М. Делягин:
— Здравствуйте! Мне очень приятно с вами общаться. Начнем мы с голосования, которое у нас стали вполне традиционным. Итак, было сообщено достаточно давно о покупке Сбербанка правительством у Банка России. Правительство – орган государственной и исполнительной власти, покупает его за два с половиной триллиона рублей. Мы все это обсудим. У меня вопрос. Какое впечатление это на вас производит? Если впечатление мошенничества на государственном уровне, как когда-то была праватизация, звоните. Если на вас эта покупка производит впечатление как нормальной правовое действие, звоните. Итак, голосование началось.
А у нас звонок от Ильи из Москвы.
— Здравствуйте! Вы начали голосование. Я считаю, что это абсолютно сто процентов мошенничество, которое не все видят.
М. Делягин:
— Почему?
— Доля Сбербанка, которая досталась Центробанку, она была, по сути, передана за один рубль. А сейчас Центробанк обратно отдает правительству за 9 миллиардов или сколько?
М. Делягин:
— Два с половиной, если совсем грубо, триллиона. Поскольку это осуществляется за доллары, это будет 44 миллиарда долларов. Если рубль ослабнет, это будет больше. Но это будет рыночная цена, надеюсь, если акции упадут, это будет дешевле. Как фишка ляжет.
И что? За один рубль купили, за два с половиной триллиона продали. По-моему, это мечта Чубайса. Он же у нас на свободе ходит. И всех жизни учит. Где же мошенничество?
Посмотрим, как будут голосовать люди.
Переходим к текущим новостям. У нас случились грандиозные драматические события. Это худшая неделя на многих рынках. Для американского рынка S&P, он существует с конца пятидесятых, Великую депрессию он не застал, для него эта неделя самая худшая за все время существования этого индекса с конца 50-х. Индекс Dow Jones упал за три дня на 11 процентов, причем, за последние торги упал более на 4,4%. Обычно, когда колебания составляют десятые доли процента, кто-то разоряется, а кто-то зарабатывает. Это интенсивное оживление. А вот сейчас -4,4%, точнее 42 сотых процента и в целом он упал за три дня больше, чем за 11%. И есть ощущение, судя по траектории, что он будет продолжать падать дальше.
Нефть подешевела тоже на 11%. Если сравнивать с началом января, когда она была на максимальном уровне 70 долларов за баррель, сейчас она еле цепляется за уровень 50 долларов за баррель. Фьючерсы уже проваливаются ниже. Она подешевела на 26,8%. Ослабел рубль, это естественно. И не скоро он будет стоит 61 рубль за доллар, по крайней мере, если в Америке не случится что-то совсем ужасное.
Все рынки пришли в движение. Возникла паника. Непосредственной причиной этого срыва стал коронавирус. В северной Италии появился очаг инфекции. Никто не знает, откуда он там взялся, хотят многие высказывают гипотезу о том, что США применили бактериологическое оружие в Китае, потом увидели, что китайцы как-то с ним справляются. И решили долбануть по своему второму основному конкуренту – по Европе. Но, я думаю, скорее всего, просто какой-то несчастный китаец с температурой 40 градусов где-то там сейчас прячется под каким-то мостом или в лесополосе, не желая идти в итальянскую больницу по понятным причинам.
Это страшно. При этом сама по себе коронавирусная инфекция, хочу подчеркнуть, да, заболевает теперь не только китайцы, вирус мутирует, хотя весьма умеренно. Да, как говорят специалисты, это очень необычный вирус, потому что не возникает иммунитета к нему. Переболевший им человек тут же может заболеть второй раз, так говорят специалисты. Это можно истолковать как свидетельство искусственного происхождения этого вируса. То, что мы видим, умирают люди с ослабленным подорванным иммунитетом. Пожилые, с серьезными хроническими заболеваниями. Почему в Италии такой всплеск смертей? В Италии, в отличие от Китая, серьезная нормальная медицина и, как я понимаю, люди с теми или иными проблемами со здоровьем, все равно живут достаточно долго. Безусловно, это не означает, что мы должны выдохнуть, потому что среди нас тоже много людей с хроническими заболеваниями. Но эти люди должны понимать, что они в зоне риска. Пока у нас коронавирус еще не вырвался на свободу, думаю, при качестве нашего госуправления, когда из этого круизного лайнера, который у берегов Японии, был превращен в фабрику по заражению людей под видом карантина, там 24 было наших, больше половины находится на карантине во Владивостоке и в Казани. 1 человек путешествует по Японии. И где находится 7 человек, не знает никто. Это ярко свидетельствует о качестве управления.
