5 мая 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Маркса — величайшего мыслителя современности, о котором его друг и соратник Фридрих Энгельс сказал: «Маркс был гений, а мы в лучшем случае — таланты».

И действительно, Маркс стал символом и знаменем целой эпохи, которая началась в середине XIX, продолжается сегодня и продолжится в будущем. Ни одно учение последних столетий не принесло в мир столько оптимизма и веры в человека, столько гуманизма по отношению к простому человеку труда, столько аргументов и оснований для действий по изменению мира в сторону справедливости и гуманности, как марксизм. Потому ни одно рациональное учение за всю мировую историю не имело и не имеет такое количество последователей и поклонников.

Одновременно ни одно учение в мире не вызывало и не вызывает столько ненависти и агрессивной злобы со стороны мировых феодальных и буржуазных элит, которые делали и делают все для того, чтобы очернить, исказить, стереть из памяти людей и ввергнуть в забвение марксизм, социализм, коммунизм, советский опыт.

За прошедшие полтора столетия разные мыслители — философы, политики, экономисты, социологи, политологи — по-разному относились и относятся к Марксу и его идейному наследию. Но всех объединяет одно — уважение к величию его идей. Идеи Маркса до сих пор всерьез не опровергнуты, хотя критиковались сотни раз. И пока ни одно из известных светских учений в мире не имело и не будет иметь столь длительную историю и столь блестящие перспективы в будущем человечества, как учение Маркса.

Идеи Маркса перевернули мир, поставив его с головы на ноги не только в философском смысле материализма, но и в смысле обращения внимания на основного исторического деятеля человечества — человека труда, утвердив на его плечах весь социальный мир. Концепция Маркса дала в руки трудящегося человека аргументы для того, чтобы он мог с гордостью и достоинством говорить о себе как об историческом субъекте,  как о Человеке. На основе марксизма реализованы и реализуются величайшие социально-гуманистические проекты прошлого и современности — СССР, разрушение мировой колониальной и рабовладельческой систем, построение социализма в Европе, в разных странах мира, на Кубе, в Китайской Народной республике. Проекты, которые вызывают восхищение простого человека и зубовный скрежет капиталистов.

Говорить и судить о Карле Марксе — легко и трудно. Потому что о нем и непосредственно о его трудах сказано практически все как его сторонниками, так и противниками — сотни исследований, книг, материалов, включая работу русского гения В.И. Ленина, написанную к 100-летию Карла Маркса[1] или статью Ю.В. Андропова, написанную к 100-летию со дня смерти Маркса[2], породившую в свое время столько надежд и оставшуюся пустым звуком, лишь возвестившим о гибели советской политической элиты, утратившей понимание марксизма. Сами работы Маркса и о Марксе сегодня доступны всем желающим — от Википедии до Собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, размещенных в Интернете. Потому при желании легко всесторонне понять и оценить эту гигантскую фигуру в истории человечества, и одновременно — при ее обсуждении трудно не скатиться до банальностей, избитых трюизмов.

Но не сказать о Марксе нельзя.

О Марксе как ученом, как организаторе коммунистического движения в Европе, как идеологе борьбы простого человека за свои права в мире.

Сказать особенно необходимо потому, что 200-летие со дня рождения Карла Маркса в современной России «забыто» широкой общественностью и прессой точно так же, как оказались «забытыми» в 2017 и начале 2018 гг. 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летие милиции, 100-летие органов государственной безопасности, 100-летие советской армии и военно-морского флота. Интрига в том, что все они оказались «забытыми» в первую очередь благодаря Карлу Марксу и его учению, благодаря открытым в них истинам об общественном устройстве и социальной динамике, и одновременно доказывая правоту Маркса и его последователей — в данном случае правоту идей о классовом характере устройства общества, о реальности классовой борьбы. Ведь «забвение» в современной России марксизма и его советских последствий есть ничто иное, как результат борьбы против идеологии трудящегося человека, как реализация политической воли современных российских прозападных буржуазных элит — класса олигархических собственников, компрадорской буржуазии. Они, как и весь Запад, панически боятся Маркса, его учения, учения его последователей — В.И. Ленина и И.В. Сталина, боятся советского строя, боятся русского трудового народа, боятся возможности реставрации социализма в России. И это не странно, потому что это и есть классовая борьба — такая же острая, как во времена Маркса и Энгельса, когда  «все силы старой Европы объединились для священной травли» коммунизма — «папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские». Это продолжается и теперь.

