Россия после пяти лет отсутствия вернулась в ПАСЕ. Возвращение российской делегации, как полноправного члена это структуры, состоялось 25 июня в Страсбурге вовремя юбилейной сессии организации. За возвращение России проголосовали такие влиятельные европейские государства как Франция, Германия, Австрия, Италия, Испания, Турция. Среди тех, кто был против, стандартный набор из стран с ярко выраженной русофобской, проамериканской позицией – Польша, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Украина, Великобритания и Швеция.
Мы попросили прокомментировать эту новость постоянного участника Изборского клуба, писателя, лидера общественного движения «Партия Великое Отечество» Николая Старикова.
— Николай, как Вы отнеслись к результатам голосования и насколько, на Ваш взгляд, целесообразно участие России в работе этой организации, учитывая непростую историю взаимоотношений?
— В целом, я хочу сказать, что России в ПАСЕ делать нечего. Я считаю, что России не нужно членство в этой организации, тем более, что это несет за собой целый ряд обременений: это уплата больших взносов, постоянные нападки в наш адрес, мораторий на смертную казнь. Членство в этой организации нам совершенно не нужно, однако, есть стратегическая линия и вот это она, а есть тактическая и судя по тому, что в последнее время Франция, Германия и другие страны Европы резко стали приглашать Россию вернуться в ПАСЕ. А сопротивление этому оказывает проамериканская часть Европы в виде Польши, Прибалтики, Грузии, Украины, речь идет вовсе не о членстве в организации, а о нечто большем. На мой взгляд, между Москвой, Берлином и Парижем достигнута определенная закулисная договоренность о строительстве газопровода «Северный поток – 2» любой ценой. В рамках этой договоренности, необходимо определенное информационное сопровождение этого проекта, для того, чтобы американцы не могли его затормозить, и никакая Дания не сделал ввод этого газопровода в эксплуатацию в более поздние сроки, чем это необходимо. Мне кажется, что сегодняшняя ситуация связана именно с этим. Поэтому моя позиция такая: вернуться на наших условиях в ПАСЕ, достроить газопровод «Северный поток-2», через некоторое время на нас опять начнут нападать, после чего выйти из этой организации и забыть про нее, как страшный сон.
— На Ваш взгляд, можно ли говорить о том, что в Европе, если принять Ваш тезис о закулисных договоренностях России с Францией и Германией, формируется некое подобие антиамериканской коалиции?
— Давайте не будем выдавать желаемое за действительное. Никакого антиамериканского блока в Европе сегодня быть не может. Может быть небольшая антиамериканская фронда на основе экономических интересов, что мы на фоне строительства «Северного потока-2» и наблюдаем. Так что, не будем тешить себя иллюзиями, будем решать тактические задачи с Европейскими партнерами.
— Глядя на реакцию украинской делегации, которая демонстративно покинула заседание ПАСЕ после принятия решения о возвращении российской делегации в эту структуру, насколько, на Ваш взгляд, может измениться политика Франции и Германии, как одних из гарантов выполнения Минских договоренностей, по отношению к Украине, учитывая тот факт, что именно Франция и Германия были во многом инициаторами возвращения в ПАСЕ России?
— Ни на сантиметр не изменится позиция Берлина и Парижа в отношении Украины. Она будет точно такая же прокиевская и антироссийская, более того, она может даже еще более усугубиться, чтобы никто не имел возможности на фоне форсированного строительства «Северного потока-2» сказать, что Париж и Берлин вступили в сговор с русскими. Наоборот. Их позиция на этом фоне будет еще более жесткой.