Из тех изменений, которые были озвучены, я не вижу приближающихся перемен. Нет оснований делать какие-то выводы из-за одного замененного премьер-министра. Все то, что говорит Путин о задачах, которые стоят перед будущим правительством, не особо касается внешней политики, а значит никаких перемен отсюда не вытекает. Учитывая его реакцию на попытки пересмотра итогов Второй Мировой войны, а это связанные вещи, можно сказать, что руководство России явно не намерено отступать от прежнего курса в вопросах внешней политики. Тем более с одной стороны, вроде бы, накоплено достаточно крупных ресурсов, с другой – считается, что Россия адаптировалась к внешнеэкономическому давлению, и это уже не является серьезной проблемой.

В целом говорить об изменениях в правительстве России нужно, отталкиваясь от послания Путина перед Федеральным собранием в комплексе. Задача укрепления как социальной составляющей, так и политической реформы, и назначение нового премьера, на мой взгляд, не стыкуется в полной мере по следующим причинам.

Социальные ориентиры, направленные на поддержание семьи и увеличение рождаемости, конечно, хорошие и правильны, но без решения еще двух моментов этого кажется недостаточно. Во-первых, чтобы дети вырастали нормальными, они не только должны знать, что их государство бесплатно кормило в школе, а иметь возможность гордиться своими родителями. Причем гордиться тем, что родители делают что-то достойное и особенное, а для этого необходимо создавать рабочие места – людей нужно обеспечить интересным трудом, чтобы они могли себя реализовать. Во-вторых, дети смотрят на своих бабушек и дедушек и знают итог – то, чего хотелось бы достичь в конце своей жизни. И когда они видят нищенские пенсии, то слова дедушки о том, что он всю жизнь работал честно, становятся неубедительными и не очень вдохновляющими.

Политическая реформа, сама по себе, разумна и правильна. Но принцип прохождения кандидатов в министры через Сенат ничего сверхэффективного не дал. Само по себе это нормально и неплохо, но неплохо для страны в линейном разрезе. Когда в целом все хорошо, идет плавное назначение руководящего состава устоявшимся способом и с четким отбором. Президент же поставил задачу сделать прорыв. Но решать через парламент, кто будет Курчатовым, а кто Королевым, по-моему, абсолютно бесполезное занятие. Тут стоит отметить еще один момент: если мы говорим о прорыве, то и возглавлять правительство должен человек «прорыва».

Назначенный премьер, как считается, великолепно наладил работу налоговой службы, что, конечно же, замечательно. Но это та самая линейная служба. Работу нужно будет поставить несколько иначе, по вертикали.

Забавно еще и то, как шумит Порошенко, говоря, что даже такие посылы – это почему-то агрессия в сторону Украины, а сайт «Миротворец» (запрещенный в России – прим.ред) уже занес Мишустина в свою базу. Для чего это сделано, не совсем ясно – может для увеличения популярности последнего в России.

Конечно, любые события в России стали политическим хлебом для вырождающейся элиты в Киеве: если завтра упадет метеорит, украинские политики заявят, что это испытание нового российского вооружения.

Конечно, в современных условиях российская внешняя и внутренняя политика связаны неким способом. И свою внутреннюю политику Россия вынуждена строить с учетом внешнего давления и общей ситуации, в которой она находится еще с момента разделения Советского Союза и в связи с положением у границ. Все мы понимаем, что если бы премьером стал Шойгу, то Киев сразу заявил бы о том, что Москва готовит марш на Киев. Хотя, безусловно, налоговая служба тоже может многое знать о том же Порошенко и ему подобных личностях.

ИсточникНовороссия
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...