18 декабря 2018 года в Санкт-Петербурге прошло заседание Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба на тему «Цифровое общество и Апокалипсис».

Открылось заседание вступительным словом советника директора СЗИУ РАНХиГС Вячеслава Владимировича Случевского. Ведущий заседаний Клуба главный редактор «Русской народной линии», председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов отметил, что выбранная тема очень интересна для обсуждения, и потому сразу же напрашивается вопрос, что нам сулит «цифровое общество» и правильно ли думать, что благодаря этой тенденции у нас будут различные блага и наступит «цифровой коммунизм». Как отмечает А.Д.Степанов, некоторые политологи называют нынешнее время эпохой киберцентризма. Речь идет о том, что наступила пора повсеместной цифровизации и общество стало справляться со многими вещами само, не прибегая к услугам государства, которое, по сути, стало вымирать, передавая важные функции банкам. Каково будущее Церкви в цифровом обществе? Люди стали полностью просвечиваемы, исчезла интимная сторона жизни человека. Это серьезная проблема, которую необходимо обсудить.

Далее специалист в области кибернетики и систем управления, известный православный писатель Валерий Павлович Филимонов выступил с обстоятельным докладом, посвященным проблеме цифровой идентификации личности и построения глобального цифрового общества:

«Дорогие соотечественники! Изучением проблем цифровой идентификации личности и построения глобального цифрового общества я занимаюсь почти двадцать лет. Как я к этому пришел?

Закончив Политехнический институт по специальности «Электронные вычислительные машины», занимался изучением кибернетики, проблем симбиоза «человек-машина» и «человек-система», а также разработкой электронных вычислительных систем для биологических и медицинских исследований.

По милости Божией, истинное свое призвание обрел на духовно-литературном поприще. Первые публикации моих работ о Православной вере, о подвигах святых и спасении души относятся к началу 90-х годов прошлого века. Сегодня это уже многие десятки статей и книг о великих подвижниках веры и благочестия.

К Юбилейному Архиерейскому Собору 2000-го года, с Божией помощью, мною были подготовлены материалы к канонизации и написаны обширные жития старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого, а также новомученика протоиерея Философа Орнатского и иже с ним убиенных чад Николая и Бориса. На основании этих трудов Собор принял решение о прославлении названных подвижников в лике святых для общецерковного почитания.

В конце 2000 года в результате противостояния втягиванию России и других православных стран в построение глобального информационного общества сформировалось Международное Движение «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов». В него вошли священнослужители, монашествующие и представители народа Божия России, Украины, Белоруссии и Молдовы. В числе участников — ученые-богословы, представители научного сообщества со степенями докторов и кандидатов наук, юристы и известные общественные деятели.

Наши труды благословили: митрополит Одесский и Измаильскй Агафангел, епископ (а ныне митрополит) Почаевский Владимир, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; а также приснопамятные старцы: архимандрит Кирилл (Павлов), схиигумен Гавриил (Виноградов) и еще ряд подвижников высокой духовной жизни.

Почему я сразу вошел в это Движение? Рассматривая проблемы цифровой идентификации личности с двух сторон — как писатель-агиограф, изучавший восхождение святых к высотам христианского совершенства, и как специалист в области систем управления, я увидел, что идет построение глобального социума, в котором невозможно будет стяжание Духа Святаго Божия, а спасение души будет возможно только на путях исповедничества и мученичества.

Нашим Движением было проведено несколько десятков представительных международных и всероссийских конференций на тему «Спасение души в современном мире» и «Тайна беззакония в действии». Одной из первых стала конференция «Духовные и социальные проблемы глобализации» под эгидой Санкт-Петербургской духовной академии и Санкт-Петербургского университета, прошедшая 3-4 мая 2001 года под председательством ректора Петербургских духовных школ, профессора богословия, епископа Тихвинского Константина, ныне митрополита Петрозаводского и Карельского, председателя Синодальной богослужебной комиссии. Мой доклад на этом форуме назывался «Глобализм как идеология подмены Нового Завета утопией «нового мирового порядка»». Думается, что название этого доклада говорит само за себя.

Уже 22 мая 2001 года в Государственной Думе прошел Круглый стол на тему «Цифровая идентификация личности как основа глобализационного процесса», организованный Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций. Мне выпала честь выступать с пленарным докладом «Электронное рабство: кто «за»?» Доклад был единодушно поддержан всеми участниками форума.

В последующие годы в Думе с нашим участием прошел еще целый ряд Круглых столов и Парламентских слушаний по проблемам глобализации и цифровой идентификации граждан, на которых была подробно раскрыта антихристианская сущность построения глобального информационного цифрового общества.

По милости Божией, в 2001 году мне довелось встречаться и беседовать по поводу цифровой идентификации личности и попыток внедрения электронных «документов» с Предстоятелем Элладской Православной Церкви Архиепископом Афинским и всея Эллады Христодулом во время его визита в Петербург, а в 2002-2004 годах удалось совершить несколько поездок на Украину, где я обсуждал эти проблемы с Владыками — Белоцерковским и Богуславским Серафимом, Почаевским Владимиром и Одесским и Измаильским Агафангелом.

В июне 2008 года, по приглашению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, я выступал на Предсоборном Совещании в Свято-Даниловом монастыре с пленарным докладом по проблемам глобализации и электронной идентификации личности, основные положения которого вошли в Документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 года.

В 2010-2013 годах я участвовал в качестве эксперта в заседаниях Комиссии по взаимодействию Церкви, государства и общества Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви и принимал непосредственное участие в подготовке Документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учёта и обработки персональных данных», принятого Архиерейским Собором 2013 года.

За 2003-2018 годы мною был написан ряд книг, посвященных самым актуальным проблемам современности: «Но избави нас от лукавого», «Архипастыри, пастыри и монашествующие Русской Православной Церкви о глобализации и цифровом кодировании людей», «Святое Православие и тайна беззакония — XXI век», «Человек должен оставаться человеком», «Исполнение пророчеств», «Греция против!», «Шаги Апокалипсиса» и «На краю цифровой бездны».

