В декабрьском номере французского ежемесячника Le Monde diplomatique вышла статья Жюльет Фор, в которой уделено определенное внимание идеологии Изборского клуба и его месту в современной официальной мировоззренческой парадигме России.
В частности, автор пишет:
«После распада СССР российская элита находится в поисках новой идеологии. Так из пепла возродился космизм. Сочетая в себе христианскую веру, рационализм и мечту о бессмертии, это зародившееся в XIX веке течение предлагает своим новым апостолам удобные рамки для объединения научных программ и традиционных ценностей».
«Сегодня некоторые национал-патриотические идеологи, напрямую не говоря о космизме, тоже стремятся объединить технологическое развитие и религиозно-этический традиционализм. В этом заключается суть «динамического консерватизма» Изборского клуба, в котором числятся, например, советник президента Сергей Глазьев, интеллектуал-националист Александр Дугин и бывший депутат Наталья Нарочницкая, основательница близкого к православной церкви парижского института».
Далее Le Monde diplomatique цитирует зампреда Изборского клуба Виталия Аверьянова: «В 21 веке в России будет воплощен «кентавр» ортодоксии и инновационного подхода, в котором будут совмещены высокий дух мировоззренческих традиций и высокие технологии».
Автор статьи, которая побывала весной 2018 года в Москве и общалась с изборцами, видит ясную тенденцию в этом обозначенном Изборским клубом синтезе защиты традиционных ценностей с продвижением технического прогресса. Такой синтез усматривается в политике президента Путина.
В статье анализируется генезис русского космизма, его усложнение и обрастание идейными и духовными союзниками, прослеживается путь через философию Федорова, Циолковского и Вернадского, через авангард русских художников и писателей начала XX века, к грандиозному проекту покорения космоса и формированию цивилизации мирного атома. Констатируется, что в постсоветском контексте происходит довольно последовательное продвижение к партнерству традиционного православия с Роскосмосом и Росатомом, Звездный городок и Саров, так же как теологические факультеты в ведущих технических вузах, становятся символами синтеза науки, технологий и религии.
В статье заметно несколько поспешное отождествление русского космизма Федорова и его учеников с современным, западноевропейским по своим корням трансгуманизмом. В частности, эта поспешность выражается в том, что недостаточно отрефлексировано отличие идеи Федорова о миссии человечества воскресить всех умерших предков от ключевого постулата трансгуманизма о достижении именно текущим (а не прошлым) поколением людей физического бессмертия. Точно так же нельзя поставить знак равенства между мечтами русских космистов о полном преображении человеческой природы, делающим ненужным технический прогресс, и современной трактовкой этой темы в духе трансформации людей в биороботизированные существа (когда техника не отступает на задний план, как у Федорова, но, напротив, поглощает биофизику и интеллект человека).
С переводом статьи в газете Le Monde diplomatique на русский можно познакомиться на сайте «ИноСМИ.ru»: 1 часть и 2 часть.