1 сентября в России ассоциируется обычно с Днем знаний и началом учебного года. Однако в мировой истории эта дата оставила другой след. Ровно 80 лет назад началась Вторая мировая война, наибольшие потери в которой понес Советский Союз, спасая человечество от движущейся из Германии нацистской военной машины.
Казалось бы, в течение жизни нескольких поколений уже разрешены все политические, исторические и геополитические споры. С 1 сентября 1939 года изменилась и карта Европы, и альянсы, и линии напряжения мировой политики. Однако наши польские друзья, будто бы оправдывая высказанное в их адрес Александром Пушкиным определение, кичливо и гордо продолжают настаивать на своем видении истории.
Так, польские власти вновь потребовали от Германии выплат репараций за нанесенный в ходе войны ущерб. Об этом заявил польский премьер Матеуш Моравецкий на проходящих в Варшаве памятных мероприятиях. Также о планах выставить Берлину счёт ранее сообщал и президент Анджей Дуда: «Почти 6 млн польских граждан были убиты, наши города были в руинах, наша столица полностью разрушена. Большинство убитых были невинными гражданскими лицами».
Ситуация немного прояснится, если взглянуть на саму стилистику мероприятий и список приглашенных гостей. Власти Польши демонстративно не пригласили на них Россию, но приняли представителей стран НАТО, ЕС и Восточного партнёрства.
Дело в том, что нынешнее политическое руководство Польши движется в фарватере евроатлантической политики, саботируя любые российские экономические инициативы и возводя русофобию в статус национальной идеологии. Особенно Варшава упорствует в этом с 2017 года, когда в Сейме была создана рабочая группа по вопросам военных репараций. Она оценила размер ущерба почти в 1 трлн. долларов. По мнению польских политиков и экспертов, соглашение 1953 года, согласно которому Польша отказывалась от репараций, было якобы подписано под давлением СССР.
Так почему же Польша больше полувека предпочитала дипломатично обходить этот вопрос стороной, сохраняя относительно дружеские отношения с ключевой экономикой Евросоюза – Германией? На деле данная кампания носит скорее демонстративно-информационный характер и направлена, во-первых, на избирателя – этой осенью состоятся парламентские выборы и политики правящей партии «Право и справедливость» соревнуются, кто громче защитит национальные интересы Польши.
Во-вторых, это вопрос пресловутой «евроатлантической солидарности», поскольку Польша вот уже много лет служит распределительным хабом финансовой поддержки на гуманитарные программы из Вашингтона. Из Варшавы финансируются проекты «исторической памяти» на Украине, в Прибалтике и даже в Грузии. «Злая» внешняя политика Польши стала тем более актуальной в связи с конкуренцией между США и Россией за газовый рынок Европы. В этой борьбе, как известно, Германия и Россия остаются по одну сторону баррикад, а США, Польша, Украина и Дания – по другую. Тема репараций и обвинений сразу ФРГ и России пришлась поэтому очень кстати.
Однако в этот раз «кичливый лях» вряд ли добьется своего. У выдвигаемых претензий попросту нет юридических оснований. А если уж поляки борются за историческую справедливость, то должны вернуть немцам территорию, принадлежавшую Германии до Второй мировой. Отдавать свои территории в пользу Литвы и Чехии тоже никто из польских патриотов не собирается.
В итоге несоразмерная амбициозность и отдаленность «Дяди Сэма» может дорого обойтись современной Польской Республике – и дай Бог, только в экономике.