Уже поэтому можно уверенно утверждать — учение Маркса живо, остается опасным для буржуазии, а значит — продолжает оставаться истинным в своих принципиальных основаниях, базовых положениях, да и во многих деталях, иногда цепляясь за которые его пытаются «опровергнуть» полтора столетия.

Нет необходимости всесторонне анализировать учение Маркса. Приведем лишь некоторые важнейшие моменты.

Учение Карла Маркса — это наиболее полный, системно-научный и политически эффективный ответ на тот социальный запрос, который в середине XIX века начал формироваться в Европе и России под влиянием идей Просвещения — запрос на свободу, справедливость и равенство, братство людей. Эти слова были написаны на знаменах европейских революций, эти слова проникли в умы и сердца людей Европы, России, а затем и других стран. Это был запрос на новое общество — общество разума и справедливости, общество свободного человека и социальной гармонии. Как сформулировали эту идею в 1848 году Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своем знаменитом «Манифесте Коммунистической партии»: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма».

Ответ, предложенный Марксом и его соратниками на этот запрос был жестким: справедливое и гуманное общество невозможно в условиях существования классов, в условиях капитализма. Капитализм — это антигуманный, античеловеческий строй, который должен быть разрушен в результате его же внутренних противоречий, противостояния буржуазии и пролетариата, погибнуть под ударами класса пролетариев, наемных работников, погибнуть в результате революции как объективной необходимости и неизбежности, затем подавлен диктатурой пролетариата, цели которого «могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя» («Манифест Коммунистической партии»).

Для того, чтобы обосновать это, Карл Маркс погрузился в научное исследование капитализма, вскрыл его природу, его сущность в виде прибавочной стоимости, создал колоссальный по своим масштабам труд «Капитал» и ряд смежных работ по экономике. И Маркс был в первую очередь научный работник. В своей концепции он опирался на огромное количество научных фактов, на исследования множества специалистов. Объем научной работы, проделанной Марксом, масштаб научного аппарата, тщательность проработки концепции и деталей навсегда останутся величайшим примером и памятником человеческой мысли и человеческого труда.

Причем, в своих экономических и философских работах Маркс не только проводит всесторонний анализ капитализма, но и закладывает основы научного понимания общества, основы новой методологии научных исследований социальной реальности, которая по своей потрясающей логике, капитальности и глубине не только встала на голову выше всего ему современного, но и проложила дорогу науке на столетия вперед.

В результатах исследований общества Маркс оказался прав в главном:

— диалектический материализм — наиболее эффективная философия, способная стать интеллектуальным оружием тех, на чьей стороне истина;

— объективные законы развития человечества существуют;

— движущей силой развития общества являются его производительные силы, которые организуются производственными отношениями;

— европейское человечество развивалось по пути перехода от первобытно-общинной к рабовладельческой, затем феодальной и капиталистической общественно-экономической формациям, оно бредило социализмом и коммунизмом и в итоге пошло по его пути — через революции, войны, реформы, социалистическую Восточную Европу реализовав многие социалистические принципы в современной Европе;

— смена общественно-экономических формаций осуществляется революционным путем;

— всякое общество разделено на классы по отношению к собственности на средства производства, по месту и роли классов в производстве, распределении, обмене и потреблении производимых благ;

— капитализм, основанный на частной собственности на средства производства — это отживающий и загнивающий антигуманный строй, который должен быть уничтожен. Его окончательное уничтожение — дело времени. Ему на смену должен прийти строй с общественной собственностью на средства производства.

Наука и научное исследование общества как наследие великих идей Просвещения стали главным пафосом всей концепции Маркса. В отношении науки Маркс предвидел ее превращение «в непосредственную производственную силу». Наука в учении Маркса фактически становится главным спасителем человечества, она возглавляет победоносное шествие человеческого разума в мир свободы и справедливости. И это действительно случилось — сегодня наука стала непосредственной производительной силой, а социально-гуманитарная наука стала «непосредственной силой» в обеспечении эффективного управления обществом — как в целях созидания, так и в целях разрушения.

