Не печалься, человек, о коротком пути земном. Жизнь твоя – малое, но прочное звено в бесконечной цепи жизней. Делами твоими связуются великие свершения – те, что были, и те, которым ещё предстоит быть. Годичными кольцами вокруг тебя история рода и народа. Это твои линии обороны, но и твоё поле битвы, твоя ответственность за бытие: если ты дрогнешь – распадётся связь времен, жизнь утратит и человеческую правду, и Божественную Истину.

Годичные кольца разорвутся, и тебе откроется, что история земная – лишь небольшой отрезок истории небесной, краткий миг на пути от Бытия до Апокалипсиса, от Райского сада до Армагеддона. Сломаются семь печатей на заветной книге – и узришь ты Начало и Конец, Того, Кто есть Альфа и Омега. С чем придёшь к Престолу Его? Что возложишь на весы Добра и Зла? Созидай в жизни земной, пока на то отведено время. Жажди Истины, смиренно принимай страдание, ибо блаженны жаждущие и страждущие, стяжают они Царство Божие.

Вкниге «Блаженны страждущие…» Михаила Чванова собраны очерки и эссе, снижающие «апокалипсический фон» нашей жизни, противостоящие распаду бытия на бесплодные дела и дурно пахнущие «мёртвые слова». Михаил Чванов – собиратель. Собирание мира – голгофский удел подлинного русского писателя: «Судьба настоящего писателя в России – всегда Голгофа, но в то же время – нет судьбы, нет писателя, ибо настоящие книги пишутся истерзанной душой. А талант не более как только средство». Мир распадается на противоречивые смыслы. Они, утратив причины и следствия, уничтожают друг друга, разъедают прошлое, настоящее и будущее: «…всякий раз, когда наступает время великой ответственности, когда необходимо Главное знание о человеке, о Вселенной и Общее дело, человечество начинает рваться на части, впадать в междоусобицу, тонуть в низменных страстях, словно кто извне или изнутри специально толкает нас на это, чтобы мы, не дай Бог, не поняли главного». И надо как можно скорее найти точки пересечения, точки опоры, пусть порой странные, но сближения. Нужно, чтобы смыслы соединились, как молекулы, в прочную кристаллическую решётку. Нужно, чтобы связующие нити прошли сквозь время и пространство, показали, что русский мир нерасторжим, что из былого ничего не выпадает, что до поры забытое рано или поздно в памяти воскреснет.

Так через Табынскую икону Божьей Матери соединяются атаман Дутов и «русский Златоуст» митрополит Иоанн (Снычёв). Один в лихолетье унес её с собой, как сердце России, на чужбину, другой – промыслительно назвав «всего мира Надеждой и Утишением», написал ей акафист.

Так через самозабвенного «старателя» Ивана Аксакова, как на общей иконе, встретились «отечестволюбец» славянских народов Дмитрий Солунский и «игумен земли русской» Сергий Радонежский: в церкви в честь Дмитрия Солунского Иван Аксаков был крещён, а в Троице-Сергиевой лавре нашёл упокоение.

Так башкирская земля станет точкой притяжения для великого лексикографа Даля и поэта Василия Наседкина. Они окажутся здесь в разные эпохи, но благодаря родниковому русскому слову, что прошептали «весенние травы в степных краях», узнают друг друга в России Небесной.

В своей книге Михаил Чванов собрал ратников русского духа, «работников Божьих». Они, завершившие свой земной путь, предстанут перед нами живыми, неутомимыми и неодолимыми, даруют нам, так часто унывающим и ропщущим, надежду и силы. С.Т. Аксаков, Вячеслав Клыков, Юрий Казаков, Валентин Распутин, белые офицеры, «красные директора» и современные артельщики будут вместе с нами держать на плечах русское небо, станут проводниками «Общего Дела» и «Всеобщего Добра».

