В Святом Белогорье
Александр Нотин
Впечатление первое — шок.
Как часто, увы, в нашу жизнь вместе со скорбями, трудами и недугами вползает червь сомнений: не бесполезна ли наша борьба, не слишком ли силен враг, виден ли вообще свет в конце тоннеля? "Русские ленивы", "русские пьют", "русские ни к чему не годны" — эти и сотни других, похожих на них нейролингвистических штампов явно или неявно, прямо или косвенно внедряются в наши расстроенные перестройками души с помощью "ящика", гламурной журналистики и апологетов либерального монетаризма. Никогда не забыть мне убийственного "аргумента" Кудрина против того, чтобы наши финансовые накопления вкладывались бы в нашу же отечественную экономику: все равно, дескать, разворуют, а там, за бугром, мы их хотя бы сохраним! И, надо заметить, президенты — что тот, что другой — "велись" на подобную чепуху. Путин до сих пор смотрит Кудрину в рот, поддакивает, цепенеет, как кролик перед удавом. Когда я слышал разглагольствования Кудрина, унижавшие — по-другому это и не назвать — собственную Родину и собственный народ, я понимал: прямо на моих глазах совершается низость и вранье. Но, выезжая потом в близкие и дальние российские губернии, наблюдая всюду разруху и нищету, вызванные коррупцией и некомпетентностью ("будто Мамай прошел"), я и сам иной раз подспудно, против собственной воли начинал сочувствовать иезуитской логике "главного бухгалтера страны": а, может, он прав?
… Два дня, с утра до глубокой ночи колесили мы — небольшой, но бравый десант "Изборского клуба" (А. Проханов, М. Леонтьев, М. Калашников, А. Нагорный, М. Делягин, всего около 15 человек) — по городам и весям Белгородской области. Принимающая сторона подошла к делу с полной серьезностью и ответственностью. Она не ограничилась формальным приглашением в адрес председателя ИК А. А. Проханова: по велению губернатора Савченко Евгения Степановича для нас был составлен и — скажу, чуть забегая вперед, — скрупулезно выдержан жесточайший график. Пункт "свободное время" в этом графике отсутствовал по определению. Все было расписано по минутам и часам. Ни одного зазора. Ни одного сбоя.
Первая "установочная" встреча с губернатором и его командой состоялась в режиме "с корабля на бал" сразу по прибытии нашего "литерного" вагона из Москвы в Белгород первого июля. Затем одна за другой понеслись десятки встреч, круглых столов, выходов к прессе, визитов на крупнейшие предприятия области, музеи, храмы и монастыри. Под самый занавес — финальный разговор в уже знакомом зале Администрации Правительства области. Прощальный ужин с Евгением Степановичем и… галопом на вокзал.
Как кадры в кинохронике, летят перед моим мысленным взором разрозненные картинки нашего двухдневного путешествия: могучие ангары холдингов "Агро-Белогорье" и "Приосколье" с офисами, которым позавидовала бы и иная нефтяная компания; биогазовая электростанция "АльтЭнерго" мощностью в два с половиной мегаватта; пятикилометровая в ширину и на четверть километра уходящая в глубину воронка самого большого в мире Лебедянского ГОКа; проведенный для нас митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном покаянный молебен в соборе Петра и Павла, что на героическом Прохоровском поле; стайки добротных коттеджей, разбросанные тут и там в агломерации двух основных областных центров. Коттеджи построены на земле, почти бесплатно выделенной властью не для нуворишей, но для учителей, инженеров и фермеров. Тридцать три тысячи таких участков за счет государства обеспечены коммуникациями, силами самих людей застроены и введены в эксплуатацию. Столько же в ожидании своих будущих хозяев "обвязываюся" дорогами, линиями электропередач, нитями газо и водоснабжения. И отбою от желающих "вернуться на землю" в Белогорье не наблюдается. "Россию испортил не только квартирный, но и земельный вопрос, — в одной из бесед с нами полушутя-полусерьезно вздохнул губернатор. — С этого-то вопроса мы начали исправлять ситуацию".
Первое, что поражает и совершенно обескураживает скептический и недоверчивый ум "изборца" это, конечно, порядок. И чистота. Они всюду, как две руки одного тела. И они не деланые, не нарисованные "на холсте в каморке папы Карло", как это часто, увы случается в наших Палестинах, особенно же перед приездом на "периферию" высокого московского начальства. Белгородский порядок другой: естественный, крепкий, органично вытекающий из здравого состояния белгородского человеческого организма. Поэтому он всюду: и на центральной площади столицы региона, и в дальней деревушке. Мне даже, грешным делом, показалось, что второй по величине город области, Старый Оскол, в некотором отношении даже выигрывает перед престольным Белгородом; он как-то по особенному ухожен и украшен — словно красуется перед приезжими: смотрите, как я пригож!
