Торговая война США и Китая набирает обороты – накануне КНР подал жалобу в ВТО в связи с введением второго пакета американских пошлин в 25% на китайский импорт общим объемом $16 млрд. Кроме того, правительство КНР ввело ответные зеркальные меры на карательные действия Вашингтона. В министерстве коммерции КНР прокомментировали, что таким образом Китай «намерен гарантировать защиту [принципов] свободной торговли, а также своих законных прав и интересов».
В этой войне Китай ведёт себя абсолютно субъектно, уверенно, суверенно, и он ничего не теряет. Китай производит всё: у него есть любые технологии, а если чего-то не хватает, он их эффективно крадёт их у американцев, европейцев или японцев и воспроизводит любые типы товаров в любом количестве.
То, что поставляет Америка в Китай, это, скорее, предметы роскоши для каких-то эксцентричных американофилов и фетишистов, поклонников западной американской цивилизации, каких-нибудь брендовых шмоток, лейбочек и прочего американского барахла с наклейками. Это всё совершенно некритично для выживания Китая.
А вот Трамп действительно ведёт себя стратегически выверенно. Он играет на долгосрочную перспективу, и его основная задача — вернуть американское производство обратно в Америку. То есть, многое из того, что Америка покупает у Китая, на самом деле произведено, в том числе, бывшими американскими компаниями, вывезенными в Китай и работающими там в зоне налоговых льгот и дешёвой рабочей силы.
При этом не приходится говорить о том, что Трамп этой торговой войной бьёт по своей стране. Сейчас эти американские компании поймут, что они могут поставлять свою продукцию в Америку только с пошлинами. Тогда логичным будет выводом из этого будет перенести производство обратно в Америку. Опасения насчет того, что они перейдут в более дешёвые страны Юго-восточной Азии можно оставить, поскольку, скорее всего, их не минует та же участь — Трамп просто введёт 30-процентную пошлину.
В целом это сигнал американскому бизнесу и, самое главное, американскому производителю: возвращайтесь домой, здесь вас ждут, здесь нет никаких пошлин, будете работать с прибылью, с выгодой, будете обеспечивать американцев рабочими местами, платить налоги в США, и Америка заживёт прекрасно. Китайские же пошлины – вынужденная ответная меры. Не должны же они просто проглатывать горькую пилюлю…
Многие в связи с последними событиями задаются вопросом: не ставит ли это границы, занавеси между странами, если рассматривать возврат бизнеса в родные страны как тренд последнего времени?
Стоит посмотреть на это шире: сегодня мы движемся от провалившегося проекта однополярного мира к проекту многополярному, где существует несколько цивилизационных полюсов, и они будут определять судьбу человечества. Поэтому и происходит переконфигурирование, в том числе, глобальной экономики, на самостоятельные цивилизационные зоны. И для США в рамках данной тенденции было бы весьма логично собрать все активы в американском цивилизационном полюсе, чтобы в сфере реальной, а не виртуальной экономики стать конкурентным полюсом в новой, стремительно меняющейся на наших глазах картине мира.
Мы движемся к многополярности. В ней Китай абсолютный экономический лидер в своём регионе, а США – лидер в своём. И это будет один из цивилизационных полюсов, а не единственный, как на этом настаивают американские глобалисты.
Если говорить о деталях, то натуральное хозяйство возможно только в случае краха американской экономики, а за ней всех экономик, которые с ней жёстко увязаны. Это вполне реальный сценарий, учитывая то, что новый пакет санкций предусматривает ограничения для некоторых банков по расчётам в долларовой валюте.
То есть, доллар становится непредсказуемым и не таким привлекательным, а в таком случае, он перестаёт быть резервной валютой и при этом представляет собой огромные объёмы, тысячи тонн макулатуры, ничем не обеспеченной. Если после утраты доверия из долларовой зоны начнут выходить активные игроки, крупные экономики, то закончится не только доллар, но и вся американская экономика, а также вся экономика, связанная с ней — то есть, т.н. «глобальная экономика», как они её высокомерно называют.
И вот тогда Америке действительно грозит натуральное хозяйство, натуральный обмен, аграрное производство в качестве основного. И это в такой ситуации общего краха будет спасением для неё. Представьте, если такой крах произойдёт, а никакого производства в Америке не будет. Так что Трамп готовится и смотрит на возможные последствия прагматично.
Вспомним катастрофическую ситуацию с российской экономикой. Негативные тенденции, включая скачки валюты, являются издержками того, что в течение двух с лишним десятилетий наша экономика, вопреки всякой логике и здравому смыслу, пыталась интегрироваться в глобальную, то есть, американскую экономику, по своим правилам игры и по своим критериям. Это была абсолютно самоубийственная (и продолжает оставаться самоубийственной) стратегия, потому что американская экономика дышит на ладан и трещит по швам, как мы видим. И на самом деле никакой американской экономики в реальном измерении практически нет, это просто виртуальные иллюзии — фьючерсы, деривативы, опционы, цифры, бегущие на экране.
Она держится в основном за счёт веры в американское могущество. А вера в американское могущество базируется на вере в американское военное могущество («Америка – самая сильная страна в мире, и она уж обеспечит свою экономику»).
А если верить в американскую экономику, тогда она действительно начинает расти, пухнуть виртуальными цифрами, бегущими на экранах биржевых маклеров — но за этим ничего нет, ни сельского хозяйства, ни реального производства, ни прорывных технологий, ни общественной мобилизации. Американская экономика – это экономика цифр. А китайская экономика – это экономика реального производства. И тот, кто ставит на американскую экономику, ставит на симулякр, на фейк, на веру в грядущее американское глобальное господство. Как только люди перестанут верить в американское могущество, экран погаснет вместе с экономикой…