— Назарбаев покинул пост президента Казахстана. Как бы вы прокомментировали транзит власти, начавшийся в стране?
— Мы наблюдаем самое деликатное действие, которое бывает в политическом мире. Когда власть из одних рук передается в те же самые руки. Это называется политическая стабильность.
В 2018 году были внесены изменения в конституцию Казахстана. Когда президент подает в отставку, вместо него исполняющим обязанности становится глава парламента. И он может назначить либо выборы, либо исполнять обязанности президента до окончания срока полномочий.
Родная дочь Нурсултана Назарбаева стала руководителем парламента, и в случае отставки президента она может стать на его место. В то же время приставка и.о. сохраняется в достаточно длинной перспективе. Это дает возможность Назарбаеву и элите приглядеться к этому человеку, посмотреть, как он будет работать. И если что-то пойдет не так, на выборы от этой элиты, может пойти другой кандидат.
— Польша не пригласила представителей России на мероприятия, связанные с годовщиной начала Второй мировой войны. Варшава подчеркнула, что руководствуется не историей, а современными реалиями. Что тут имеется ввиду?
— Наши польские соседи опять апеллируют к эмоциям. Что такое нынешние реалии? Они сразу говорят: «Россия, она плохая». Но мы то, с вами говорим о первом сентября 1939 года. Мы говорим о том, кто потом освободил Польшу от фашистов, кто открыл двери концлагерей, кто восстановил польскую государственность, кто потом на переговорах с нашими союзниками отстаивал очень большое увеличение польской территории. Это был Советский Союз и Сталин. Теперь поляки помнить об этом не хотят.
Почему именно сегодня? Потому что по проекту «Северный поток — 2» начинают бить из всех орудий. Давление на тех, кто его строит, угроза санкций, политическое осуждение со стороны ЕС — все это пущено в ход, а проект продолжают строить. И теперь западные партнеры пускают в ход историческое оружие.
— Трамп предложил Бразилии вступить в НАТО. Что это может означать для группы БРИКС, членом которой Бразилия является наряду с Россией?
— НАТО расшифровывается, как Североатлантический военный блок, то есть Северная Атлантика. Смотрим, где находится Бразилия, понимаем, что она никак не может соотноситься с НАТО.
Американцы начинают давить на Венесуэлу, а соседними государствами являются Колумбия и Бразилия. Задача американцев — развалить БРИКС, и что они делают. Помогают проамериканским политикам прийти к власти в Бразилии. И теперь Бразилия настроена против Венесуэлы.
Американцы обостряют противоречия не только между Бразилией и Венесуэлой, но между Бразилией, Россией и Китаем. Они создают точку напряжения внутри самого БРИКС. Если Бразилия начнет вступать в НАТО, то это удар по БРИКС. А если не начнет, то недоверие внутри БРИКС уже посеяно, ведь Бразилия не опровергает слова Дональда Трампа.