На мой взгляд, кардинальное сужение проезжей части в центре Москвы и снос хрущевок можно трактовать как попытку московских властей организовать массовые протесты накануне президентских выборов. То есть поучаствовать в организации Майдана вместе с либеральным кланом. Потому что сам проект не проработан совершенно чудовищным образом. О степени вменяемости тех, кто его разрабатывал, свидетельствует даже то, что депутаты Госдумы понятия не имеют, кого затрагивает принимаемый ими закон. Судя по их заявлениям, они даже понятия не имели, что создают проблемы не только обычным гражданам (судьба которых, судя по принимаемым ими законам, — например, ежегодным бюджетам, — им глубоко безразлична), но и весьма влиятельным банкам. Этот верх некомпетентности заставляет предположить, что законопроект готовился не ради урегулирования жилищных проблем и даже не ради того, чтобы дать приближенному бизнесу заработать, а в каких-то третьих, возможно, политических целях.

При всей святости цели законопроект носит людоедский и антиконституционный характер. Люди, по сути, лишаются права собственности на единственное серьезное, что у них есть. Реновация носит произвольный характер. Под него попадают не только разваливавшиеся хрущевки, но и хрущевки, которые после небольшой реновации будуть стоять еще столько же. К примеру, на территории Восточной Германии, где тоже строились хрущевки, они в значительной степени были не снесены, а модернизированы.

Да и у нас, в Юго-западном округе я видел такую вполне успешную модернизацию хрущевок собственными глазами. С другой стороны, у нас в программу сноса хрущевок попадает огромное количество великолепных кирпичных зданий, которые находятся в отличном состоянии. Более того, поскольку говорится о зданиях 1950-1960-х годов, на Ленинградском шоссе (на северо-западе столицы) планируется сносить даже сталинские здания – 6 и 8 этажей.

То есть дома из самых лучших в Москве типов массовой застройки тоже предлагается ликвидировать. Вероятно, для того чтобы какие-то коммерческие структуры могли захватить новые пространства. При этом разговоры о том, что жителей Москвы будут переселять в какое-то приемлемое жилье, на деле не подтверждаются. Например, жителям одного из домов на улице Ивана Бабушкина уже объявили представители управы, что они поедут куда-то в Котловку, – по сути дела, в промзону. При этом дом на Ивана Бабушкина, о котором идет речь, находится в отличном состоянии. Не случайно сносимые дома не обследуются инженерами, что является нарушением закона. Происходит все по росчерку пера, по известному собянинскому принципу — «копаем — значит надо». А остальное, выходит, «не ваше собачье дело».

Это презрение к городу и стремление создать жителям Москвы невыносимые условия существования. Напомню, что под эту программу подпадает около 1,6 млн человек, — больше, чем под все сталинские депортации, вместе взятые. Те официальные обещания, которые мы слышим и которые уже нарушаются властями на практике, звучат двусмысленно. Скажем, жителей ЦАО будут переселять в пределах ЦАО. Но ЦАО большой. И вас могут, например, переселить в промзону. Когда говорят, что будут переселять в ваш же муниципальный округ или в соседний — это звучит получше, но и там может оказаться просто выжженная земля или просто места, наименее комфортные для проживания с точки зрения транспорта и всего остального.

И, наконец, позиция Собянина, что возглавляемая им мэрия не будет соблюдать санитарных норм. Если люди жили «как кильки в банке», им дадут на 20% больше площади за счет улучшения планировки, — и все. Это радикально отличается от той программы переселения, которая реализовывалась при Лужкове. Там тоже было много скандалов, много проблем, но людей расселяли по санитарным нормам. Нередки были случаи, когда люди из одной квартиры люди разъезжались в 3 или 4 квартиры. Не потому что такие плохие и алчные, а потому что действительно жили несколько поколений людей на головах друг у друга, в абсолютно невыносимых условиях.

Но сейчас господин Собянин официально заявил, по сути дела, что реновация — не для москвичей, а для бизнеса. Ко всему прочему людей, скорее всего, будут расселять в местах, где они сильно потеряют в цене квартиры. Потому что даже соседние муниципальные округа и даже разные части одного и того же округа могут отличаться друг от друга как «небо и земля».

И здесь понятна тревога банков, которые дают ипотеку. Они не только могут лишиться залога, но этот залог может оказаться сильно меньше. Потому что если менять квартиры стоимостью 6 млн на квартиру в 4 млн рублей, то банк теряет залоговую базу. И непонятно, как ему строить отношения к людьми.

Это яркий пример того, как бюрократия то ли коррумпированная, то ли просто обезумевшая. Когда-то «Наутилус Помпилиус» пели «их дети сходят с ума от того, что им больше нечего хотеть». Похоже, что «эти дети, которые сходили с ума», теперь правят Москвой, — а может быть и всей Россией. И прекрасная идея, разумная вещь она оборачивается чудовищным глумлением над людьми. Она может обернуться грабежом людей и созданием революционной ситуации, за что либеральный клан должен быть благодарен господину Собянину очень сильно.

ИсточникРеалист
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...