Ближайший номер «Литературной газеты» откроется материалом о Евгении Евтушенко. Поэт долгие годы печатался в этом издании. Он так же не раз становился героем и статей «Литературки». А однажды попал и на страницы прозы ее главного редактора, писателя Юрия Полякова. В его романе «Замыслил я побег» есть эпизодический герой, названный «Нашумевший Поэт» — эпатажный и неугомонный, любитель ярких галстуков и затейливых рифм. Прототип угадывается легко.
— Юрий Михайлович, в «Замыслил я побег…» Вы изобразили Евгения Евтушенко в довольно саркастичном ключе…
— Я писатель-сатирик, я всех изображаю сатирически. Даже первых лиц государства. А то, что в поведении Евтушенко, в его литературных обычаях было нечто, скажем так, вызывавшее дружескую улыбку – это было очевидно. Он был живой человек, со своими сильными и слабыми сторонами. Ничего в этом особенного нет. Когда уходит крупный писатель, уже не имеет значения, в какой партии он состоял, сколько у него было жен, какие пиджаки носил, остался верен коммунистической партии или перебежал в одну ночь к либералам. Если он написал хорошие стихи, значит, он не зря жил. А если не написал хороших стихов, то его верность одной жене, одной партии, одной социальной системе не имеет никакого значения. Когда-нибудь личность поэта можно будет восстановить по тем хорошим стихам, которые от него остались.
— Как определить место Евтушенко в истории отечественной литературы?
— Я думаю, что он останется в ней как крупнейший советский поэт, очень талантливый, который поставил абсолютный рекорд поэтического долголетия. Он дебютировал в советской поэзии еще в эпоху Сталина (первое стихотворение Евтушенко было напечатано в 1949 году, первая книга – в 1952. – прим. «ВМ»), и был в центре читательского внимания больше 60 лет. Его можно сравнить с Афанасием Фетом или Константином Случевским. Но он был плодовитее и активнее в общественном плане. Он очень много делал для пропаганды русской поэзии за рубежом, где провел последние 30 лет жизни. Это очень крупная фигура русской поэзии ХХ века советского периода. Лучшее им написано в советские годы. Можно сказать, что ушел большой-большой советский поэт. Лучшие его стихи останутся на золотой полке советской поэзии.
— Что бы поставили на эту полку лично Вы?
— Я бы поставил туда его раннюю лирику, его публицистические стихи 1970-х годов. Недавно в поэтической серии «100 стихотворений» вышли стихотворения Евгения Александровича. Я бы ее поставил. Поверьте, это очень немало для поэта. Есть крупные поэты, у которых 25 золотых стихотворений не наберется.