил, что после разрушения СССР главным врагом Запада стала Русская православная церковь. В сегодняшних услови