Проблемы, которые мы сегодня рассматриваем, имеют, прежде всего, значение духовное и непосредственно касаются спасения человеческой души. Правильную оценку процессам глобализации, внедрению новых систем идентификации граждан и так называемых «электронных документов» можно дать только в свете учения Слова Божия и в контексте построения глобальной системы тотального контроля и жесткого управления каждым человеком и обществом в целом, а также сопутствующих этому строительству явлений нравственного разложения человечества.

Мой давний духовный друг и сомолитвенник, выдающийся архипастырь нашего времени — доктор богословия, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, блестяще раскрыл внутреннюю богоборческую сущность строящейся системы: «Истинными целями христоненавистников являются: разрушение христианского мира с его духовными ценностями и традициями; всеобщая компьютеризация и создание всемирного сетевого общества; построение богоборческого «нового мирового порядка» — царства антихриста, предреченного святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом в Откровении… Создаются мощнейшие биотехнологии, способные управлять человеческой психикой и манипулировать сознанием огромных масс людей. Во всем мире вводится цифровой учет населения через присвоение идентификационных кодов. В этой системе создается возможность контролировать каждого человека и управлять им…

В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия — апокалиптические!.. Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира… Этот процесс является реализацией «тайны беззакония», о которой говорил святой апостол Павел во Втором Послании к Фессалоникийцам», — эти слова Владыки Агафангела прозвучали на Всемирном Русском Народном Соборе в феврале 2004 года.

А ранее, в декабре 2003 года, было опубликовано в высшей степени компетентное Послание Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В нем конкретно сказано: «Нынешний процесс кодификации гражданского населения непосредственно касается политической и хозяйственной деятельности граждан. Он внедряется в формах, которые имеют типологическое сходство с ограничениями апокалиптических времен… В религиозном контексте указанные действия власти приобретают апокалиптическую составляющую, что может расцениваться как сознательное или невольное содействие созданию технической базы, способствующей воцарению антихриста».

К сожалению, немногим известно, что в начале XXI века, впервые в истории человечества, на самом высоком политическом уровне были заключены международные соглашения о построении на планете Земля единого всемирного наднационального сообщества — глобального информационного цифрового общества. Его еще называют информационно-сотовым сетевым обществом.

К этим документам относятся: Окинавская «Хартия глобального информационного общества» (2000 год), Нью-Йоркская «Декларация тысячелетия» (2000 год), Новоорлеанское соглашение (2002 год), Женевские «Декларация принципов: построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» и «План действий по построению глобального информационного общества» (2003 год), Документ «Группы восьми» в Глениглсе (2005 год), Монреальское соглашение (2005 год), «Тунисское обязательство» и «Тунисская программа для информационного общества» (2005 год), Страсбургская «Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных» (ратифицирована Россией в 2006 году), Хартия открытых данных (2013) и последние документы, принятые на саммитах G20 в Германии в 2017 году и Аргентине в 2018 году.

После встречи G8 в Окинаве и Всемирных встреч на высшем уровне по построению единого глобального цифрового общества (ВВУИО) в Женеве и Тунисе саммиты ВВУИО проходят ежегодно, как правило, в полузакрытом режиме. Они проводятся под эгидой МСЭ — Международного союза электросвязи, в который входят представители 193 государств мира и около 800 частных корпораций. Очередной саммит состоялся в Женеве 19-23 марта 2018 года. Он собрал около 2500 экспертов из более 150 стран мира, включая более 500 представителей власти высокого уровня.

Итак, совершенно очевидно, что несмотря на политические разногласия между разными странами, планы и решения по построению единого наднационального глобального цифрового общества шаг за шагом претворяются в жизнь, причем представители РФ принимают самое активное участие в их реализации.

Если создается такое сообщество, то возникают резонные вопросы: «С какой целью разные народы объединяются для строительства «новой цифровой цивилизации»?», «В каком духе в ней будут соединены люди?», «Кто возглавит этот новый единый всемирный социум?»

Несомненно, что идея построения всемирного «цифрового Вавилона», объединяющего все народы вне Христа — это бунт против Творца, восстание на Промысл Божий о мире и человеке, то есть, замысел богоборческий, а посему — греховный! В чем будет искать общность это неестественное объединение людей? Только во грехе под руководством врага спасения! Иначе и быть не может: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30), — таково обетование Самого Господа нашего Иисуса Христа. В каком духе будут соединены люди в новом всемирном социуме? Конечно же не в Духе Святом Божием, а в духе мира сего — духе антихриста — духе вечной погибели.

Несложно увидеть, что в результате построения единого глобального царства рано или поздно появится тот единый политический и религиозный лидер, о котором говорит Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13, 7-8).

В Итоговом документе упомянутой мною конференции, прошедшей в Санкт-Петербургской духовной академии 3-4 мая 2001 года, была дана комплексная оценка процессам глобализации, показана их антихристианская сущность и недопустимость участия России в богоборческих проектах, включая поголовное клеймение граждан идентификационными номерами.

В документе особо подчеркивалось: «Идеология глобализма противостоит христианскому мировоззрению и несовместима с ним. Она внедряется и пропагандируется в светском обществе и в Церкви усилиями «мировой элиты» и выражает ее интересы. Историческое призвание России как страны — хранительницы Православной веры, культуры и традиций не признается и отвергается мондиалистами…

Построение глобального сетевого информационного общества полностью противоречит Промыслу Божиему о мире и человеке… Глобализация представляет серьезную угрозу для национального суверенитета, обороноспособности и культурной идентичности как для России, так и для любого независимого государства…

Внедрение глобализационных проектов нарушает информационно-психологическую безопасность граждан, общества, этноса и человечества в целом. Личное кодирование отражается на мировосприятии человека, так как «отзываясь» на цифровой код вместо имени, он соглашается с навязываемым ему порядком вещей, содействует построению глобальной системы тотального учета и контроля, принимает определенные правила «системного» поведения».

Итак, основой построения тоталитарного цифрового общества является не только присвоение каждому человеку и его электронному файлу-досье в базе данных цифрового идентификатора личности, но и принятие, и постоянное использование его человеком в процессе своей жизнедеятельности.

По определению, идентификатор — это имя управляемого объекта кибернетической информационно-управляющей системы. Одновременно это ключ доступа (ключевое поле) к электронному файлу-досье объекта в базе данных с точно таким же номером, где в режиме реального времени автоматически собирается, хранится и автоматически анализируется самая разнообразная информация об этом объекте (в данном случае о человеке).

Идентификатор — это не внешний знак (как пытаются представить некоторые апологеты поголовной кодификации граждан), а новое цифровое имя человека как «объекта» управления в цифровом обществе и средство его автоматической идентификации. Это уникальный, неизменяемый, пожизненный и посмертный атрибут, неотделимый от самого человеческого существа.

Как при монашеском постриге инок, принимая новое христианское имя, вступает в сообщество граждан не от мира сего, так человек, принимая вместо имени человеческого цифровой идентификатор личности, вступает в новое «цифровое» сообщество обезличенных «электронных граждан».

О духовном значении принятия человеком нового имени убедительно живописует святитель Иоанн Златоуст: «»Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику…» (Деян. 9, 1). А в посланиях называется он Павлом: для чего же Святый Дух переменил ему имя? Как господин, купив раба, и желая показать ему свою власть над ним, переменяет ему имя, так и Святый Дух сделал тогда. Он взял Павла в плен, и этот недавно еще гонитель, поступил под власть Святаго Духа, Который поэтому переменил ему имя, чтобы он из этого узнал новую власть над собою». Слова великого вселенского учителя ясно показывают, что принятие нового имени означает поклонение новому хозяину и принятие соответствующего духа.

Замена христианского имени на цифровой код абсолютно неприемлема для православного человека. Об этом говорил в интервью редактору Православного Интернет-портала «Русское Воскресение» всероссийский старец, архимандрит Кирилл (Павлов) еще в 2001 году: «Присвоение номеров людям — это дело богоборческое, греховное. Поскольку, когда Бог создал человека, Он нарек ему имя. Наречение имени человеку — это Божия Воля. Все тысячелетия, прошедшие с того времени, люди пользовались именами. И вот теперь вместо имени человеку присваивают номер. То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться».

Если присвоение номера человеку — это дело богоборческое, греховное, то принятие и использование номера человеком — это дело не менее богоборческое и греховное!

Категорически против присвоения гражданам цифровых имен выступал Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул: «Согласно православной антропологии, человек является одушевленным образом Божиим на земле… Никакая целесообразность не может оправдать низведение личности до предмета и ее сведению к номеру, к анонимному и безличному числу».

Сегодня известные греческие старцы нашего времени (не побоюсь так сказать), продолжатели дел преподобного Паисия Святогорца и Архиепископа Христодула — архимандрит Сарантис Саранту, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Амарусиу и архимандрит Афанасис Анастасиу, наместник священной обители Великие Метеоры, возглавляют брань против внедрения в Греции системы цифровой идентификации личности и электронных «паспортов» единого всемирного стандарта.

В Резолюциях постоянно действующего в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре Круглого стола Украинской Православной Церкви Московского Патриархата «Вопросы духовной безопасности в информационном обществе» от 6 сентября 2016 и от 17 ноября 2017 отмечается: «Цифровое кодирование людей, их обезличивание и отоваривание (то есть приравнивание высшего творения Божия — человека к товару или неодушевленному предмету. — В.Ф.) неразрывно связаны с построением единого наднационального сетевого общества со всеми вытекающими последствиями как для народа, так и для каждого отдельного человека, что описано в Откровении… Процессы обезличивания и фактической утраты права человека на имя в глазах верующего человека имеют антихристианскую, богоборческую направленность и непосредственно влияют на возможности формирования целостной личности и свободу ее волеизъявления, имеют отчетливые признаки физического и духовного порабощения, создают условия для всемирного кибернетического управления информацией и «человеческим капиталом» с соответствующими духовными последствиями… Добровольное принятие от власти и использование членами общества новых имен в качестве обязательного условия существования в социуме становится критическим фактором обрушения традиционного религиоцентристского общества и особо выделено в Откровении как сигнал отречения (Откр. 3: 1, 8); речь идет не о параллельном функционировании двух имен в общественной и духовной жизни: Божие — собственное имя человека как реальность его синергии с Творцом — добровольно оформляется им в собственность откровенно богоборческого кесаря. Да не будет! Молчаливое соучастие православных верующих в апостасийных процессах, отношение к развитию нивелирующего личность сетевого общества как к единственно возможному способу развития взаимосвязей в мире, как к объективной необходимости, не обусловленной волеизъявлением людей, неизбежно ведет к оскудению веры. Защита права верующих жить под собственным именем, то есть сохранять свою субъектность, свои неимущественные права на персональные данные, становится также защитой имущественных прав Церкви, приходов и клириков. Защита верующими права каждого жить под собственным именем является защитой Православного вероучения и исповеданием веры».

«Оцифрованный» гражданин сможет общаться с «цифровым правительством» и получать допуск к материальным и информационным ресурсам только через свое цифровое имя (антиимя) — идентификационный номер или личный код. Ради земного благополучия человек сознательно или бессознательно соглашается перейти в новое качество — соглашается приравнять себя к товару, превратить себя в пронумерованную вещь, или, как говорится в «Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года», — в «биообъект» (!) Так высшее творение Божие — человек — превращается из субъекта права в жестко управляемый объект электронной системы, который обязан подчиняться законам этой системы и выполнять все команды ее хозяев — лютых богоборцев.

Иначе говоря, законы управления кибернетическими системами автоматически переносятся на человеческое общество. Тогда высокие информационные технологии XXI века могут использоваться в политических и идеологических целях для духовного и физического порабощения одних людей другими.

В глобальном цифровом обществе идентификатор становится фактическим именем «электронного гражданина», а правильнее, именем обезличенного «биообъекта» или «узла» глобальной Сети. Кто-то говорит, что «у Бога нет понятия о человеке как о номере», но у врагов Божиих, которым человек отдает себя в полное подчинение, есть понятие о «биообъекте» именно как об оцифрованном неодушевленном предмете.

В процессе своей жизнедеятельности «оцифрованный» человек будет везде оставлять за собой электронные следы и постоянно находиться в поле зрения компьютерной системы. Всеведущая и всепроникающая система по идентификационному номеру человека легко зафиксирует каждое его социально значимое действие, каждую его финансовую операцию. То есть, где бы ни появился, что бы ни совершил тот или иной «номер», система отложит сведения об этом в соответствующий этому «номеру» файл-досье в базе данных с точно таким же номером. Причем человек никак не может повлиять на этот процесс или остановить его. Сбор, обработка и использование информации о человеке независимо от самого человека (помимо его воли, желания, даже его понимания и осознания того, что о нем собирается информация — В.Ф.) называется автоматической идентификацией.

Жизнедеятельность такого человека становится абсолютно прозрачной. Это дает возможность манипулировать выбором людей и их сознанием. Вся собранная информация будет не только храниться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений (воздействий) в отношении конкретного «биообъекта». В этом и заключается суть автоматической идентификации человека по его цифровому имени. Не случайно в Окинавской «Хартии глобального информационного общества» и документах ВВУИО неоднократно говорится о необходимости достижения полной транспарентности или прозрачности общества. Не случайно процесс построения цифрового общества в РФ осуществляется под контролем и управлением Всемирного Банка.

20 декабря 2016 года в Москве прошел международный семинар Всемирного Банка, на котором решался вопрос о «включении России в процесс глобальной цифровой трансформации». «Развитие цифровой экономики в РФ — инициатива Всемирного Банка и его партнеров из органов власти, российских бизнес-структур, институтов гражданского общества…», — сообщалось при этом на сайте Всемирного Банка.

Для России «включение в процесс глобальной цифровой трансформации» означает подчинение наднациональным силам. Это приведет к демонтажу суверенного национального государства и передаче власти наднациональным банковским и коммерческим структурам.

Основные положения, ведущие к такой ситуации, были заложены еще в «Концепции формирования информационного общества в России» от 28 мая 1999 года №32: «На начальном этапе создания социально значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и других) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка. При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг…»

После «ухода государства с рынка» граждане России будут переданы как «цифровое электронное население» владельцам коммуникационных систем и баз данных, в том числе, представителям международного капитала. Эти транснациональные институты уже не будут иметь никаких обязанностей перед Россией и ее гражданами.

Каждый шаг «оцифрованного гражданина» будет проверяться, служить тестом на лояльность к системе, на согласие с принятыми в ней мировоззренческими и идеологическими установками.

Бездушная компьютерная система в автоматическом режиме будет непрерывно судить человека по заложенным в нее представителями антихристианской цифровой «элиты» критериям (с возможностью ужесточения их для каждого отдельного человека, идентифицированного своим уникальным номером — В.Ф.) и тем самым подменять суды Божии.

Сегодня мир стоит на пороге рабовладельческого общества нового типа. В изуверские замыслы слуг грядущего антихриста входит не только физическое, но и духовное порабощение людей. Причем средством достижения этих целей является широкое использование последних достижений науки и техники. Сюда относятся: системы тотального контроля электронных коммуникаций — от телефона до компьютерных сетей (подслушивание, запись и анализ информационных сообщений); системы глобального позиционирования, позволяющие определять местоположение человека в той или иной точке планеты; системы видеонаблюдения, контроля и автоматического распознавания человеческих лиц; электронные радиочастотные метки, внедряемые в потребительские товары и денежные купюры; «электронные документы», снабженные микрочипами и многое другое, что ранее относилось к области научной фантастики. Разрабатываются и испытываются все новые устройства и системы, которые должны стать основными элементами системы тотальной слежки и абсолютной власти над человеком. Все более широкое распространение получают биометрические системы идентификации личности по уникальным для каждого человека физиологическим данным — отпечаткам пальцев, геометрии лица, голосу, радужной оболочке глаза, геометрии кисти руки, генетическому коду и другим.

В России начинается активное внедрение Единой биометрической системы совместно с Единой системой идентификации и аутентификации и платформой «Цифровой профиль».

В частности, в Сбербанке заявляют: «Мы придем к неотчуждаемым идентификаторам, таким, как лицо, голос, радужная оболочка глаза. Поэтому доступ к услугам банков, магазинов, ресторанов будет осуществляться по лицу, которое всегда с собой, его невозможно оставить дома или подделать».

Унизительным процедурам биометрической регистрации, применявшимся исключительно в фашистских концлагерях, а также в отношении неопознанных трупов и преступников, предлагают подвергнуть свободных граждан в современной демократической России! Причем инициаторы этого античеловеческого проекта — банкиры, чиновники и IT-специалисты сдавать свои биометрические данные не собираются! Это — удел оцифрованного человеческого стада…

С духовной точки зрения применение биометрии — это открытое богоборчество.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 26-27). Святитель Игнатий Брянчанинов, рассуждая об этих словах Писания, говорит: «Под словом образ должно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия».

По учению святых отцов тело человека — это дом души, ее одеяние, ее орудие, а Слово Божие именует тело храмом, обителью Святаго Духа. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 19-20)., — говорит нам святой апостол Павел.

С православной точки зрения применение биометрических методов — это не только унижение достоинства личности и попрание богоданной свободы человека, но поругание и осквернение образа Божия в человеке, вторжение в храм Духа Святаго Божия — храм Бога Живаго!

Сам Господь наш Иисус Христос учит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21; Мк. 12: 17; Лк. 20: 25). Вступая в Единую биометрическую систему, человек сначала отдает ростовщикам, а затем и неограниченному кругу неизвестных лиц, самые сокровенные сведения о своем теле. Те сведения, которые согласно Священному Писанию, принадлежат только Богу и сотворенному Им человеку, становится практически общедоступным для любых неправедных людей, которые могут совершать с ними любые действия! При этом человек, передавая в базу данных свои биометрические параметры и выполняя команды ее хозяев — лихоимцев, соединяется в духе с этими служителями маммоны.

«Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24), — так заповедует Сам Спаситель! Здесь следует отметить, что биометрия — это последний этап перед полным упразднением наличных денег и внедрением так называемых «человеческих штрих-кодов» — идентификационных микрочипов, вживляемых в тело человека, а также других меток, наносимых на тело, которые становятся частью человеческой природы (вновь вторжение в храм Бога Живаго). Эти носители личного кода гражданина могут использоваться для определения его личности и осуществления операций купли-продажи. Несложно увидеть в этих «достижениях научной мысли» аналоги апокалиптического начертания.

20 сентября 2018 года информационное агентство РБК опубликовало знаковую статью «Профиль в цифрах: как будет работать база данных о россиянах в 2023 году». В ней, в частности, говорится: «К концу 2023 года в России появится инфраструктура для «Цифрового профиля» — платформы, на которой будет собрана вся информация о гражданине. Доступ к ней получат коммерческие организации, в частности банки». Фактически создается единая распределенная база данных о каждом гражданине с помощью единого цифрового идентификатора… Все персональные данные оцифрованного человека, который даст согласие на их обработку, фактически окажутся в открытом доступе для государственных и коммерческих организаций, в первую очередь — для банков. А далее круг учреждений, имеющих доступ к информации, будет расширяться и расширяться.

Итак, ваши свидетельства о рождении, паспортные данные, свидетельства о браке, данные о детях и родственниках, аттестаты, дипломы, военные билеты, различные удостоверения, налоговая информация, данные о вашей недвижимости, покупках и продажах, медицинские и пенсионные и многие другие сведения, включая биометрические (для тех, кто согласится пройти эти унизительные концлагерные процедуры) — всё это будет храниться, обновляться и анализироваться в режиме реального времени, а затем передаваться всем организациям, желающим ими воспользоваться. У хозяев системы будут ссылки на все имеющиеся базы данных, которые позволяют создать единый профиль человека, с помощью которого можно будет осуществлять любые манипуляции с ним и вмешиваться в его личную жизнь. В «Цифровой профиль» включат абсолютно всю информацию о человеке из различных государственных и других баз данных. Эта платформа будет передавать данные банкам и другим коммерческим организациям, которые смогут обмениваться ими без согласия клиентов.

5 декабря 2018 года Ассоциация «Финтех» одобрила концепцию проекта «Цифровой профиль». В сообщениях об этом говорится: «Наравне с Единой биометрической системой (ЕБС — авт.) создание цифрового профиля сегодня является инфраструктурной основой цифровой трансформации… Его реализация в дополнение к удаленной идентификации сформирует новые возможности для всех участников финансового рынка».

А ЕБС позволит не только использовать биометрические данные человека для так называемой удаленной идентификации, но и отслеживать его передвижения. По замыслам рвущихся к абсолютной власти над человеком банкиров совместно с ЕБС система «Цифровой профиль» должна стать «инфраструктурной основой» построения цифрового общества.

Ранее, З0 ноября 2018 года, появилось сообщение о том, что к 2022 году в России должна появиться национальная система управления данными (НСУД), которая соберет все имеющиеся у государства данные о гражданах, товарах, объектах и компаниях. Под прикрытием внедрения так называемой «цифровой экономики» строится гигантская база данных, которая, прежде всего, станет основой невиданного в истории человечества тоталитарного режима, при котором человек полностью лишается богоданной свободы.

Сегодня на наших глазах идет построение глобального цифрового социума, который создается с помощью внедрения электронных систем идентификации и аутентификации личности, видеонаблюдения и систем так называемого «социального кредита». Модель такого мироустройства уже проходит окончательное тестирование в Китае в нескольких десятках городов. В результате автоматического анализа данных о человеке определяется его социальный статус. Если говорить просто: хороший он для системы и её хозяев или неугодный.

Система следит за «социальным поведением» граждан и выставлять им за это оценки. Как говорят, кому-то она поможет продвигаться по карьерной лестнице или получать льготы в государственных учреждениях, а кого-то с отрицательным рейтингом — отправит в изгои общества. Тогда человека могут уволить с работы или лишить родительских прав.

В России построение систем «Государство как платформа», «Цифровой профиль» и ЕБС неизбежно приведет к реализации тех же планов, что и в Китае. Министерство строительства и ЖКХ РФ уже планирует привлечь китайские компании для построения биометрической системы оплаты в транспорте под названием «лицо как билет».

Людей будет «сортировать» бездушная автоматическая электронная система, действующая в пределах определенных алгоритмов без учета жизненных обстоятельств людей. К примеру, один человек не может оплатить счета, потому что попал в больницу, а другой — намеренно уклоняется от выплат. Система не сделает между ними разделения.

Фактически в обществе вводится уже не скрываемое разделение на касты, причем готовится всемирное внедрение описанной системы.

Человек из субъекта общественных отношений превращается в объект жесткого управления.

Высшее творение Божие приравнивается к товару, лишается богоданной свободы и возможности выбора. В чем это заключается? Все очень просто: человек будет обязан жить по правилам богоборческой системы, которые будут противоречить его совести и мировоззрению.

Это будет общество, в котором полностью упраздняются конституционные права и свободы, а принцип презумпции невиновности заменяется на принцип «презумпции виновности с рождения».

Принцип «разрешено все, что не запрещено законом», будет заменен принципом «запрещено все, что не разрешено системой», то есть система будет диктовать людям правила поведения…

Можно однозначно констатировать, что построение «цифрового общества-платформы как фабрики по обработке данных» противоречит Промыслу Божию о мире и человеке, то есть является деянием греховным, также как и соучастие в этом строительстве. Тем более, что сегодня речь уже идет и о «необходимости улучшения человеческой природы» с помощью методов генной инженерии.

Торгово-финансовая система, включающая электронную идентификацию и аутентификацию граждан и введение электронных безналичных расчетов, имеет целью полное порабощение людей через отмену наличных денег, жесткий и всеобъемлющий контроль товарообмена и движения виртуальных денежных средств на электронных банковских счетах граждан. Это неуклонно ведет к построению мироустройства, абсолютно аналогичного описанному в 13-й главе Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Более того, согласие человека на вхождение в эту систему будет означать признание власти хозяев системы (а со временем и единоличного ее хозяина) и, соответственно, поклонение ее «ценностям» и следование ее законам или правилам «системного поведения» и «сетевой логики», противоречащим Заповедям Евангелия.

Выдающийся русский богослов Николай Никанорович Глубоковский в своем труде «Благовестие христианской свободы в послании святого апостола Павла к Галатам» пишет: «Первым принципом христианской нравственности должно быть неизменное пребывание или непоколебимая устойчивость в благодатной свободе при безусловном устранении всего, что где-нибудь носит хоть тень поработительного стеснения». В описанной системе это будет уже не тень поработительного стеснения, а полная потеря богоданной свободы.

Неслучайно в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» говорится: «Многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)».

Отсюда должно быть ясно, что согласие с этими «актами» и исполнение этих «актов» на деле в реальной жизни станет для человека отречением от Христа, причем какого-то словесного отречения никто требовать не будет.

С точки зрения права, планы апологетов «цифровизации» противоречат не только Конституции РФ, положениям Стратегии национальной безопасности и Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, но даже Федеральному закону 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

Об информационной говорить не приходится, ибо даже самая совершенная компьютерная система не может гарантировать абсолютной защищенности хранимой в ней информации от ошибок, сбоев, вирусов, несанкционированного доступа, злонамеренного использования, блокирования, искажения или удаления. Кроме того, более чем реальна утечка данных через лиц, имеющих доступ к системе. Все это представляет несомненную угрозу не только для человека, но для национальной безопасности России.

Сегодня идет разговор о переходе на отечественное программное обеспечение и об обеспечении автономной работы российского сегмента интернета. Так вот, прежде чем говорить об этом, необходимо денонсировать перечисленные мною международные соглашения о построении единого наднационального глобального цифрового общества и признать утратившими силу федеральные законы, принятые во исполнение этих соглашений. Во-вторых, цифровая тюрьма в масштабах одной страны ничуть не лучше тюрьмы глобальной.

Остается вспомнить, что категорически против построения цифровой тоталитарной системы выступает Русская Православная Церковь, причем она говорит не только о материальной, но и о духовной опасности вступления человека в эту систему.

Какой же выход? Сохранение традиционной системы учета и использование только локальных информационно-справочных массивов персональных данных на самом нижнем уровне сбора этих данных (в паспортных столах, местных налоговых органах, отделениях пенсионного фонда, поликлиниках, учебных заведениях и других учреждениях), категорически исключающих присвоение гражданам пожизненных идентификационных номеров и передачу персональных данных куда бы то ни было без добровольного их согласия. Хранение персональных данных должно осуществляться под личную ответственность конкретных представителей конкретных учреждений. Дальнейшая аналитическая обработка персональных данных должна носить только статистический характер.

В противном случае можно констатировать, что время исповедничества уже наступило».

Доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, председатель Санкт-Петербургского отделения РАЕН Георгий Николаевич Фурсей в своем выступлении отметил важность поднятой проблемы. Ученый подчеркнул, что масштаб сегодняшнего цифрового вызова такой, которого не было до сих пор. Он беспрецедентен. Но, по его словам, не стоит сгущать краски, ведь в жизни всегда так: когда появляется новое явление, всегда возникает опасность, что оно окажется небезопасным. Вопрос цифровизации не однозначен и поэтому на него нужно смотреть с разных сторон. И тут сразу возникает следующий вопрос, что же нам делать в этом случае, и неужели нам стоит отказаться от прогресса и от других научных достижений. По мнению Георгия Николаевича, в области научно-технического прогресса больше позитива, чем негативного. Область человеческих знаний в научно-технической среде должна быть на высочайшем уровне, чтобы всегда быть готовой дать ответы внешним вызовам и угрозам. Г.Н.Фурсей согласен с В.П.Филимоновым по поводу того, что исчезает интимность общения человека с Богом. Также же из-за цифровизации есть перегибы и в образовании. Как пояснил академик, в первую очередь необходимо помнить, что для православного человека вера — это вечное знание, поэтому необходимо отстаивать свои христианские, православные принципы и возвращаться к этим вечным ценностям. Бездумная цифровизация приведет к появлению цивилизации роботов. Машина или компьютер могут оказаться быстрее и сильнее человека, поэтому, считает ученый, необходимо продумать меры, которые ограничивали бы возможности машин. Понятно, что формула нынешней экономики напрямую задействует цифровизацию, т.к. вкупе с ростовщичеством она как раз и дает то, чего от нее ждут. И тут главное не забывать о спасении нашей бессмертной души, а для этого нужно выполнение нравственных законов. В этом смысле нам повезло, ведь Россия является островом спасения. Также Георгий Николаевич напомнил, что нужно всегда помнить о свободе выбора между добром и злом, который касается всего в нашей жизни.

Следующим выступил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин. Отец Александр признался, что доклад В.П.Филимонова вызвал у него двойственное чувство. На его взгляд, выступление было немного сужено в том смысле, что любой научный прогресс несет в себе как благо, так и опасность. Как пример можно привезти нож, которым можно резать овощи, но в то же время можно и убить. Это очевидные вещи, которые были понятны уже несколько тысяч лет назад. С богословской точки зрения, продолжил священник, его смущает в выступлении Валерия Павловича утверждение, что «новое цифровое имя человека неотрывно от его существа человеческого». Не очень понятно в данном случае, что такое «существо человека». Данное понятие хорошо бы было раскрыть, потому что, с одной стороны, доклад Филимонова претендует на научность, а с другой, он манипуляционный. Нужна ясность, либо мы пользуемся научными фразами и терминологией, либо это простая публицистика. На взгляд о. Александра, данный доклад — публицистика, которая призывает к неким действиям. Поэтому хорошо бы для начала договориться о терминах.

