В пятницу, 2 декабря 2016 года, думские партии проголосовали за… сохранение своих партийных доходов. В то время, как в стране пересматриваются статьи бюджетов, звучат постоянные призывы к экономии и «затягиванию поясов», сами депутаты от четырёх парламентских партий ни экономить, ни затягивать пояса — не собираются.

«Депутаты Госдумы приняли закон об увеличении финансирования политических партий, внесенный в середине ноября представителями всех думских фракций. Проект получил положительный отзыв правительства и сразу был принят в первом и окончательном чтениях. Проект касается партий, набравших во время выборов более 3% голосов. В этом случае по закону они получают право на государственное финансирование. По итогам прошедших в сентябре этого года выборов в Госдуму нововведение коснется только парламентских партий (кроме них никто из участников избирательной кампании не преодолел трехпроцентный барьер). Их финансирование увеличится со 110 до 152 рублей за один полученный голос избирателя». (Известия)

Чтобы каждый гражданин понял, за что дружно проголосовали в Государственной Думе депутаты четырёх партий, необходимо дать небольшое пояснение.

Из чего складываются доходы любой официально зарегистрированной в России политической партии? Такими источниками для партий могут быть: членские взносы, добровольные пожертвования и займы. Помимо этого, тем политическим партиям, которые наберут 3% на выборах в Госдуму по партийным спискам, деньги дает государство. Они получают средства из бюджета. Сегодня таких партий четыре: ЕР, КПРФ, ЛДПР и СР. (Яблоко, получавшее деньги из бюджета с 2012 по 2016 гг, в 2017 государственных средств не получит, так как 3% барьер не преодолело).

Отдельно хочу подчеркнуть, что средства, выделяемые партиям из бюджета, идут на чисто партийные нужды. Зарплату депутатам различного уровня от этих партий платит, опять-таки, государство, а не партия.

Однако прошедшие выборы в Государственную Думу прошли при более низкой явке избирателя в целом. В итоге даже за победителя, за «Единую Россию», проголосовало почти на 4 млн. избирателей меньше (28.527.828), чем в 2011 году (тогда свой голос за ЕР отдали 32.379.135 избирателей).

Итак, запомним, В ГОЛОСАХ, А НЕ В ПРОЦЕНТАХ, на выборах в Госдуму меньше получили все прошедшие туда четыре партии. Прошли. И в начале ноября начали подготовку к тому голосованию, что мы увидели 2 декабря.

Тут необходимо дать пояснение о том, каким образом определяется сумма денег, которую согласно закону «О политических партиях» получают партии, которые провели в Госдуму по результатам выборов по федеральному списку своих кандидатов, набрав более 3%. Сумма получаемой партией господдержки складывается из общего количества голосов, отданных за партийный список, умноженного на 110 рублей. То есть не за % платят, а за каждый голос.

А тут такая незадача – за все партии, попавшие в Госдуму по итогам выборов 2016 года, голосов отдано меньше, чем ранее. Это значит, что парламентским партиям пришлось бы затягивать пояса и уменьшать свои расходы. Но им очень этого не хочется. И у них есть право принимать законы. А значит — они могут принять закон, чтобы сохранить свое денежное довольствие, получаемое из бюджета на прежнем уровне. Для этого всего лишь нужно УВЕЛИЧИТЬ стоимость одного голоса, изменив закон!

В начале ноября 2011 года началась информационная подготовка. Прекрасно понимая, что идея «не экономить» и «не затягивать пояса» не будет принята в народе благожелательно, все четыре парламентские партии в унисон стали подавать будущее изменение закона, как «заботу о думской оппозиции». Которой, якобы, бедной, не на что жить.

«… Представительство оппозиционных партий сильно сократилось, что может сказаться на их финансировании. «У них есть определенные сложности с привлечением финансов. Поэтому мы считаем, что их деятельность как оппозиции достаточно важна, она должна быть поддержана» — это слова представителя «Единой России», который скромно умолчал, что при изменении стоимости голоса основным выгодоприобретателем будет как раз ЕР, у которой больше всего голосов избирателей.»