С другой стороны, ситуация такова, что пока делом занимается МЧС, в принципе, все в порядке. Когда вопрос переходит к Минздраву, давайте будем смотреть правде в глаза. Это те самые люди, которые последовательно и целенаправленно осуществляли разрушительную либеральную реформу здравоохранения. Они превратили здравоохранение в здравозахоронение с большим количеством исключений. Это люди, которые титаническими усилиями добились того, что даже в Москве крайне сложно получить медицинскую помощь, потому что нужно попасть к специалисту, а для этого надо быть очень здоровым человеком. И не сразу это можно сделать, если мы говорим о государственной медицине, которую при Собянине сократили совершенно радикальным образом. В частной медицине вы идете и обычно попадаете к человеку, который просто выжимает из вас деньги. И там, и там есть хорошие специалисты, плохие специалисты – жертвы ЕГЭ. Даже в Москве с этим проблемы. Я вернулся вчера из Алтайского края. Обеспеченность врачами там низкая. На селе, как мне шепнули, 28%. А если коронавирус? Если что-то серьезнее коронавируса? Мы понимаем, что большинство болезней наиболее серьезные, чем коронавирус.
Коронавируса бояться не надо. И точно так же пока не надо бояться экономической катастрофы. Надо предпринимать усилия, направленные на рост иммунитета как во время обычной эпидемии гриппа.
Есть еще некоторые проблемы, связанные с коронавирусом. Почему все рынки посыпались? Не только потому, что новый очаг в северной Италии. Южная Корея и Иран, в принципе, всем не очень значимы. Италия – это удар по всем. Германия уже объявила о том, что они стоят на пороге эпидемии. Я чего-то не слышал, чтобы наши ограничили авиационной сообщение с северной Италией, как они сделали с Китаем, пусть и с опозданием, с Южной Кореей и с Ираном. Это делать необходимо, на мой взгляд. Но нужно понимать, что у нас полностью уничтожена… У нас и при советской власти была не очень развита фармацевтическая промышленность, но ее уничтожили еще сильнее. Мы сегодня, как народ, являемся полигоном для глобальных фармацевтических компаний по испытанию часто непроверенных лекарств. Когда за российскую разработку выдается израильская, человек лечится от псориаза и не знает, что это экспериментальное неотработанное лекарство. И имеет мелкую побочную специфику. Он стимулирует суицидальные намерения. Это очень сложная и опасная сфера. И если сейчас кто-нибудь изобретен вакцину от коронавируса, хотя по понятным причинам, скорее всего, ее разработать не удастся, потому что не возникает иммунитет, но это может быть не подтвержденная информация, если лекарство сделают, скорее всего, производить мы его не сможем. И купить не сможем, потому что другие страны будут раскупать, а страны-производители будут направлять его, в первую очередь, на внутреннее потребление. Это ужасная ситуация. Если не могут наладить производство медицинских масок! Китайцы просто глумятся над нами!
У нас звонок от Валентины из Москвы.
— Да. Здравствуйте! По поводу Сбербанка. Когда у меня дочь проходила процедуру банкротства, у нее должны были списать 850 тысяч. Итого пришла смс: после процедуры банкротства было списано 46 миллионов.
М. Делягин:
— Ничего себе! Это как это?
— Мне хотелось туда позвонить и спросить, что это за смс, но почему-то она внезапно пропала у нас с телефона. И после этого я думаю, что это очередная афера. Очень выгодно банкротить и под это деньги с людей списывать огромные!