Нигде и ни разу не видел я за все время перемещений по области ни одного пьяного. "Некогда нашим людям пить,- пояснил нам в Старом Осколе заместитель мэра, — все до одного работают. Средняя зарплата по региону — двадцать тысяч рублей.А по ухоженности и обеспеченности соцуслугами на душу населения наш город дважды подряд занимал первое место в России. Потом нам, правда, намекнули: не подавайте больше своих заявок, а то и кроме вас есть желающие победить. Вот с тех пор мы и не высовываемся".
Как советник губернатора Шанцева, я, смею надеяться, кое-что понимаю в городской проблематике. Но мое понимание, оказывается, было однобоким. Я видел, по большей части, нерешенные проблемы, и невольно начинал верить, что эти сложные проблемы трудно или даже невозможно решить. В Белогорье же я с изумлением обнаружил, что решения есть. Вот пример: пассажирские автоперевозки в Старом Осколе осуществляет государственная диспетчерская компания. У нее на балансе нет автопарка, но зато есть эксклюзивное право на организацию перевозок. Компания диспетчеризирует частников, намеренно перемешивая хорошие и "плохие" маршруты и создавая этим равные конкурентные условия для всех. В результате совершенно исключается почва для коррупции и недобросовестной конкуренции. Побрыкавшись для вида, частники привыкли, и теперь спокойно работают. А в очереди на маршруты стоят те, кто хотел бы получить эту работу… Их десятки, и работающие перевозчики, чувствуя их дыхание в спину, стараются изо всех сил.
Второй пример — местный красавец стадион. Стоил он в строительстве около 340 миллионов рублей. Лужков, когда был в Старом Осколе не поверил: "Да у нас в Москве за эти деньги и проекта не нарисуют!…". Лужкову, конечно, видней. Понятна и его "логика". Только жалко нашего бывшего мэра: не помогли ему шальные деньги, не уберегали от краха и разочарования. Где он теперь? Кто его помнит?
Впечатление второе: чудо
"Белгородский феномен" в окружении "немытой Росси" это чудо: тут спорить не о чем!
Чудо — это на сто процентов вспаханные и засеянные поля, дающие по 60 центнеров с одного га пшеницы и по 100 центнеров — кукурузы.
Чудо — 5 процентов белгородского взноса в общероссийские закрома при том, что здесь проживает всего 1 процент населения страны.
Чудо — малоэтажный строительный бум, в котором участвуют люди с невысоким уровнем доходов (средняя зарплата в области — около 20 тысяч рублей, и то она одна из высших в России).
Чудо — могучие агрохолдинги со смешанным государственно-частным капиталом, работающие бок о бок с тысячами семейных ферм, созданных при помощи областного правительства.
Чудо — качественные дороги и ухоженные дворы, музеи в самых отдаленных деревнях и развитая социальная инфраструктура повсюду, где ей надлежит быть.
Чудо — почти полное отсутствие "чернобровых мигрантов" (своим работа нужна!) и спокойные, ясные, улыбающиеся лица людей.
Кто-то очень лукавый и очень злобный давно и настойчиво пытается внушить нам, что мы, русские, после распада СССР не способны строить, творить, управлять. Это неправда, и она зримо являет себя на примере Святого Белогорья. Ведь труды и искания губернатора Евгения Степановича Савченко и его команды на протяжении последнего двадцатилетия происходили не в безвоздушном пространстве и не в тепличных условиях; условия для всех областных "начальников" ельцинской, а затем и путинской России были, в общем-то схожие. Вот только результаты получилось разные! Одни губернаторы и министры — таковых большинство — проворовавшись и натешившись собственной дурью, канули в небытие, ничем не заслужив народного признания. Другие, одиночки вроде Савченко, не упустили своего исторического шанса, и останутся в летописях новой России первопроходцами и героями.
Белгородское чудо дает всем нам еще один важный (если не важнейший) урок. Когда вместе с остальными "изборцами" мы колесили по дорогам Белогорья, я никак не мог отделаться от чувства "дежавю". С одной стороны, не верилось, что мы все еще в России, а не где-нибудь в Голландии. С другой — нечто похожее я уже действительно видел раньше, и даже видел в России, и притом не так уж далеко от этих мест. Такую же красоту и такой же порядок я встречал в Октябрьском районе Ростовской области, где главой тоже почти двадцать последних лет служит еще один, очень похожий на Савченко русский подвижник — Евгений Луганцев.
