Пуск! …Рёв стартового двигателя был подобен смерчу, и через долю секунды огненный «джинн», сорвавшись с левого «плеча» «Самума», унёсся к горизонту, оставив за собой дымный хвост и скрученное в гармошку ограждение палубы за опустевшей трубой контейнера…

Медленно, как чётки в пальцах, потянулись по кругу секунды. Оборот, ещё оборот… Наконец из динамика хрипло прокаркал «изувеченный» эфиром доклад наблюдателя: «Цель уничтожена!».

Капитан второго ранга Олег Сардин облегчённо откинулся на спинку командирского кресла: «Задача выполнена!»…

Меньше всего он похож на корабль в том виде, в каком обычно представляют корабли. Никаких изящных изгибов бортов, ажурной архитектуры надстроек, этажей палуб, высоких мачт. Нет даже обязательного для всех кораблей гордого «клюва» форштевня. Скорее он напоминает плавучую цитадель. Прямые рубленые борта — мощный квадрат палубы, тяжёлые «наплечники» ракетных контейнеров, «грибы» антенн, невысокая глухая — без иллюминаторов — плита надстройки.

А ещё окраска! Совсем не военно-морская — однотонная серо-голубая, «шаровая», а какая-то «спецназовская» — пятнистая серо-чёрно-синяя. Странная конструкция! И только Андреевский флаг, плещущийся в черноморской синеве, утверждает: перед вами боевой корабль российского военно-морского флота. Причём не просто боевой корабль! За внешней «утюговостью», неуклюжестью на самом деле скрывается настоящий морской гепард. Ни один другой корабль ВМФ не сможет развить на полном ходу скорость в пятьдесят морских миль — больше девяноста километров в час!

И секретом такой стремительности является именно его внешняя неуклюжесть: под «квадратом» внешнего корпуса и резинового «фартука» скега находится не один, а целых два корпуса. Это настоящий катамаран! Причём не просто катамаран, а катамаран на воздушной подушке. Один из самых удивительных кораблей современного флота — ракетный корабль проекта 1239 «Сивуч». Один из последних «осколков» футуристической кораблестроительной программы СССР, создававшей удивительные проекты — ракетоносцы на воздушной подушке, тяжёлые ударные экранопланы, атомные подводные истребители-полуавтоматы…

Дорога «Сивучей» к морю была, в прямом смысле слова, извилистой. Создавался этот проект за тысячу километров от моря, почти в центре Евразии, под Казанью, где в 1984 году в Зеленодольске на Волге был заложен первый корпус, получивший название «Бора». За ним рядом на стапеле был заложен его «систер-шип» «Самум», а ещё через год и третий корпус, который так и не получил имени…

Программа предусматривала строительство двенадцати таких катамаранов, но распад Союза порушил все планы. И третий корабль, стоявший на стапелях, за отсутствием финансирования был разобран заводом на металл. Его уникальный алюминиево-магниевый корпус продан за гроши…

Почти шесть лет ушло на отработку всех технологий и строительство «Боры». И в марте 1992 года по извилистой системе каналов «Волга — Дон» он был переведён на Чёрное море, в ноябре 1992 года прибыл в Керчь, а в марте 1993 года — в Севастополь. За ним через два года сюда же был переведён «Самум». После нескольких лет испытаний и опытной эксплуатации корабли были приняты в состав флота.

Оба «Сивуча» на долгие годы стали последними кораблями Черноморского флота, пополнившими его главную базу в Севастополе. Больше ни одного корабля «самостийная» Украина ввести в состав флота, базирующегося в Севастополе, не позволила.

Почти сразу и «Бора», и «Самум» продемонстрировали уникальные свои возможности. Оказалось, что это едва ли не самые мореходные корабли нашего флота. Им нипочём даже свирепые восьмибалльные черноморские шторма. Вторым открытием стала уникальная ходовая живучесть «Сивучей». Даже с полностью отключёнными движителями на одних только двигателях-нагнетателях воздушной подушки они сохраняли возможность перемещаться. И за всю историю эксплуатации «Сивучей» ни один из них ни разу не лишился хода!