М. Делягин:
— Я не понял… Конечно, приятно, что есть люди, которые могут спокойно заплатить 45 миллионов, ну, ладно. Как-то да, душевно. Это, скорее, компьютерное мошенничество, не факт, что смс из Сбербанка приходило.
У нас еще звонок. Василия, здравствуйте!
— Я по поводу медицины. Республика Марий-Эл. Мне надо супруге было лечь в больницу. Она пошла в городскую поликлинику, чтобы взять направление. Она целый день в четвертой поликлинике открывала только карточку! Целую неделю она сдавала анализы, чтобы ей дали направление. О какой медицине можно вести речь? Человек за неделю может умереть двадцать раз!
М. Делягин:
— Не говоря о том, что при некоторых заболеваниях речь идет не на дни, а на часы. Василий сейчас привлек наше с вами внимание к важной вещи. Не просто человеку мытарили по разным бюрократам. Его еще заставляли сдавать анализы и так далее. Даже если он сам за анализы не платил, это за счет государства. У нас умудрились объединить либеральные реформаторы худшие черты платной медицины с худшими чертами бесплатной. Что самое страшное в платном здравоохранении? Из людей сосут деньги, навязывают им виды лечения, которые им не нужны, а то и вредны. В платной клинике простые анализы делают за полдня, сложные – день, какие-то два дня максимум. А очень часто эти анализы и не нужны. Понятно, какой диагноз. Это делают даже чтобы не из человека вытащить деньги, а из бюджета. И человек сам не платит, думает, что все нормально и честно. Еще государству спасибо говорит за заботу. А потом становится инвалидом. Или его вылечивают, но за сумму в десятки раз больше, чем это стоит на самом деле. Это катастрофа, которую нельзя простить организаторам этого здравоохранения!
Не могу не прочитать сообщение. «Город Ижевск. Отцу 83 года. Температура 38,5. Инвалид первой группы по зрению. Вызвали «Скорую», сказали, неизвестно, когда приедут, много вызовов. Вызвали в 14.00, сейчас в Ижевске 19.00 – никого». Вот как работает «Скорая» в столице Удмуртии! Не в райцентре, не в селе!
Да, вы правы, вы пишете: «Еще и перекись в нос помогает для повышения иммунитета». Защита от вирусов. Хозяйственное и дегтярное мыло лучше. И камфарный спирт. А вот хреновуха не сработает, потому что даже китайцы сами говорят, чтобы стимулировать организм от коронавируса, должно быть больше 55 градусов, а такие напитки в значимых масштабах пить нельзя.
У нас звонок от Владимира из Саратова.
— Здравствуйте! Вы, вероятно, помните, как Мишустин в начале февраля давал рекомендации банкам России, как уменьшить процентную ставку по кредитам.
М. Делягин:
— По ипотеке.
— Теперь, если Сбербанк перейдет в его руки, вот он может нам показать на практике все свои рекомендации и претворить их в жизнь. Я считаю, что Сбербанк правильно переходит в руки правительства. Вон Герман Греф довел доходность Сбербанка почти до триллиона рублей в прошлом году. Снизить процентную ставку по кредитам, уменьшить доходность, чтобы не грабить население. И довести доходность до 3.4% в год.
М. Делягин:
— Спасибо. Только маленькая поправочка. Все это было очевидно еще двадцать лет назад. Еще тридцать, на самом деле. Сбербанк все это время был государственным. Да, товарищ Мишустин не имел возможности им руководить. Другие товарищи руководили, в том числе, действующий президент. Формально банк России не подчиняется президенту, но по опыту могу сказать, что рекомендации президента страны руководство банка России выполняет значительно лучше, добросовестнее, надежнее и быстрее, чем прямые приказы президента выполняет правительство. Причем, это не зависит от того, кто является президентом, главой правительства, главой Банка России. Это такая некоторая институциональная особенность в нашем государстве, даже в нашем обществе. Мы просьбы выполняет лучше, чем приказы.
Если бы кто-то всерьез хотел снизить процентную ставку по кредитам хотя бы одного только Сбербанка, это можно было бы сделать и до этого. Перекладывание Сбербанка из одного кармана в другой на ситуацию не влияет.
