«А кто такие панфиловцы?» – спросил меня вполне уже взрослый сын. Это он увидел рекламу нового российского фильма рядом с новым, суперпопулярным у молодежи голливудским блокбастером. Что-то там о «фантастических тварях».
Нет, о Великой Отечественной Войне он знает. Ордена и медали прадеда я ему показывал много раз. Но до каждого ее героического эпизода не так-то легко дойти. А как учат в нынешней российской школе по «чудесной» Болонской системе, мне даже говорить не хочется. Хуже, по-моему, ничего не придумаешь! Стоит ли удивляться, что Человека-паука и Гарри Поттера некоторые наши дети знают лучше, чем Александра Матросова и Зою Космодемьянскую! А это, между прочим, атака на нашу национальную идентичность. Впрочем, я сейчас не о том. Рассказал сыну о событиях 41-го возле разъезда Дубосеково. Тот заинтересовался. Идея сходить в кино возникла спонтанно.
День был воскресный, и уже через пару часов мы были в кинозале. Скажу сразу: воспитанному, в целом, на голливудской продукции сыну фильм понравился. Даже очень! Потом мы с ним довольно долго обсуждали оружие, которым тогда воевали наши. Мне «28» тоже понравился. По-моему, это первый по-настоящему хороший фильм о Великой Войне со времен «В августе 44-го». С тех пор и до «28 панфиловцев» мне попадалось что-то просто невообразимое. Например, нашумевший сериал «Штрафбат». Там еще замечательный актер Назаров изображает батюшку, который воюет в Красной Армии с гигантским крестом на груди!? Надо ли говорить, что тогда это было в принципе невозможно?! А еще там одни и те же люди воевали из серии в серию. Понятно, что сделано это в интересах зрителя, который привыкает к одним и тем же героям. Но нельзя же до такой степени пренебрегать исторической правдой! В настоящих штрафбатах люди воевали очень недолго. Иногда даже не дни, а часы. Их ведь бросали в самое пекло, и там многие либо погибали в первой же атаке, либо быстро получали ранения. И тогда вступал в силу сталинский приказ об «искуплении кровью». Штрафник после излечения переводился в обычную часть, а его вина считалась погашенной. Через это прошли тысячи и тысячи. Впрочем, апофеозом идиотизма стал боевик в стиле каратэ, в котором советские солдаты с диким криком размахивали ногами и носили волосы, заплетенные в косички!
А вот «панфиловцы» в этом плане порадовали. Форма, оружие, подготовка позиций – все сделано с уважением к реальной истории. И герои — абсолютно «живые». Балагурят, устают, иногда нарушают приказы. Шутят по поводу «политинформации», которую легендарный Клочков проводит по обрывку газеты, предназначенному на самокрутку. Один боец перед боем шепотом читает молитву. Чтоб не слышал никто. И это выглядит очень достоверно. Ну разве что в некоторых разговорах многовато пафоса. Я скорее поверю, что настоящий русский мужик, будь он великоросс, украинец или казах на смертельный бой станет собираться как на охоту или рыбалку. По-простецки. Без лишних слов.
Нет, правда, в фильме Сталина. Совсем. Хотя на самом деле без него, так или иначе, тогда не обходилось. Застал еще много реально воевавших дедов. Но авторов фильма понимаю. По поводу роли Сталина споры не утихают и сейчас. А они-то хотели создать что-то однозначное, объединяющее.
Зато фильм свободен от всей этой либеральной слякоти, которой нас «накачивали» со времен перестройки. Ну как бы его снял, например, «великий» режиссер Звягинцев, со всеми его призами за насквозь заштампованный «Левиафан»? – Там был бы обязательный мерзкий особист в пенсне, который только и думает, как отправить невинных людей в лагеря. Причем, желательно всех, кого не расстреляет. Был бы актер Мадянов в роли генерала. Вечно пьяного и тупого. Обязательны бойцы, которые идут на смерть, жутко ненавидя своих командиров. А еще зэки, «культурные» немцы, которые угощают детишек шоколадом и актер Серебряков. Он, впрочем, всегда одинаковый. В кульминационные, особо трагические моменты шел бы дождь и валил снег. Гнусные красноармейцы кого-то обязательно бы насиловали. И в конце зрителю пришлось бы размышлять: как оно все-таки «победилось», а главное, за что такая несправедливость? Победил и выжил такой «страшний страна», «глюпий нарот», в который, по трагической ошибке, затесались отдельные великие режиссеры, писатели и экономисты!
Так вот, в этом фильме всей этой белиберды нет! Здесь нормальные солдаты с человеческими лицами. Командиры жесткие, конечно. Но они просто выполняют долг и переживают за людей, которых посылают на смерть. И, главное, нет всей этой чуши, что мы немцев «трупами завалили». В 4-ом, хотя там и показано полное господство вермахта в воздухе, наши воюют УМЕЛО. А иначе и нельзя победить армию, которая, как на параде, прошагала через всю Европу!
В фильме показаны ломаные линии окопов, искусная маскировка артиллерийских батарей, скрытое пулеметное гнездо, «ложный» рубеж обороны. А также очень достоверно, почти документально, – трехлинейки, противотанковые ружья, пулемет «Максим». Кстати, моего сына многое удивило. Он, насмотревшись «киноподелок» последних лет, думал, что окопы копали прямыми линиями, а не с изгибами и углами, которые увеличивали шансы остаться в живых. Да и вообще к таким позициям труднее пристреляться. Впрочем, все это было не более чем антуражем для настоящего ПОДВИГА. Итог: на финальных титрах – аплодисменты. Практически полного зала.
P.S. У нас сейчас развелось очень много «умников», которые любят «порассуждать» на тему исторической достоверности в ЛИБЕРАЛЬНОМ ее понимании. Мол, политрука Клочкова с его словами «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» придумали пропагандисты, да и вообще героев было не 28, а побольше… Предлагаю, оставить все эти размышления для экспертов с «йехамосквы». И не надо искать здесь противоречие с моими словами об исторической достоверности. Его здесь нет! Могучую и как часы отлаженную армию у Дубосекова остановили? – Остановили. Подвиг был? – Несомненно. Историческая достоверность даже в деталях соблюдена. Что еще надо?
P.S-2. «Панфиловцы» уже пошли в народ. Вот пример:
— Алло, это режиссер Федор Бондарчук (Андрей Звягинцев)?
— Да.
— Спасибо за «28 панфиловцев».
— Я их не снимал.
— Мы знаем. Спасибо Вам за это!
Напомню, что анекдоты в России рассказывают только о «народных» фильмах. Такое, помнится, было с «Чапаевым» и «Семнадцатью мгновениями весны». Неплохая компания, не правда ли?