Национальный банк Грузии оценил потери туриндустрии Грузии, связанные с сокращением туристического потока в эту страну из России, в 300 миллионов долларов. Эксперты говорят, что эта цифра в реальности может быть гораздо выше и доходить до 700 миллионов долларов.  Кроме того, ситуация может сказаться и на курсе национальной грузинской валюты. «Данный внешний шок отразится на платежном балансе и, соответственно, на курсе лари» – сказано в заявлении национального банка. В четверг курс лари по отношению к доллару достиг исторического минимума и составил 2,847 лари за одни американский доллар.

Сложилась ситуация, при которой грузинские власти, идя на поводу у своих американских партнеров, де факто своими руками довели экономику страны до очень серьезных проблем, но, тем не менее, продолжают делать все, чтобы отношения с Россией, которая по многим показателям является один из главных источников дохода грузинского бюджета, не восстанавливались в нормальном русле. В угоду США, Грузия поставила себя в очень трудное положение. Как долго эта страна сможет балансировать между русофобией и экономическим коллапсом? Об этом мы спросили экономиста, постоянного участника Изборского клуба, Михаила Делягина.

В Грузии экономика уничтожена, в ходе ее западной переориентации, а в нынешнем состоянии ведения натурального хозяйства, Грузия может держаться сколь угодно долго, просто потому, что там есть бизнес, который ориентирован на туристов, а большинство людей живет совершенно в непредставимых для нас условиях. Непредставимых даже для российских ПГТ (поселок городского типа – прим. редактора). Простой пример, во многих грузинских многоэтажках платный лифт. Т.е. чтобы подняться на лифте, нужно заплатить деньги. Если вы не заплатите, вы будете идти пешком. Мы этого себе вообразить не можем, а для Грузии это норма, это реальность повседневной жизни.

Поэтому из Грузии бегут все, кто может оттуда бежать. Экономический ущерб зависит от того, какими будут ответные санкции России, и будут ли они вообще. То есть мы грузинское вино запретим поставлять в Россию или грузинскую чачу, или нет? Переводы денежные из России в Грузию запретим или нет? Это вопросы открытые, но я думаю, что поскольку российское государство занимает четкую антироссийскую политику, и политика государства мало чем отличается от риторики властей Грузии, я думаю, что серьезных мер никаких не будет. Но это не важно, потому что в Грузии идет восточноевропейский тип интеграции с Западом, когда экономика уничтожена, она не имеет никакой роли вообще, существует на уровне мелкого обмена, ну, как в Болгарии, а политическая элита получает свои деньги напрямую от Запада и ей плевать, что происходит со страной, они к Грузии имеют не большее отношение, чем к Европе.

Они сколько угодно могут говорить о патриотизме, но поскольку нет экономики, опираться им не на что, поэтому они опираются на Запад. Даже если все грузины вымрут с голода, на грузинскую государственность это не окажет ни малейшего влияния.

Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...