Десятого января уже этого 2020 года в вечернем информационном выпуске НТВ был показан странный репортаж. Он был посвящен бывшему заместителю председателя Гостелерадио СССР Валентину Лазуткину, которому исполнилось 75 лет.
В 22 года, в 1967 году, он оказался в Комитете Молодежных Организаций СССР, некогда созданном на основе Антифашистского комитета советской молодёжи. Чем занимался пять лет с момента окончания школы до перехода на эту работу – в официальных биографиях не упоминается, но попасть в КМО СССР, тем более, не имея высшего образования, обычно можно было, только активно проявив себя перед этим на освобожденной комсомольской работе. Довольно быстро возглавил отдел печати и информации того же КМО. Работал там до 1973 года, когда параллельно окончил экономический факультет МГУ. То есть учился не на дневном отделении, а, учитывая место работы – не учился, а автоматически переводился с курса на курс.
И сразу же по окончании, в 1974 году, по знакомству попал на телевидение, где также сразу возглавил отдел развивающихся стран Главного управления внешних сношений (ГУВС) Гостелерадио СССР.
Золотая советская молодежь. «Позвоночные» социализма.
Через год стал заместителем начальника, затем – начальником Главного управления. Все время работал в контакте и на зарубежные телерадиокампании. Среди прочего – занимался обеспечением организации и проведения Олимпийских игр в Москве. После Олимпиады попал в Академию Общественных наук при ЦК КПСС, где «проучился» до 1983 года и оброс связями на высшем партийном уровне, одновременно с 1981 года занимая должности члена Коллегии и Заместителя председателя Гостелерадио СССР.
Стал кандидатом философских наук, причем, судя по названию диссертации «Совершенствование пропаганды реального социализма на развивающиеся страны», не просто «философских», а по специальности «Теория научного коммунизма». Специалист по пропаганде достижений развитого социализма…
В круг обязанностей как заместителя председателя входил предварительный просмотр телепрограмм с дальнейшим решением о запуске их в эфир или, наоборот, закрытии. По сути – главный цензор советского телевидения эпохи 1980-х….
В августе 1991 года отдал приказ о закрытии парткомов в системе Гостлевидения – то есть одним из первых выполнил антиконституционный летний Указ Ельцина о «Департизации предприятий» — это еще до приостановки деятельности КПСС в РСФСР.
Причем делать всю эту карьеру в 1970-80-е годы он мог, только являясь членом КПСС. То есть – в собственной организации, которой руководил, запретил деятельность партии, в которой состоял и сохраняя лояльность и преданность которой, делал карьеру. Но тут стало ясно, что теперь делать карьеру нужно по-другому, предавая свою партию – и он, не раздумывая, ее «прошакалил»: перебежал к тем, вести идеологическую и информационную войну с кем должен был по прежней «политической присяге» и по политической должности.
И не прогадал: в 1990-е годы остался при должностях, продолжал возглавлять заменившее Гостелерадио «Останкино»: первый заместитель председателя РГТРК «Останкино». С декабря 1993 — первый заместитель руководителя Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию. Дал зеленый свет НТВ и «Культуре».
В том же 1993 году поддержал антиконституционный переворот, нарушил Конституцию и организовал информационную блокаду законных органов власти РФ. В награду в марте 1995 года получил должность руководителя Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, занимал ее до мая 1998 года, кануна дефолта. В 1996 году был организатором телевизионной поддержки избирательной кампании Ельцина, искажения в телепрограммах образа более популярного его конкурента на выборах Геннадия Зюганова и, в итоге – содействовал общей фальсификации хода президентской избирательной кампании в России.
Всегда был за тех, кого считал более сильным и более выгодным для своей карьеры. Всегда предавал тех, кому служил вчера – и переходил на службу к тем, кого видел победителем завтра.
В репортаже НТВ, посвященном его 75-летнему юбилею, ни о чем этом не говорилось. Торжественным речитативом твердилось, какой он выдающийся профессионал, и о том, какую выдающуюся роль он сыграл в «информационном провале ГКЧП» 19 августа 1991 года, когда поставил в эфир программы «Время» в 21.00 снятый одним из противников конституционного строя журналистом Медведевым репортаж о вытуплении Бориса Ельцина с призывом к противодействию чрезвычайным антикризисным мерам руководства СССР и установкой на совершение государственного переворота.
По существу, сторонникам разрушения страны была дана почти инструкция, что им делать для содействия перевороту и где собираться для поддержки его организаторов.
В том, что делал на протяжении своей карьеры Валентин Лазуткин, можно найти разные моменты и дать разные оценки разным эпизодам его жизни. Но НТВ в своем репортаже выделило лишь два главных момента.
Что именно он выдал регистрационное свидетельство самому старому НТВ – как не упомянуть о заслугах перед самими собой.
И что именно он оказал чуть ли не решающую информационную поддержку государственному перевороту августа 1991 года, приведшему Бориса Ельцина к власти, сорвавшего попытку преодолеть политический и экономический кризис в стране.
Результатом стало разрушение СССР, охарактеризованное позже Владимиром Путиным как «величайшая геополитическая катастрофа 20 века», Результатом стал экономический коллапс России в 1992-93 годах, от которого она не оправилась еще до сих пор. Обнищание и смерть, в том числе и от голода, минимум полутора десятков миллионов граждан страны, гибель целых отраслей промышленности, гражданские войны, включая нынешнюю гражданскую войну на Украине.
Отмечая юбилей Лазуткина, НТВ явно хотела прославить его и его «гражданское мужество».
В результате – напомнило всей стране про одного из тех, кого она имеет все основания считать виновным в своей катастрофе. И того, кто, с юридической точки зрения, является никем иным, как государственным преступником, вполне заслужившим смертную казнь – впрочем, не применяющуюся в России. Вполне заслужил считаться таковым, но не может быть назван таковым, потому что преступником, даже являясь им, не может быть назван никто, не названный так судом, а суда быть не может, потому что все участники событий августа 1991 — октября 1993 года, к сожалению, амнистированы в 1994 году решением Государственной Думы.
Юридически Лазуткин и такие, как он, амнистированы. Морально – они продолжают оставаться предателями и шакалами, предавшими и разрушавшими свою страну, делавшими свою карьеру и благоденствие на смертях миллионов людей и заслуживающими одной памяти – памяти брезгливости. Как любые предатели и шакалы.