Мы продолжаем разговор о событиях в Гонконге с известным востоковедом, руководителем аналитического центра «Русская мечта и китайская мечта» Изборского клуба, Юрием Вадимовичем Тавровским. Юрий Вадимович буквально на днях вернулся из Китайской народной республики, и мы не могли не поинтересоваться о том, что говорят о ситуации в Гонконге китайские эксперты, какие прогнозы они делают и насколько события в этом административном округе доминируют в общественном и информационном поле КНР?
— После продолжавшегося несколько недель замалчивания событий в Гонконге китайские СМИ открыли шквальный огонь по демонстрантам. При этом акцент делается на их эпизодические контакты с иностранными консульствами в Специальном административном районе Сянган (так на официальном языке именуется Гонконг), на подстрекательскую деятельность западных СМИ.
Судя по моим недавним беседам в Пекине с экспертами-русистами и молодыми волонтерами на Международной книжной ярмарке, в китайском обществе доминирует отрицательное отношение к гонконгским «бузотерам».
Им ставят в вину попытки нарушить единство китайской нации, территориальную целостность, открыть перед Западом уязвимые места Поднебесной в условиях начавшейся «Новой Опиумной войны». Существует также мнение, что в Гонконге за много поколений колониальной власти Британии сформировалась особая группа людей, выглядящих как китайцы и владеющих местным диалектом китайского, однако усвоивших традиции компрадорства, посредничества колонизаторов с туземцами, прислуживания английским хозяевам. Эта традиция превратила их в полу-китайцев-полу- англичан. Они придерживаются английского образа мышления и поведения, они разделяют западные религиозные учения и политические ценности. Даже предательство бывшими хозяевами, вернувших 1984 году Гонконг Китаю, не поколебало их верность Лондону. Для коренных гонконгцев до воссоединения было типичным брезгливое отношение к соотечественникам с «материка», перебегавших в поисках лучшей жизни через пограничные укрепления, готовых работать в поте лица на любых условиях за гроши. Да и после возвращения «в лоно Родины» контраст между «коренными» и «понаехавшими» был разителен. Однако по мере возникновения в Китае прослойки богачей их присутствие в Гонконге стало менять привычное распределение ролей. Нувориши с континента стали скупать квартиры и виллы, доли в банках и предприятиях, посылать своих детей в лучшие школы и университеты. Выросли цены, стало меньше социальных лифтов для молодежи. «Новые хозяева жизни» с материка зачастую ведут себя вызывающе, жестко, подминают местные бизнесы и их хозяев. Крайне отрицательную роль стали играть толпы туристов из КНР, которые принадлежат, как правило, к низшим прослойкам общества и ведут себя соответственно на улицах и в магазинах. Раздражение «понаехавшими» уже выливалось наружу во время волнений 2014 года. Однако на сей раз недовольство сложившейся ситуацией стали открыто проявлять не только студенты, но и сотни тысяч служащих частных и государственных учреждений, предпринимателей, деятелей образования и культуры.
Спусковым крючком волнений стал законопроект о выдаче в Китай преступников, не попадавших до сих пор в сферу полномочий китайского правосудия. Вскоре, правда, об этом быстро отозванном законопроекте забыли, и волнения продолжались уже без четких требований. Массовые, но поначалу мирные манифестации были использованы для развертывания классической цветной революции. Появились поначалу малочисленные группы бунтовщиков, устроившие погром в здании местного Законодательного совета. Вслед за этим были парализованы линии метро, подземный тоннель, а затем очередь дошла и до Международного аэропорта, одного из трех самых крупных в Восточной Азии.
За всеми этими действиями чувствуется опытная рука и изобретательный «мозговой штаб». Доказательств прямой связи бунтовщиков с Великобританией, оставившей в Гонконге немало «агентов влияния» (и обычных агентов), пока маловато. Но стоит только задать классический вопрос римского судопроизводства «qui bono?» — «кому это выгодно?», как ответ будет на поверхности.
События в Гонконге являются очередной «цветной революцией», предпринятой на сей раз ради сдерживания Китая. Торговая война, антикитайская кампания в мировых СМИ, перекрытие каналов обмена технологиями, поставки оружия на Тайвань — это составные части общей стратегии надвигающейся на Поднебесную «холодной войны». Цветная революция еще не достигла своей кульминации. Боюсь, что впереди Гонконг и весь Китай ждет трагическая стадия — «принесение сакральной жертвы». Вспомним Киев, Тунис, Москву… В ходе очередного столкновения с полицией от руки провокаторов погибнет один или несколько человек. После этого на улицы Гонконга снова выйдут миллионы людей. Не исключено, что волнения могут перекинуться и на студенческие городки Пекина, Шанхая, соседнего с Гонконгом Гуанчжоу и Шэньчжэня.
Китайское руководство изо всех сил подталкивают к жестким мерам. До сих пор, исходя из установки «одна страна – две системы», Пекин не вмешивался в надежде на самостоятельность гонконгской администрации. Эта администрация во главе с нерешительной и не очень подготовленной к кризисным ситуациям госпожой Кэри Лам не пресекла в самом начале действия погромщиков в здании Законодательного собрания. Прозападные иллюзии в политическом классе и, похоже, даже в полиции Гонконга все еще живы и дают о себе знать. Все это приближает прямое вмешательство Пекина в обеспечение безопасности гонконгцев и территориальной целостности Китая в соответствии с Конституцией КНР, Основным законом Специального административного района Сянган и Законом КНР о борьбе с сепаратизмом.
Вынужденные жесткие меры против бунтовщиков будут пользоваться поддержкой подавляющего большинства китайцев и определенной части самих жителей Гонконга, уставших от нарушения привычного образа жизни, опасающихся утраты роли Гонконга в мировых финансовых и транспортных цепочках. Однако такие действия будут использованы англо-американским альянсом и всем Западом для омрачения исполняющегося 1 октября 70-летия образования КНР, для введения против Поднебесной новых торговых санкций и иных ограничений.
Кульминация гонконгской трагедии приближается с каждым оставшимся до 1 октября днем.
Беседовал Дмитрий Борисенко