Не странно, что противниками человека труда, противниками России в постсоветский период научными способами зарубежной науки именно по отечественной социально-гуманитарной науке нанесен самый страшный уничтожающий удар — эта наука просто уничтожена, она превращена в набор переводных учебников, в интерпретацию учений прошлого, а не в исследование и управление социальной реальностью России и мира как основу самостоятельного развития страны. Самостоятельная отечественная социально-гуманитарная наука полностью выдавлена из процесса управления обществом, местами же она заменена западными разработками, которые на деле имеют только одну цель — благоденствие Запада и потому по отношению к России в лучшем случае бесполезны, а в худшем — являются инструментом антироссийских диверсий, таких как инструменты «мягкой силы», включая НКО, проекты «общественно-активных школ», «оппозиции» и другие.

Еще несколько слов о марксизме. В качестве фундаментальной платформы обеспечения научности, формирования научной картины мира в марксизме разработана философия диалектического материализма, которая проявила себя как наиболее эффективная методологическая платформа человеческого познания мира, что доказывает вся последующая история вплоть до современности. Никакая другая философия не смогла создать равного по мощности инструмента познания и преобразования развивающегося мира. Диалектический материализм на сегодня — самая передовая и перспективная философская платформа, что доказывается всем научным и практически опытом человечества.

Попытки опровергнуть марксизм несостоятельны. В частности, невозможно доказать, что капитализм стал «другим», что революции не обязательны и все возможно осуществлять путем реформ. Истинность учения Маркса вновь подтвердила постсоветская история капитализма — если в свое время Маркс, социалисты, СССР наспугали буржуазию и вынудили ее пойти на реформистские уступки, то как только эта угроза миновала, капитализм снова стал обретать свое истинное хищное лицо. Вновь за короткое время богатые стали в несколько раз богаче, бедные в несколько раз беднее — и люди, и целые страны. Даже пресловутый «средний класс» Запада опять ограблен своими же олигархами и по своим объемам на глазах сжимается как шагреневая кожа.

Поэтому вопрос «возможна ли сегодня смена буржуазных элит на демократические без революции?» оказывается риторическим. Ответ лишь один — нет, невозможно. Это доказывает даже опыт США, где всего лишь попытка смены власти части элит во главе с новым президентом Д. Трампом столкнулась с таким агрессивным противодействием со стороны другой части элит, что нельзя даже представить себе бескровной передачи власти народу. Это доказывает и опыт современной России, которая уже два десятилетия ждет «обновления» и «очищения от скверны» компрадорского и коллаборационистского капитализма, коррупции, эволюции в сторону справедливости и интересов народа, а этого освобождения и эволюции все нет и нет. Не ожидается никаких принципиальных перемен эволюционного типа в российском законсервированном капитализме и в ближайшем будущем.

Да, революции всегда заканчиваются жестко в отношении агрессивной части элит, которые стремятся сохранить старое. Но в случае успешности революций результаты их отвечают чаяниям подавляющего большинства людей, трудового народа (если не передергивать и не искажать их результатов). Но для достижения таких результатов необходимо решительное пресечение антинародных и контрреволюционных действий, а сегодня — еще и действий прозападной «пятой колонны». В 1991 году Китай жестко пресек попытки расшатать страну и сегодня стал великой державой. В эти же годы Россия проявила слабость, не нашла в себе внутренних сил для противостояния агрессивным разрушителям изнутри и извне, по наивности либо предательству решила «плыть в одной лодке» с Западом — и превратилась в слабую третьесортную страну. Иными словами исторический опыт очевиден: в одном случае — истинный гуманизм ради большинства, предполагающий жесткое и порой жестокое обращение с антинародной частью элит (как это было в СССР в 30-е годы, в Китае сегодня), с другой стороны — «гуманизм» в отношении зарвавшихся эгоистических элит и одновременно полная антигуманность по отношению к подавляющей части населения, полагаемой этой «элитой» за чернь и быдло.

