Личный рейтинг доверия Владимиру Путину за неделю с 13 по 19 мая снизился до минимального значения — 31,7%. Как сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), он оказался минимальным с января 2006 года.
Год назад в ходе аналогичного опроса этот показатель составлял 47,4%. Заметное падение личного рейтинга президента социологи отмечают с середины июня 2018 года, когда было объявлено о пенсионной реформе, одной из самых существенных позиций которой стало повышение пенсионного возраста.
Вторую и третью позиции в личном рейтинге заняли министр обороны Сергей Шойгу и министр иностранных дел Сергей Лавров с 14,8% и 13% соответственно. А вот личный рейтинг премьер-министра Дмитрия Медведева составил лишь 7,6%.
Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист Михаил Делягин напомнил, что в 2005 году был «чудовищный кризис», связанный с монетизацией льгот, который привел к тому, что на улицы вышли миллионы людей.
— Это было очень сильно и болезненно. В 2006 году это доверие начало восстанавливаться. В начале 2006 года оно росло. Сейчас мы видим падение этого доверия. Причем, если перед майскими праздниками оно было еще 33,1%, то сейчас за неделю после них упало до 31,7%. Падение достаточно существенное, неприятное. При этом оно не затронуло власть в целом. У Лаврова рейтинг повысился, причем с 10,5% — 5 мая до 13% — 19 мая. То есть это не является общим недоверием государству как таковому. Хотя у Медведева рейтинг свалился с 8,6% до 7,6%.
— С чем это связано? С пенсионной реформой?
— Это не результат пенсионной реформы, она уже отыграна. Это, я думаю, общее разочарование государством, властью. Люди понимают, что у них нет никакого будущего. Раньше оно было связано с Чемпионатом мира по футболу-2018, сейчас официально пустое — как у украинцев.
У людей отняли будущее и не объяснили, что будет дальше. А дальше будет то же самое или станет еще хуже. Хотя официальная пропаганда твердит, что у нас все лучше.
Дополнительный фактор то, что после майских праздников люди стали задумываться: а что у нас с деньгами на лето? А поскольку уровень жизни падает, то люди обнаружили, что денег на лето у них нет.
— Есть шанс, что рейтинг будет подниматься?
— Чтобы он начал подниматься, люди должны начать верить Путину. Если сейчас Зеленский обострит войну на Украине до состояния 2014−15 годов, так, что снаряды опять будут рваться на нашей территории и погибать наши жители, тогда, наверное, рейтинг Путина повысится, но не сильно и не намного, потому что принципиальная разница между российскими и украинскими олигархами невелика. Там они людей живьем сжигают, там террор. У нас нет террора, как там. Но у нас многие миллионы людей с трудом сводят концы с концами, влачат жалкое существование. Так что разница количественная, а не качественная.
Если господин Путин хочет в не экстремальной ситуации повысить свой рейтинг, то он должен проводить политику, направленную на нужды России, а не кого-то еще. Но Путин сложился в качестве государственного деятеля в окружении Собчака. А какая при нем была социальная политика, какое развитие?
Если бы он мог теоретически себе представить, что можно развивать свою страну как это делают немцы, японцы, китайцы, поляки, в конце концов, думаю, он бы это делал, потому что есть, в конце концов, инстинкт самосохранения. Но он, на мой взгляд, просто не может себе это вообразить.