Славянофильская философия была направлена не только на критику западничества или обоснование самобытности русской идентичности, но и изначально несла в себе проект многополярности. Защищая достоинство русской самобытности, они отстаивали самобытность и других культур. Не только славяне могли бы воспользоваться этим, но и другие бы народы получили эту возможность.
Они боролись не столько с западной культурой, сколько на претензию западной культуры на универсальность. Это была общечеловеческая идея по ликвидации западной гегемонии — особенно у Данилевского (теория культурно-исторических типов, которая является попыткой рассмотреть западно-европейскую культуру как локальную).
Славянофильство не пыталось заменить запад в качестве универсального стандарта — они пытались отменить западный стандарт вообще. Давайте измерять китайскую цивилизацию китайскими мерами, индийскую — индийскими, и пр. Шанс на особый путь появляется у всех народов.
В полной мере одну важную идею мы встречаем у Хомякова: народ как аспект Абсолюта. Запад — это западный аспект Абсолюта, русские — русский аспект, и пр.
Когда спор доходит до того, чей Абсолют будет принят за Абсолют, возникает однозначная модель. Запад считает себя Абсолютом, мусульмане скажут другое, китайцы — третье.
Они говорили не то, что все относительно, а что абсолютно все. Чем более русскими мы становимся, тем более абсолютными мы становимся, и то же — с немцами, или китайцами, или другими народами. Встреча народов как лучей Абсолюта друг с другом происходит не внизу, где они далеки от Абсолюта, а по мере восхождения.
Но, признавая относительность, мы никогда к универсальности не пробьемся, как это происходит при либерализме.
Славянофилы предлагают стать русскими, исследовать нашу идентичность — чем более русскими мы будем, тем ближе мы к аспекту Абсолюта. А подлинным русским будут понятны подлинные китайцы. У нас есть наша культура, наши ценности — давайте погружаться в них.
Что значит аспект? То, на что мы смотрим, мы смотрим со своей позиции на неизменный Абсолют. А взгляд Абсолюта, обращенный на русских — он русский, взгляд на китайцев — китайский, и тд. Когда мы смотрим на него, думаем о нем, то и он смотрит на нас, и стремится воплотиться в нас. Бог живой, когда мы о Нем думаем, и Он о нас, мы стучимся к Нему, и Он к нам.
Государство должно быть мостом к русскому Абсолюту, территорией встречи неба и земли. Поэтому у государства тоже должно быть священное предназначение. Православное государство не может быть машиной, механизмом по сбору налогов, а формой жизни.