В докладе В.П.Филимонова говорится, что личность подвергается опасности, а это, отметил священник, система модерна или система обмана, когда нас обманули, внушив нам права личности, права и свободы человека. Это безумные, вредные и абсолютно безграмотные идеалы, которые нам навязали в конце XIX и начале ХХ века, еще до появления цифрового общества. По мнению отца Александра, нужно отказаться от этой концепции, потому что, кроме личностных прав и ценностей, есть еще групповые интересы, права и ценности, а есть еще и общественные идеалы и ценности, о которых тоже необходимо говорить. В чем же заключается опасность цифровизации? — задается вопросом отец Александр. Когда регистрируется общественная организация, сумма вошедших в нее индивидов не складывается из суммы этих людей, потому что их продукт и созданный ими идеал более значим и высок, чем то, что они сами из себя представляют. Законы общества не равны сумме слагаемых, входящих в состав этого общества. Конечно, можно, продолжил отец Александр, по примеру Германа Стерлигова создать поселение и пропагандировать неотрадиционалистское общество, тем самым превратив себя в некое гетто и жить в субкультуре. Есть ли смысл так поступать?

Возникает еще один вопрос. Если все так плохо и ужасно, как пытается внушить нам В.П.Филимонов, то что нам тогда делать? Нужно ли пойти путем староверов, заходить в деревянные срубы и там себя сжигать? Другими словами, в картине мира, описанной Валерией Павловичем, Апокалипсис уже наступил. В этом смысле, признался батюшка, позиция Георгия Николаевича Фурсея ему ближе, потому что она дает нам, Божиим людям, возможность в этом ужасном мире противостоять тому хаосу, к которому мы неизбежно идем. В Священном Писании все это описывается. Подытоживая, отец Александр заявил, что не стал бы все красить черной краской, так как мир, кроме черного и белого, имеет другие цвета. Он состоит из разных интересных вещей и красок. Нужно создавать группы, которые объединят людей путем сложения наших ипостасных возможностей. Нужно противопоставить хаосу свою православную веру, энергию, мысль и дух.

Доктор философских наук, профессор СЗИУ РАНХиГС Александр Иванович Кугай отметил, что поднятые на заседании вопросы уже давно проиграны в мировой философии. Мартин Хайдеггер одним из первых выдвинул проблему поставов. Смысл постава заключается в том, что мы уже не смотрим на мир, а мир затребован к определенному способу самораскрытия, а человек уподобился Богу благодаря научным открытиям. Человек смотрит в микроскроп и видит лучше и лучше, вплоть до приближения Божественного взгляда. Можно привести цитату Иеремии Бантама: человек становится в этом обществе прозрачным со всех возможных пунктов наблюдения. С антрополигической точки зрения, цифровой мир делает человека совершенно другим. Дети, которые еще не умеют говорить, с планшетами управляются лучше взрослых. Сегодня лидером в семье являются не взрослые, а дети, интегрированные в современный технологический прогресс. Дети ведут своих родителей, зарабатывают неплохо и могут нормально коммуницировать в этом мире. Родители же, укорененные в советской культуре, абсолютно не приспособлены к современному миру. Налицо конфликт между культурой и цивилизацией. Цивилизация насильно меняет культуру. Современной цивилизацией задана культура потребления. Россия может выжить только благодаря научно-техническому прогрессу, поэтому апокалипсис коснется России непосредственно, если она откажется от цифровой экономики.

Директор НИИ социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования Ленинградский госуниверситет им. А.С.Пушкина. Николай Андреевич Лобанов напомнил, что на заре русской цивилизации и появления алфавита и азбуки, возникла пословица «Азъ, Буки, Веди — страшат как медведи». Эта пословица прошла через века. Выступление Валерия Павловича вызвало у Лобанова ассоциацию с этой пословицей. Валерий Павлович сосредоточил свое внимание на негативных последствиях, но ведь цифровая цивилизация несет и много положительного. Поэтому надо эти вещи уравновешивать. Надо перестать бояться цифровой цивилизации, ибо цифровизация есть необходимый этап, через который мы должны пройти.

На взгляд доктора философских наук, гендиректора издательства «Русский остров» Олега Валерьевича Самылова, цифровое общество — это отчуждение человеческой сущности, которая заключается в свободе. При этом не нужно впадать в крайности и возвращаться к деревянным счетам, выкинув калькулятор, а также крушить компьютеры и возвращаться в природу. Это уже проходили. Образованный, развитый человек вполне сможет справится с этой проблемой. Если цифровизацию нельзя победить, значит, ее нужно возглавить. На взгляд Самылова, ситуация не так страшна, как ее нарисовал Валерий Павлович.

Директор Института востоковедения РГПУ им. А.И.Герцена, доктор философских наук Андрей Леонидович Вассоевич полагает, что за цифровизацией стоят интересы тех, кого принято называть хозяевами денег. Если бы ни они, то Россия вполне могла бы стать создателем интернета. Поэтому нужно инвентаризировать хозяев денег. В процессе познания цифровизации полезно было бы учесть опыт советских ученых. Нужно поступить по принципу: в чьих руках автомат Калашникова, того и власть.

Следующим слово взял Игорь Евгеньевич Шувалов, руководитель Центра онтологических исследований. Если от цифровизации есть вред, то вначале нужно понять, а что она отнимает. Если цифровизация так же вредна, как коррозия металла, это совсем не означает, что нужно самому подвергаться коррозии. На взгляд Шувалова, новые технологии могут препятствовать развитию у человека природных способностей. Сказано же, вера с горчичное зерно, без цифровизации и механизации, способна передвигать горы. По мысли Игоря Евгеньевича, цифровизация — это некий костыль, который помогает человеку лениться и не развивать свои духовные способности. Это негативное последствие цифровизации.