Для российского человека особенно важен и еще один момент: марксизм в своих идеях лег на душу и ум нашего человека — самого гуманного человека и самой гуманной культуры за всю историю человечества, самого справедливого и «коммюнотарного» (Н.А. Бердяев) человека, самого творческого и любознательно познающего мир человека, современного продолжателя традиции Просвещения. Да, на заключительном этапе советского периода марксизм был намеренно или по недоумению превращен в закостеневшую концепцию. Иконизация марксизма, превращение его из науки в «религию» стала важной причиной последовавшего идеологического краха, разрушения СССР, очернения советского опыта, крушения социалистического блока в мире. Да, под непрерывными ударами отлаженной буржуазной идеологической машины, в условиях агрессивной англо-американской открытой и тайной войны против марксизма-ленинизма в Европе и СССР российский марксизм на время разгромлен. Да, современные российские коммунисты оказались неспособны поднять упавшего знамени марксизма. В том числе потому, что они так и не поняли главного, того, что  марксизм — это живое учение, которое предполагает и требует постоянного развития. Российские коммунисты не смогли творчески развить марксизм-ленинизм ни в теории, ни в политической практике, не смогли дать ни новой научности осмысления общества, ни программы борьбы с капитализмом на современном этапе его эволюции. Они оставили безоружным современный российский пролетариат, который сегодня, в эпоху слияния капитала и государства, включает в себя всех наемных работников, всех людей труда — рабочих, инженеров, научных работников, преподавателей, творческую интеллигенцию, государственных служащих, военнослужащих и служащих правоохранительных органов, крестьян, студентов, даже малых предпринимателей и т.д. В том числе и в результате этой научно-теоретической беспомощности современного российского коммунизма Россию постигла своеобразная «месть» капитализма — Россию в постсоветский период фактически прогоняют через капиталистический строй со шпицрутенами дикого капитализма, как бы отмщая за то, что Россия избежала этой европейской участи до ХХ века.

Зато марксизм понят и успешно принят на вооружение китайскими коммунистами. Они опираются на марксизм, его научность, его диалектику, руководствуются им в своей деятельности, развивают его, в результате чего идут вперед семимильными шагами впереди планеты всей[3].

Потому что коммунизм — это не утопия, как пытаются доказать противники марксизма. Коммунизм — это величайшая мечта и надежда человечества. Мечта, которой суждено сбыться, как обосновал Карл Маркс. Сбыться в результате объединения трудящихся всего мира и мировой антикапиталистической революции, которая перманентно продолжается, так же как продолжаются мировые контрреволюционные действия мировой буржуазии.

Завершая отметим, что в постоянно развивающейся действительности, закономерности которой и законы познания которой приоткрыл Карл Маркс, осталось и всегда останется много тайн. Но задача последующих поколений — неутомимо, слой за слоем вскрывать тайны мироздания и тайны самого себя — Человека. Для того чтобы мир и человек стали прекраснее и добрее. И не просто познавать мир, но и активно творить добро, нести в мир прекрасное, доброе, вечное — даже вопреки порой царящим злу и несправедливости. И Добро всегда и обязательно побеждает Зло и победит его вновь.

Марксизм — это Набат истины, добра и справедливости. Набат, который будет звучать всегда, когда нарушаются свобода и справедливость, когда унижается человек труда, когда зло пытается победить добро.

Но марксизм не только набат — это Оружие в руках трудящегося человека. Оружие, с которым он может смело идти в бой за свои права, в бой за свое главное право — быть Человеком. Марксизм — это меч, всегда поднятый в защиту человека труда над головой угнетателей. Меч, который становится страшнее и сильнее, когда объединяются люди труда на планете. Именно поэтому Карл Маркс и Фридрих Энгельс завершили  свой «Манифест Коммунистической партии» словами: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Эпоха Маркса продолжается!


[1] Ленин В.И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)// Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 26. С. 43–93.

[2] Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР// Коммунист. № 3. 1983.

[3] Си Цзиньпин. Добиться решающей победы в полном построении среднезажиточного общества, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Доклад на 19-м съезде КПК 18.10.2017 // http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm