Минэкономразвития говорит о снижении ВВП из-за урожая – насколько верна такая статистика?

– На самом деле очень сложно говорить об официальной статистике после того, как в ноябре позапрошлого года ее практически уничтожили – она перестала выдавать что бы то ни было правдоподобное. Поэтому все эти данные носят очень условный характер, вряд ли можно говорить про экономический рост в сегодняшних условиях.

Сегодняшний «экономический рост» – это, с одной стороны, просто эффект от занижения роста цен, а с другой – эффект от переоценки теневого и в принципе ненаблюдаемого Росстатом сектора экономики.

Но факт остается фактом – действительно есть проблемы в сельском хозяйстве, довольно существенные, но результат вызван в первую очередь не неурожаем как таковым – вообще-то, с зерновыми у нас все хорошо, экспорт зерна рекордный – а в целом мы имеем очень жесткую финансовую политику государства, которое искусственно организует денежный голод, а это ведет к разрушению экономики и наносит ущерб и сельскому хозяйству.

– То есть, по сути, власти своими же руками понижают этот самый рост ВВП?

– Когда мы видим депутатов, которые одной рукой прощают неуплаченные налоги с денег, выведенных в офшоры, причем прощают задним числом, а другой рукой интенсивно обсуждают, как бы еще ущемить самозанятых и как бы еще наказать людей, которые пытаются хоть чем-то заниматься в России, – естественно, следствием этого будет деградация экономики.

Государство объявило России войну, и, по крайней мере, на экономическом фронте пока эту войну выигрывает.

 Кажется, что МЭР должно заниматься именно «развитием» – предугадывать сценарии? А тут что ни прогноз – сначала обещают рост 2,5%, а ближе к отчетному периоду – 1,3%, а, может, и меньше…

– А мне так не кажется – МЭР уже очень давно неспособен ни на какую даже прогностическую деятельность. А если бы он пытался заниматься развитием, у него были бы другие действия вместо сочинения разнообразных сказок. Пока же он гадает на нефтяной гуще, и это все.

 Но ведь в эту картину как-то вписываются миллионеры и миллиардеры, капиталы которых только растут год от года?

– Люди вытаскивают деньги из экономики – в экономике остается меньше денег, соответственно, она развивается хуже. И прямую связь я бы провел не с темпом роста ВВП, а с бедностью населения. Потому что, если деньги из кармана бедных перекладывать в карманы богатых, то, с одной стороны, в карманах богатых их становится больше. А с другой стороны, в карманах бедных их становится меньше. И самих бедных становится больше.

 То есть опять «денег нет»?

– Заявления Медведева – это классика.

«Денег нет, но вы держитесь» – это было сказано в тот момент, когда в федеральном бюджете неиспользуемые остатки на счетах составляли 7,3 трлн, сейчас они составляют 9,4 трлн, но денег по-прежнему «нет». И это было сказано сначала российским пенсионерам, а через две недели после этого нашлись деньги на израильских пенсионеров.

 Каких израильских пенсионеров?

– В Израиле довольно много наших бывших соотечественников, которые туда уехали в свое время по еврейской линии, отказались от советского гражданства, некоторые успели даже от российского отказаться, и порвали все связи с Россией. А после этого они постарели и захотели получать пенсию. Юридически они никаких прав на пенсию не имели, но товарищ Медведев им эту пенсию дал. Можно обсуждать, разумно это или неразумно, но это было сделано через две недели после его заявления о том, что для российских и, более того, для крымских пенсионеров «денег нет».

ИсточникНакануне
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...