По мнению руководителя Центра православной антропологии Григория Владимировича Ширяева, «никакой СНИЛС» не угрожает нашей бессмертной душе. Из-за того, что наша страна отказалась от цифровизации в 60-70-х годах, она пришла к технологическим результатам 1991 и 1993 годов, считает докладчик. Сколько мы потеряли промышленного потенциала, вопрошает Ширяев. Цифровизация — это управление техническими процессами на основе цифровых устройств. Совсем недавно люди чурались телевизора и паровоза. Ширяев выступает против алармизма. В душе мы динамические консерваторы, поэтому надо, чтобы люди, идя вперед к новому, опирались на разумное и достойное. Есть опасность «вместе с водой выплеснуть и ребенка». Если следовать логике Филимонова, тогда нужно отказываться от электроники, забыть про обороноспособность страны, о сопротивлении внешнему противнику. Если мы сдадим наши позиции в научно-техническом прогрессе и в цифровизации, тогда и наступит Апокалипсис.

Кандидат исторических наук, публицист Алексей Юрьевич Днепровой предложил не путать технологию с идеологией. Он рассказал о том, как в свое время благодаря технологиям сделал свой первый стартап. По мнению А.Ю. Днепрового, Бог и новые технологии не противоречат друг другу, и то, что люди внедряют достижения научно-технической мысли, есть дело Божье. По его искреннему убеждению, технологический прогресс именно та вещь, которая должна продвинуть веру, поэтому нужно соединить веру и новые технологии.

Активист «Народного Собора» Евгений Петрович Андрущенко акцентировал внимание на том, что в ходе заседания клуба был сформулирован подход к осмыслению цифровизации в среде православного общества. На его взгляд, выступление В.П.Филимонова не вполне удачно. Одной из причин, считает Е. Андрущенко, является попытка уподобить понятия «цифровизация» и «цифровое общество». В борьбе с индентификацией личности необходимо отделять цифровизацию от собственно идентификации, считает Евгений Петрович. Под цифровизацией, по мнению докладчика, на 90% подразумевается автоматизация производственных систем, систем государственного управления, формирование информационных центров. Если мы не произведем ранжирование рисков в области цифровизации и четко не разделим факторы, которые являются угрожающими для общества, тогда сложно будет оценить масштаб угрозы. Нужно учитывать как плюсы, так и минусы цифровизации. Надо выработать модель, которая, с одной стороны, позволит нашей экономике и государству развиваться, а с другой стороны, надо уверено и достойно противостоять нашим международным конкурентам, заключил Евгений Андрущенко.

В конце заседания академик Георгий Николаевич Фурсей особо подчеркнул полезность сегодняшнего заседания и обсуждаемой темы. По его словам, Валерий Павлович Филимонов сделал глубокую и яркую работу, показывающую, какие опасности таятся в новом витке развития науки и цивилизации. Неправильное использование нынешних знаний может привезти к гибели человечества. Поэтому нужно использовать науку, которая продвигает цифровизацию, во благо людей и планеты в целом, заявил академик.

В заключение Валерий Павлович Филимонов отметил, что в прениях вышла некая неразбериха, не было терминологической ясности в рассматриваемом вопросе. По его мнению, заявленная тема «Цифровое общество и Апокалипсис» подразумевала один дискурс, а по факту разговор пошел о цифровизации, а это уже совсем другое понятие. Далее он привел определение цифрового общества: цифровое общество — это система тотального контроля и жесткое управление каждым гражданином и обществом в целом или рабовладельческое общество нового вида. Филимонов заверил, что он не выступает против прогресса. Он против того, чтобы новейшие достижения использовались для порабощения людей. По его мнению, цифровое общество строится для того, чтобы превратить человека в жестко управляемый антихристианскими силами биологический объект. В таком обществе нет места Христу. Проводники идей цифрового общества ненавидят Христа также, как ненавидят Святую Русь и Святое Православие. Валерий Павлович вспомнил недавнее выступление Патриарха Кирилла в Госдуме. Тогда Святейший сказал: все мы можем в скором времени оказаться в рабстве у технологий. В.П. Филимонов призвал четко понимать, кто и с какой целью строит цифровое общество. Он уверен, что за всеми этими процессами стоят враги Православия.

Закрывая заседание Клуба, главный редактор «Русской народной линии», председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов поблагодарил Валерия Павловича Филимонова не только за доклад, но и за его труды, многие из которых публикуются на РНЛ. По его словам, Валерий Павлович не пропускает ни одного факта, который проходит мимо внимание общественности, особенно когда заходит речь об «евангелистах цифровизации». По мнению главного редактора «Русской народной линии», надо понимать, что т. н. «евангелисты цифровизации» хотят выстроить мир согласно тому, что им кажется полезным. Проблема цифровизации ими и нами воспринимается по-разному. На взгляд А.Д. Степанова, цифровизация и цифровое общество — взаимодополняемые понятия, так как цифровизация ведет к построению цифрового общества. Поэтому нужно очень точно определиться с понятиями, так как из-за разной трактовки одних и тех же терминов часто происходит недопонимание. Мир находится на рубеже; мы стоим перед переходом в новое качество или перед концом мира. На его взгляд, присутствует некое ощущение рубежности. В качестве примера Анатолий Дмитриевич привел разговоры, которые ведутся по поводу шестого технологического уклада, который должен привезти к чему-то важному, но пока неизвестному. И то, что цифровое общество несет тотальный контроль над нами и ликвидацию наших прав, в этом сомневаться не приходится. Мы видим это, но равносильно ли это тому, что нам нужно перестать спасаться, это серьезный богословский вопрос. Эти темы требуют более детального обсуждения, заключил Анатолий Дмитриевич.

В заключение советник директора СЗИУ РАНХиГС Вячеслав Владимирович Случевский поблагодарил всех за участие и поздравил с наступающим Новым Годом!

Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба, директор Северо-Западного института управления РАНХиГС, доктор экономических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса В.А. Шамахов

comments powered by HyperComments