Геннадий Егоров: Психолого-педагогические особенности воспитания с помощью средств массовой коммуникации

Современное общество часто называют «информационным». Это подчеркивает роль информации, обладание которой в настоящее время является важнейшей, а подчас и решающей. Однако, СМИ, в основном электронные – телевидение, интернет – выполняют не только информационную (или дезинформационную) функцию. Они являются мощнейшим средством психологического воздействия, по сути, навязывают стереотипы массового поведения.

Когда-то в своем романе-антиутопии «О, дивный новый мир» О. Хаксли ввел понятие гипнопедии. Обитатели этого прекрасного нового мира подвергаются зомбированию с самого рождения. Готовые рецепты поведения фиксируются на подсознательном уровне. Любые сомнения исключаются. Шекспировскому «Быть или не быть?» там нет места. Тотальный контроль достигается не жестким внешним контролем, а путем интроспективного воздействия. Современные средства массовой коммуникации позволяют делать это весьма эффективно.

После крушения СССР новые российские власти отказались от всякой идеологии. Восторжествовали неолиберальные постмодернистские ценности. Школу лишили воспитательной функции. Навыки поведения, представления о нормальности тех или иных слов и поступков молодые люди черпают из телесериалов, многочисленных ток-шоу, таких передач, как «Камеди клаб» или «Дом 2». Шутки талантливых ребят из «Камеди клаб», бывших кавеэнщиков вращаются исключительно вокруг проблем плоти, причем, как правило, крайней ее части. Слово «секс» в популярных телесериалах «Универ», «Интерны», «Реальные пацаны» употребляется едва ли не ежеминутно. В сознании молодежи утверждается принцип, что не стоит «париться» по поводу каких-то нравственных или духовных проблем, что смысл жизни в получении плотских удовольствий.

Для самых маленьких зрителей телевидение, не только коммерческие, но и государственные каналы, предлагают мультфильмы, которые не только лишены какого-либо смысла, но и эстетики. Говорящие губки, химеры (котопес) формируют уродливое представление о действительности. К счастью, в настоящее время ситуация меняется, появились наши герои (Маша и Медведь, смешарики, фиксики и др.)

Стоит сказать и о дискретности информативного потока, постоянно прерываемого рекламой. На государственных каналах методично вдалбливается в головы «электората», что «Газпром»  и «Роснефть» — «национальное достояние».

Пора, наконец, власть имущим осознать, что в стране, где сырьевые компании, а не А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Д.И. Менделеев, С.П. Королев, преподносятся как национальное достояние (чьи топ-менеджеры, кстати, получают немыслимые гонорары), не имеет будущего. Пора осознать, что «духовные скрепы», о которых говорил Президент РФ В.В. Путин в своем послании, не менее, а, возможно, и более важная сфера, нежели экономическая или финансовая.

О нравственной деградации российского общества неоднократно говорили и писали представители интеллигенции, Патриарх Кирилл, представители других конфессий. (1). Во многом это является следствием деятельности СМИ, недостаточным вниманием к духовно-нравственной сфере со стороны государства. Не может быть безграничной свободы в этом вопросе, как, впрочем, и в других вопросах. Безграничная свобода опасна и разрушительна. «Мне кажется, что наши большие начальники проявляют опрометчивость и беспечность, не занимаясь решением первоочередной задачи — вопросами духа и интеллекта, — считает руководитель театра «Сатирикон» К.А. Райкин. —  Эти вопросы отодвинуты на какой-то десятый план. Есть странное, очень ошибочное убеждение, что тяжёлая промышленность вещь гораздо более важная, чем культура. Абсолютное заблуждение. Более того, опасное! Потому что разрушения, главные беды и опасности будут происходить и происходят на почве бесхозных мозгов и душ… Именно государственная безопасность требует того, чтобы мы срочно занимались нашими образованием, наукой, культурой и искусством. Это просто необходимо. Потому что сейчас люди существуют без руля и без ветрил, а главная национальная идея — это деньги»(2). Следствием духовной опустошенности является и рост числа преступлений в отношении детей и стариков, в том числе и ветеранов Великой Отечественной войны.

«Переход к чисто денежной мотивации труда не должен вытравлять из нашей жизни идею» (3), — отмечал бывший премьер-министр РФ, академик Е.М. Примаков на заседании «Меркурий-клуба» 13 января 2015 года. Эта идея должна разделяться большинством населения страны. Основные принципы, на мой взгляд, можно было бы выразить триадой «Духовность. Справедливость. Развитие». Россия всегда была идеократической страной, и в пропаганде этой идеи большую роль призваны сыграть средства массовой коммуникации.

Закончить выступление хочется словами И.А. Бунина. В «Окаянных днях» он писал: «Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона», — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев» (4).

Геннадий Валентинович Егоров, доцент ННГУ им. Н.И.Лобачевского, к.и.н.


  1. См. Кончаловский А.С.: Куда мы катимся? http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/1239138-echo/16 января 2014.
  2. Константин Райкин: «Сейчас люди существуют без руля и без ветрил» / http://www.aif.ru/culture/person/1022139.
  3. Евгений Примаков: Не верю, что верх в России может взять кучка несистемных оппозиционеров / http://www.rg.ru/2015/01/13/primakov-site.html
  4. Бунин И.А. Лишь слову жизнь дана… Русские дневники. – М., Издательство «Советская Россия», 1990. С.277.