«От возможного решения в «Справедливой России» отказываться не будут. «Содержать партию — это дорогостоящее дело, поэтому любое увеличение финансирования приветствуется». (Парламентская Газета)

«… Решение о поддержке парламентских партий, которые имеют авторитет у населения, можно рассматривать только с позитивной стороны. «У любой, действительно оппозиционной партии источники финансирования сильно обрезаны, а повышение финансирования даёт большую независимость партиям в выпуске литературы, газет и проведении мероприятий», —это уже слова руководства КПРФ.

Действительно ли так плохо с деньгами у думской оппозиции? Любой, кто увидит цифры господдержки этим партиям, вряд ли согласится, что им живется тяжело. Чтобы представить себе, о каких суммах идет речь, напомню цифры, которые приводил в своей июньской статье «Стоимость демократии для России»:

«Четвертое место у самой «бедной» думской партии – это «Справедливая Россия» Сергея Миронова, что в 2011—2012 гг. щеголял в Думе белой ленточкой. В 2015 году на её счет поступил 1 млрд 107 млн рублей. Из них из госбюджета – 956 млн 500 тыс. рублей.

Третье место занимает ЛДПР, которая получила в прошедшем году 1 млрд 130 млн 845 тыс. рублей. Из них из государственного бюджета Российской Федерации В.В. Жириновскому и его соратникам перевели 843 млн рублей.

Второе место занимает КПРФ товарища Зюганов со товарищи, получившая в 2015 году на свою уставную деятельность 1 млрд 550 млн рублей. При этом бюджет РФ перевел на счет коммунистов 1 млрд 385 млн рублей.

Первое место у партии «Единая Россия», которая получила в 2015 году: 5 млрд 187 млн 693 тыс. рублей. Из них госбюджет дал ЕР 3 млрд 560 млн 891 тыс. рублей».

Всего госбюджет выделяет в год парламентским партиям чуть менее 7 млрд. рублей. «Бедная» думская оппозиция вовсе не бедная. К примеру, «Единая Россия» тратит только на содержание своего центрального аппарата – 566 млн. рублей.  КПРФ, которые много говорят о социализме и коммунизме, регулярно возлагают цветы к Мавзолею и памятнику Сталину, тратят на свой аппарат управления лишь чуть меньше единороссов – 327 млн. рублей. (Вся информация об этом есть в отчетах партий на сайте ЦИК.)

В деле сохранения своих доходов все четыре думские партии проявляют трогательное единодушие. Они вместе подготовили Законопроект № 28848-7 «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона «О политических партиях» (в части изменения государственного финансирования политических партий)».

Этот законопроект был внесен 16 ноября 2016 года И.И.Мельниковым (Первый заместитель председателя ЦК КПРФ), И.В.Лебедевым (ЛДПР, сын Жириновского), С.М.Мироновым (руководитель партии «Справедливая Россия»), В.А.Васильевым (руководитель фракции «Единая Россия»).

Суть закона – увеличить финансирование думских Партий со 110 до 152 рублей за каждый голос избирателя. В пояснительной записке указана причина увеличения финансирования: «для оказания государственной поддержки тем политическим партиям, представительство которых в Государственной Думе сократилось по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва».

Правительство Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Совет Государственной Думы Федерального Собрания законопроект поддерживают, назначают рассмотрение в первом чтении на 2 декабря и рекомендуют принят в первом чтении и в целом.

Поскольку все четыре партии кровно заинтересованы в его принятии, то процедура голосования идёт как по маслу. 2 декабря в 12:03:19 депутаты ­голосовали за законоп­роект в первом чтении­, и уже через 29 секунде (12:03:48­) он был поставлен на голосование в целом.

Итог голосования в первом чтении: не голосовало 25 депутатов, против 1 (Шайхутдинов Рифат Габдулхакович), остальные ЗА — 424 депутата (результаты голосования).