Что общего между ними? Что помогло им достичь выдающихся — по другому и не сказать! — успехов в окружении всеобщего уныния, убывания и коррупции. Только лишь профессионализм и усидчивость? Очевидно, нет. В этих двух примерах Русского прорыва есть нечто общее. И там, и там руководитель администрации, прийдя к власти, самостоятельно, на свой страх и риск, преодолевая отчаянное сопротивление чиновников федерального и местного Минобразования, волевым решением и, вместе с тем, строго в рамках закона ввел в средних школах со второго по одиннадцатый класс… курс "Основ православной культуры".
Помню, Евгений Луганцев описывал мне эту эпопею так: "Явились ко мне какие-то строгие дамочки, сначала из области, а затем и из Москвы, и давай меня стращать: "Какое право вы имеете своим решением в светской школе вводить религиозный предмет, хотя бы и факультативно?!" Я на всякий случай внимательно еще разок вчитался в свои полномочия, прописанные в Законе о местном самоуправлении, и говорю им: "А вы, собственно, кто такие? Про вас тут ничего не написано. Ступайте своей дорогой!". Ну, покричали они, как водится, постучали ногами, организовали мне пару грозных звонков "сверху"…. А я стою на своем: дескать, читайте закон. Потом все как-то стихло. А когда у меня дела пошли в гору, когда район вышел из кризиса и стал первым в области по всем показателям, в том числе и по привлечению крупных инвестиций, эти "крикуны" и вовсе куда-то испарились".
Казалось бы, небольшое и периферийное дело — введение Основ в средних школах. Но это только внешне оно периферийное. Фактически же и Луганцев, и Старченко, каждый на свой лад, самоопределились (!) в своем служении Богу и людям, деятельно, а не только на словах, открыто и смело избрали Его своим ориентиром, смыслом, целью и центром жизни. Со стороны это может показаться частным вопросом. Но в действительности это был глобальный поворот бытия, подвиг души "начальствующего", который своим свободным выбором и волеизъявлением содействовал Господу вернуться в нашу жизнь. И благодать Того, Кто есть любовь и "путь и истина, и жизнь", без Кого невозможно творить ничего благого, потекла в исстрадавшиеся души детей и взрослых, окропила поля, подчинила Себе стихии и обстоятельства, собрала вокруг этих избранников Божьих столь необходимые им команды единомышленников. Как это происходит, как синхронизируется в пространстве зримого и незримого миров, мы не знаем, но зато мы точно знаем: это правда. Например, на стенах собора Петра и Павла, что воздвигнут в память о страшном танковом сражении под Прохоровкой в 1942 году, выгравированы восемь с половиной тысяч фамилий павших героев. И теперь местные мальчишки, приходя в храм, могут найти среди погибших и свои родовые фамилии, могут поклониться своим предкам. Как мощно это влияет на юное сердце!
Или другой пример. В 2010 году, когда по всей Центральной России пылали лесные пожары и стояла невиданная сушь, к священнику в Сергиевом Посаде обратились местные фермеры с просьбой обойти крестным ходом их поля и попросить у Бога дождя. Сказано — сделано. В ближайшую субботу фермеры собрались у батюшки. Но не сорок, как вначале, а всего восемь, остальные "были заняты другими делами". Крестный ход состоялся, и на следующий день действительно прошел дождь. Но не везде, а в "шахматном порядке": только над теми полями, хозяева которых не разменяли встречу с Богом на "другие дела"
Значит, и Белгородское, и Октябрьское чудо есть чудо, прежде всего, Божье. Но, вместе, и чудо рукотворное. Это чудо, которое Святые отцы называли синергией Бога и человека. Это чудо очень не нравится тем, кто вот уже два десятилетия пытается поставить Россию на колени, разрушить ее культуру и хозяйство, осмеять и очернить ее историю, подменить ее генетические мессианские коды европейским культом мещанства и потребительства. Отчасти это им удается, но только отчасти. На многих примерах из собственной жизни и жизни нашей страны мы видим, что Господь не оставляет Свой "Третий Рим", и как бы наши недруги ни замалчивали благословенный опыт Святого Белогорья, он остается для всех нас надеждой и маяком, свидетельством правды Божьей и лабораторией Русского будущего, куда, быть может, завтра или послезавтра поедут строители Святой Руси учиться жить и работать по-новому
Переправа.org 4.07.2013, 15.07.2013