Три Логоса позволяют уйти от прямой оппозиции Аполлон/Дионис, принятой после Ницше, и получить картину намного более сложную и детальную. Более того, между Логосами возможные асимметричные альянсы: индоевропейская культура основана на союзе Аполлона и Диониса. Семитский мир противопоставляет этому альянс черного двойника Диониса, Титана с Великой Матерью.

·      В ХХ веке пришли к выводу, что человеческая рациональность сложнее, чем думали ранее. До этого считалось, что есть единая форма рассудочности, а все остальное — недорациональное. Леви-Брюль считал, что есть мышление рационального человека, а есть мышление дикаря (мистическое соучастие в мире). Принцип – догмат Модерна

·      В основе методологии изучения цивилизаций – принцип трёх Логосов как трех моделей мышления. Ни одна из трех рациональностей не является более или менее развитой – бывают архаические формы каждого из этих Логосов, бывают развитые, бывают сложные и простые.

·      Первый Логос – Диониса, второй – Аполлона, третий – Кибелы. Эти три божества — образы

·      Логос Аполлона построен на привативной оппозиции, «да или нет». Это утверждение абсолютного «да» или «нет», это свет или тьма, между ними нет пересечений. Аполлон – беспристрастный судья, который проводит линию между светом и тьмой и не знает полутонов. Это привычный для западных европейцев Логос – платонизм и неоплатонизм, пифагорейцы, Аристотель, принципы логики

·      Ницше открыл другое мышление – он подошел к Логосу Диониса, который оперирует с другой формой оппозиции, где «нет» может быть другим «да», где между верхним и нижним существует более глубокая диалектика. Если логика у Аристотеля строится на аполлонизме, то физика (где есть форма и материя) – это не Логос Аполлона. Если мы пытаемся рассечь вещь, мы уничтожаем вещь. Логос Диониса – как танго, где то один партнер оказывается ведущим, то другой, и где каждый следующий жест сменяет другой в специфическом ритме. Логос Диониса двойственен: это бог, который приходит к людям, грубость, которая становится священной, самое низшее становится самым высшим. Возникает сбой системы аполлонического. Но Дионис – очень сложный комплекс, который лишь производит впечатления хтонического и земного, телесного. На самом деле в нем открывается парадоксальная сторона божественного. Символом Диониса является маска как граница, где даны и одно и другое. Это имманентность, но без материализма. Дионис – это парадигма человека, в ней есть тело и душа

·      Третий Логос – Кибелы. Рациональность Кибелы – это рациональность исконного фундаментального материализма. Здесь доминирует чистый хтонизм, материя. Что не материально – то не существует. Это не только европейский Модерн – мы находим его и в древности (в частности, у Демокрита, у натурфилософов)

·      Между этими Логосами существуют сложные отношения. Даже в одном народе или племени они могут находиться в диалектическом противостоянии. Но любая культура состоит из этих моментов противостояния Логосов

·      Возможно, таким образом мы усложняем представление о цивилизациях, но тем самым приближаемся к тому, чтобы увидеть их богатство и роскошь. Ведь путешествия в суть культуры и в смыслы народов, цивилизаций и обществ – удивительны и неповторимы

ИсточникЗавтра
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...