Любой рассказ о военном корабле будет бессмысленным без рассказа о его оружии. По своей огневой мощи «Бора» и «Самум», являясь, по сути, малыми ракетными кораблями, равны эсминцам, стоящим в военно-морской иерархии кораблей  на целых две ступени выше. У каждого «Сивуча» на «плечах» по восемь контейнеров с «москитами» — самонаводящимися сверхзвуковыми маловысотными противокорабельными крылатыми ракетами (по классификации НАТО  Sunburn или «Солнечный ожог»). Дальность их пуска — от 120 до 250 км, в зависимости от задач и способов стрельбы. Вероятность попадания в цель 94−99%.

При этом сами «Сивучи» за счёт свой огромной скорости становятся в бою почти неуязвимыми. Головки самонаведения крылатых ракет противника, рассчитанные на стандартные морские цели, просто не успевают захватывать наши корабли. По этой же причине против них бесполезны и торпеды.

Но не только «Москитами» способен «ужалить» противника «Сивуч». Также на борту катамарана комплекс ПВО «Оса-М» (20 ракет для самообороны), 76-мм артустановка и автоматические установки АК-630.

В ходе эксплуатации выяснилось и ещё одно удивительное качество «Сивучей», ранее не изученное, — его оптическая невидимость. Движущийся в режиме «воздушной подушки» корабль поднимает своими нагнетателями такое огромное облако водяной пыли, что почти исчезает в нём и становится незаметен на фоне моря…

Конечно, корабль — это, прежде всего, люди! Его экипаж, который и превращает мёртвое железо в боевой корабль — живой совершенный организм, симбиоз людей и техники. Рассказывая о «Сивучах», нельзя не упомянуть о первом командире «Боры» Николае Гончарове. Капитаном второго ранга он принял «Бору» в 1992 году и больше пятнадцати лет не сходил с его палубы. Упорно отказывался от всех повышений и предложений о переводе на штабные должности. Корабль был для него не просто родным домом, он был его душой! И именно Гончаров заложил традиции службы на «Сивучах». Ведь уникальный корабль требует уникального экипажа и особой его подготовки. Это не просто слова. Даже управляются «Сивучи» не привычными всем «колёсными» штурвалами, а настоящими авиационными «рогами». И тому есть свои причины: скорости, на которых перемещается «Сивуч», таковы, что обычное рулевое колесо просто не справится с маневрированием. Каждая секунда — это сотни метров. Поэтому нужны чуткие авиационные штурвалы. Тем более что и разгоняют корабль до таких скоростей две, можно сказать, «авиационные» газовые турбины.

Всё это нужно было изучить, освоить и довести до полной боеготовности.

Именно поэтому «Сивучи» стали настоящей школой офицерских кадров флота, подготовив за двадцать пять лет десятки отличных командиров и специалистов.

За особые заслуги в освоении новой техники Николай Гончаров награждён орденом «За военные заслуги» и стал лауреатом Государственной премии.

В этом году «Сивучи» отмечают юбилей — двадцать лет принятия в состав Военно-Морского флота России. Солидный срок! Но не для «Сивучей». Черноморский климат и уникальные свойства сплава, из которого выполнены их корпуса, позволяют им ещё много лет нести службу на южных рубежах нашей страны.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн: стандартное — 850, полное — 1.050

Основные измерения, метров: длина наибольшая — 63,9, ширина наибольшая — 17,2

Осадка на ходу на воздушной подушке >1

Осадка на ходу в водоизмещающем режиме — 3,3

Главная энергетическая установка: ДГТУ — 2 газовые турбины М-10-1, суммарная мощность,

л.с. (кВт) — 36.000 (26.500);

2 дизеля М-511А для водоизмещающего режима, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 20.000 (14.700)

2 дизеля М-504 для нагнетателей, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 6.600 (4.850)

4 тандемных гребных винта в двух колонках

2 гребных винта на валах

Скорость хода, узлов: наибольшая — 53; экономическая — 12.

Дальность плавания, миль: (при скорости, узлов) — 2500 (12), 800 (45)

Автономность, суток: 10

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) — 68 (9)

ИсточникЗавтра
Владислав Шурыгин
Шурыгин Владислав Владиславович (род. 1963) ‑ военный публицист, обозреватель газеты «Завтра», член редколлегии АПН.ру. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...