Вместе с ними мы продолжим созидать русский мир, где русский – это не понятие крови, а «вселенская идея», где русский – это «тот, кто любит Россию». Аксаковы с татарскими и турецкими корнями, явившие образец русской семьи, русского дома, русского труда, русской чести. Этнический датчанин Владимир Иванович Даль, воплотивший в своём словаре Божественную гармонию русского языка. Принявшая мученическую смерть немка по крови императрица Александра Фёдоровна. Норвежский учёный и полярный исследователь Фритьоф Нансен, чьими усилиями от голода в кровоточащей советской России были спасены сотни тысяч жизней.

Русский мир устремит свои силы на созидание и сохранение славянского мира. Иван Аксаков перевернёт флаг России, и он станет флагом независимой Сербии. Позже за неё вступится Николай II, и с этого начнётся русский Крестный путь. Скульптор Вячеслав Клыков привезёт в разгар бомбардировок сербам свой памятник преподобному Сергию Радонежскому, чтобы святой даровал им свой молитвенный покров.

Россия станет живым воплощением евразийской идеи – «любви к всечеловечеству». Этой любовью будет спаяно единство православных и мусульман, с этой любовью Верховный муфтий скажет, что «у мусульман России есть свой Халифат – Святая Русь».

Такая Россия отринет «низкую землю», устремится в «высокое небо», о чём напишет художник и философ Драгош Калаич: «Речь идёт о величественной метафоре решающего выбора между низким и возвышенным, между рабской согбенностью и правом гордо стоять в полный рост, между животными страстями и извечной тягой к божественным источникам человеческой души. Речь идёт о выборе истинной свободы – пусть даже ценой смерти – вместо рабской воли».

Эссе и очерки Михаила Чванова рождают уникальный жанр – ПОИСК. В каждом своём литературном и историческом изыскании автор — письмо за письмом, воспоминание за воспоминанием — восстанавливает картину жизни своего героя. Старательно, по каверинскому завету, «бороться и искать, найти и не сдаваться» – ищет он для мозаики недостающий кусочек смальты, чтобы полнее и прочнее стало наше сегодняшнее бытие. Но поиск важен не только восстановлением исторических фактов, но и обретением того, что не занесёшь в экспедиционный журнал или в литературоведческий справочник. Ищешь пропавшую арктическую экспедицию, а находишь новых друзей и единомышленников, убеждаешься, что русское мужество неизбывно. Ищешь на кладбище во Франции могилы русских эмигрантов, а обретаешь Высокое небо – свидетельство жизни вечной. Ищешь Табынскую икону Божьей Матери, а находишь икону в себе: «…в нас всё меньше внутреннего устроения, его нам упорно пытаются заменить чужим, с которым мы перестаём быть русскими людьми. Искать Икону нужно, прежде всего, в себе. И чем больше людей найдёт Её в себе, тем скорее Она вернётся…».

Человек, если помыслы его чисты, слова искренни, а дела богоугодны, подобен иконе с клеймами. На среднике ты сам, какой есть, без маски или забрала, со своими радостями и муками. А вокруг тебя твои земные дела. Восстановленная на родине церковь, где звонят колокола, и благовест их слышен всем, кто любит Россию. Оборонный завод, воздвигнутый нечеловеческими усилиями в потаённом месте, меж трёх гор, когда люди, кажется, сумели обогнать время. И ты стал летописцем этого завода. Переписка с русским писателем, который раньше других прозрел русский пожар, а потом сумел простить всех – и тех, кто поджигал, и тех, кто не смог одолеть огня. Ты берёг каждое слово этого писателя, каждым новым письмом продлевал его жизнь, продлевал жизнь русской литературы.

Всё это и ещё очень многое ложится на весы Добра и Зла. Отдаляет «время концов». Страждущие молят Вседержителя о том, чтобы не распалась главная связь – России земной и России Небесной.

ИсточникГазета «Слово»
ПОДЕЛИТЬСЯ
Михаил Кильдяшов
Кильдяшов Михаил Александрович (род. 27 октября 1986 года) — председатель правления Оренбургской областной общественной писательской организации Союза писателей России. Председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба. Подробнее...