Замечательное сообщение от 288: «Наверное, суд должен определить, мошенничество это или нет. А наше мнение никто не спрашивает». Я понимаю, что для вас, дорогой коллега, я, наверное, никто. Но я ваше мнение спрашиваю. И буду рад, если вы его скажете.
У нас звонок от Василия из Москвы.
— Добрый вечер! У нас два года назад прыгнул курс в полтора раза. Почему, отчего, как это влияло на экономику, никто не объяснил. А ведь деньги изымаются у нас. Запад получает в полтора раза дешевле природные ресурсы. У нас остается в полтора раза меньше денег. И западные страны могут воспользоваться теми благами, что есть в России.
У нас не может не вызывать и сегодняшнее действо определенной сферы. Второй раз так валюты не будут ронять, теперь за этим смотрят. Нашли другой способ, потому что Центробанк сегодня – инородное тело у нас в стране. Понятно, что просто отсасываются средства в таких объемах. Это просто искусственное мероприятие.
М. Делягин:
— Понял. Спасибо.
Продолжаем. По поводу воссоединение с Крымом американские пропагандисты писали, что не так все однозначно. Это правда. Пишет 3683: «Не знаю, может, я другом государстве живу, супруге сделали операцию по ОМС на позвоночнике. Очень сложную. Даже устроили конкурс среди ведущих медцентров страны. Быстро и качественно. Хотите узнать, где? В Тюмени». У нас есть очень много хорошего в системе здравоохранения. Восхитительные врачи. У нас ситуация с организацией здравоохранения, действительно, улучшилась. Конкурс среди ведущих центров страны, чтобы сделать операцию, вот видите. Помните, когда не хватало квот ни на что? Пару лет назад проблема начала решаться, года полтора назад ее вроде бы решили. Я тоже с этим сталкивался.
Но это не должно быть чем-то, что вызывает восхищение. Это должно быть нормой. Я по стране езжу много. И это, уважаемый коллега из Тюмени, исключение. Может, у вас там след Собянина, еще что-то.
У нас звонок от Павла из Чувашии.
— Здравствуйте! Мое отношение к переходу сводится к тому, что я думаю, что этот переход очень сильно определяется личностным отношением тех людей, которые определяют отношение внутри государства.
М. Делягин:
— Вопрос?
— Мне было всегда интересно, есть ли в правящих кругах России люди, которые могут с уверенностью сказать, что их моральный облик настолько высок, что они могут сделать этот переход, не обремененный коррупционными схемами?
М. Делягин:
— Сергей Юрьевич Глазьев, Андрей Рэмович Белоусов – к нему есть претензии, что он не очень хороший аппаратчик и не всегда борется, а иногда предпочитает брать оппортунистическую линию, но он абсолютно убежден, не замаран никакой коррупцией. Я его лично помню, правда, с давних времен, но тем не менее. У него отец выдающийся советский экономист. Это человек, который сейчас первый вице-премьер. Да, он не будет идти поперек либерального курса, но он чист в плане коррупции.
Могу назвать людей поменьше, на более низком уровне, но я боюсь, что я им этим сильно наврежу. Извините, не буду.
Нам пишут: «Михаил, вы хороший экономист, но не врач, не судите о том, чего не знаете». Совершенно верно, я не врач. Поэтому то, что говорю, это то, что мне говорят не менее пяти врачей, друг с другом не связанные. Они это говорят.
У нас звонок от Артура из Москвы.
— Здравствуйте! Сделать обратно тариф бюджетной сетки не реально.
М. Делягин:
— Почему? Кто мешает?
— Я-то за то! Это можно или нет? Почему это не делается?
М. Делягин:
— Это не делается, потому что это позволяет руководителю бюджетной организации выписывать себе зарплату по потребностям, своему ближнему кругу, а всем остальным по остаточному принципу. Да, от этого дело страдает, но людям приятно быть богатыми. И они со своими друзьями в органах государственной власти, общаясь, убеждают из в том, что нужно избавиться от проклятого социализма. От избыточного государственного регулирования. От защиты трудящихся. Поскольку в целом идеология этого государство ново-феодальное, еще бы крепостных душ по сто пятьдесят и все хорошо. И мы видим то, что происходит. А ввести бюджетные сетки, да, их сложно разработать, но есть организации, которые с советских времен не изменились. С полочки старое возьмите и примените. А новое? Сколько нужно, чтобы разработать? Полгода тщательной научной проработки. Без научной проработки квартал. Дальше квартал испытаний, смотреть, как это идет. И еще три квартала доработать и вперед.
У нас звонок от Константина их Перми.
— Столкнулся с проблемой. Родственник инвалид первой группы, начали оформлять это все. Наше государство платит ухаживаюшему 1200 рублей в месяц, но он не должен работать, быть предпринимателем, не состоять в Центре занятости, не быть пенсионером и не быть работающим пенсионером. Человек должен жить месяц на 1200 рублей. Как это? И в Пенсионном фонде подписывается бумага, что если вы обманете, то будете привлечены по статье «мошенничество».
М. Делягин:
— Это людоедство в чистом виде, которое было сделано либеральными реформаторами осознанно, цинично и спокойно.
Артем из Питера, вы в эфире.
— Здравствуйте! Вы знаете, что пособия, которые Путин назначил от полутора до трех лет, от трех до семи, они выплачиваются из маткапитала?
М. Делягин:
— Они выплачиваются не из бюджета? Из материнского капитала.
— Да. И эта тема нигде не поднимается, не муссируется. То ли Путин об этом не знает…
М. Делягин:
— Спасибо, я об этом не знал. Я понял. Я слышал какие-то разговоры на эту тему, но не мог себе это вообразить. Пособие, по сути, это то, что платит государство из бюджета. Если оно из маткапитала, то просто это деньги можно потратить чуть раньше. Но это тоже производит впечатление мошенничества. На мой взгляд. Когда мы рассказываем, что это материнский капитал, на самом деле, это пособие.
Что я могу сказать? От мошенников странно ждать чего-то другого.
Вот пишет 2958: «По поводу медицины. Регистраторы выбытия сырые, постоянно теряют сеть, отпуск, рецепты. Из-за этого затягивается. Личный кабинет сырой и не доработанный. Нужной информации быстро не найдешь. Нужные фильтры отсутствуют. Запланированные регламентные работы посреди белого дня, когда вся страна должна заниматься отпуском лекарственных средств, просто бесит».Формально все компьютерно, хорошо и замечательно. А реально просто распилили деньги и какие-то студенты на коленке это сделали в порядке практики, судя по описанию того, как работает эта электронная система.
Иван пишет, что справку на права в платной поликлинике делают час, а в государственной три дня, причем, тоже за деньги. В государственную ты должен сам принести справку из психдиспансера и наркодиспансера, а у платной доступ к базам государственным. Вот такая интересная цифровизация.
У нас звонок от Александра из Красноярска.
— Здравствуйте! Был у Дроздова отчет по Пенсионному фонду. Якобы на индексацию пенсий они выделили 400 миллиардов. По две с копейками на пенсионера. Посмотрели, в среднем получилось по 170 рублей. 397 миллиардов куда-то ушли. И сейчас та же история со Сбербанком. Правительство, чтобы, видимо, на санацию этих банков, с которых они же эти деньги выводят, банкиры их воруют, выводят. А они их санируют, тот же банк «Открытие» и многие банки. Это будет такая же схема.
М. Делягин:
— Это крайне неприятная схема, мы о ней поговорим уже в понедельник. Мы отвлеклись на здравоохранение, это моя вина, приношу извинения. Что касается индексации пенсии, поймите, индексация проводится пропорционально сумме пенсии. Если человек государственный чиновник, военный, там пенсия 60, 100 тысяч рублей может быть. И у них будет большая индексация. А если пенсия у человека 8500, ему достанутся жалкие копейки.
Эти люди строят в нашей стране феодализм. Тот самый, который сдох в конце девятнадцатого века, от которого мы вроде бы отказались в 1917 году.