Итог голосования в целом (через 29 секунд): не голосовало 25 депутатов, против 2 (Шайхутдинов Рифат Габдулхакович, Журавлёв Алексей Александрович), воздержался 1 (Лавров Олег Леонидович из ЛДПР), остальные ЗА – 422 депутата (результаты голосования).

Что действительно правда из всех красивых слов, сказанных в пояснительной записке и в многочисленных интервью депутатов от 4-х партий, так это то, что дополнительных затрат из бюджета не потребуется. Увеличив стоимость голоса, депутаты распределят уже запланированную в бюджете сумму: объем бюджетных ассигнований, необходимый для реализации законопроекта, составит в 2017 году 6.952.433.800 рублей.

Теперь самое время поговорить о моральной стороне дела. Тем более, что у каждого российского избирателя есть возможность посмотреть итоги данного голосования и задать своим избранникам и руководству четырех политических партий несколько вопросов:

Низкая явка избирателей на выборы – есть плохая работа политических партий. При любом политическом строе, при капитализме или социализме, правилен принцип: «как поработал, так и заработал». Считают ли депутаты и руководство четырех партий справедливым, что партии получат меньше денег о государства, если в промежутке между думскими выборами они 4 года так работали, что люди на выборы не идут?

Можно ли считать справедливой такую ситуацию, когда, придя в парламент, вне зависимости от своей работы в предвыборный период, 4 партии пользуясь тем, что они законодатели, меняют закон, сохраняя свои доходы на прежнем уровне?

Правильным ли было бы оставить закон, как есть (110 рублей за голос), и принять поправку к бюджету, где сэкономленные сотни миллионов рублей возвращаются в бюджет и идут на финансирование его конкретных статей?

Будет ли распространена практика «поддержки» плохо работающих партий на плохо работающие коммерческие организации и предприятия? «Продукт» работы партии – это доверие избирателей, которое реализуется в стабильности страны и в желании ОБЯЗАТЕЛЬНО прийти на выборы. Думские партии поработали плохо, но потом подправили закон так, чтобы из бюджета получить больше за плохо сделанную работу. Могут ли на такой подход рассчитывать игроки из экономики, которые не смогли продать свой товар и хотели бы получить дотацию из бюджета, чтобы компенсировать себе недостаток средств?

Ситуация странная. При этом совершенно очевидно, что такая забота о своём, а не государственном бюджете, политических партий из Госдумы подрывает доверие к ним со стороны избирателей и может спровоцировать ещё более низкую явку людей на следующие думские выборы. Ведь и перед выборами 2016 года многие избиратели помнили, что сделали 4 думские партии накануне начала предвыборной кампании. А они… увеличили сумму, которую получают из бюджета.

(Для справки: последнее по времени «повышение» государственной поддержки партиям, набравшим более 3% на выборах в Госдуму, произошло с 1 января 2015 года и просуществовало в бюджете 2015 и 2016 гг.)

Как раз накануне выборов «думцы» постарались добавить себе средств для грядущей борьбы за кресла и голоса. При этом кресла сохранили, в Думе опять те же самые 4 партии, а вот голоса избирателей как раз все и подрастеряли. Люди ведь всё видят.

P.S. В качестве вишенки для торта. Рассказывая о будущем законопроекте на своём сайте, глава «Справедливой России» С.М.Миронов то ли постеснялся, то ли описался. Но указал, что государство тратит на думские партии не 7 млрд, а 7 млн рублей: «По мнению авторов инициативы, это позволит сохранить на текущем уровне финансирование партий. В финансовом обосновании указано, что в случае принятия законопроекта на финансирование думских партий в 2017 году будет затрачено около 7 млн рублей».

Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ
Николай Стариков

Николай Викторович Стариков (р. 1970) – известный писатель, публицист. Основатель и идейный лидер общественной организации «Профсоюз граждан России». Коммерческий директор петербургского филиала «Первый канала» российского телевидения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее…