Дональд Трамп заявил, что если Китай сознательно допустил вспышку COVID-19, то для него должны быть последствия. «Мы проводим расследование. Посмотрим, что там будет… Если это намеренно, должны быть последствия… Вопрос в том, была ли это ошибка, которая вышла из-под контроля, или они сделали это намеренно», — сказал президент США.
То, что делает сегодня Трамп, русские обычно определяют как попытку «валить с больной головы на здоровую», что в разговорном языке означает стремление перекладывать вину с виноватого на невинного. Поговорка русская, но приём типично американский. История не раз показывала, что как только американцев начинают в чём-то подозревать, они тут же обвиняют в том же самом своего оппонента.
Психологически это понятно — защитная реакция. «Дурак!» — «Сам дурак!» В нашем детском саду это было весьма распространено. Но низкий ментальный уровень нынешних американских элит этому вполне соответствует. К тому же американцы всегда врут, и это тоже уже аксиома, своего рода отправная точка американской школы внешней политики. Нет аргументов — ври. Есть аргументы — ври, чтобы скрыть их. Ни слова правды. Собственно, в этих обстоятельствах и приходится иметь дело с американской внешней политикой. В этой же парадигме по инерции действует и Трамп.
А как ему ещё действовать? Говорить правду? В условиях, когда все вокруг врут, говорить правду довольно сложно, ибо всё равно не поверят, а вместо этого начнут взвешивать и анализировать, к чему эта твоя ложь и какие выгоды от неё ты пытаешься приобрести. Но если все танцуют от выгод — вот он, этот хвалёный американский прагматизм! — то к чему тогда вообще правда. Сначала решить, что тебе выгодно, а затем уже думать, что тебе по этому поводу сказать, — вот американский метод, а правда это или нет, уже не имеет значения.
Для американских элит говорить правду — это элемент уязвимости. Сказал правду — ослабил свои позиции, ведь все теперь всё про тебя знают. В американской политике тот, кто говорит правду, всегда проигрывает. Политически. Это, кстати, хорошо продемонстрировано в американском сериале «Карточный домик». Собственно, сам сериал стал правдой об американской политике, за что, видимо, главный герой сериала в исполнении актёра Кевина Спейси и поплатился — был отправлен в лечебницу на принудительную терапию, подвергся воздействию карательной психиатрии, как во времена Леонида Ильича Брежнева.
Вместо правды американцы предлагают несколько вариантов лжи. Лайт-ложь. Ложь медиум-уровня. Хард-ложь. Каждый уровень имеет ещё несколько уровней вложений. Нет правды, есть глубина лжи. Что ж, это хотя бы понятно. Из этого и надо исходить при оценке американских заявлений, действий американских политиков, при оценке вариантов двухсторонних и международных договоров, предлагаемых американцами. Которые исполняются только в том случае, если у Америки нет сил и средств (до поры) их нарушить. Как только такие силы и средства появляются, о любых договорах Америка тут же забывает.
Ещё один жанр — американские расследования. Это вообще отдельная песня. Сначала ставится конечная цель, а после этого под неё подгоняются… что? Факты?
Факт в США понимают что дышло: куда повернул, туда и вышло, как опять-таки выражаются по этому поводу русские.
Возможно, американцы исходят из первоначального определения понятия «факт» — от латинского factum, что буквально означает сделанное, пассивное причастие глагола «делать» — facere. А это всегда очень субъективно — кто сделал, зачем, что он имел в виду, когда делал, что на самом деле получилось и то ли это получилось, что он замышлял? То есть деяние субъективно, оценивается и понимается весьма интенционально — зависит от того, кто это воспринимает и оценивает и какая у него система мировоззренческих координат.
Вот у Трампа, например, система оценочных координат одна, а у китайцев — другая. С точки зрения Трампа, вирус COVID-19 китайский, а с точки зрения китайцев — американский. Просто каждый понимает эти эпитеты по-своему. У нас тоже горки американские, а у американцев — русские.
Трамп понимает, что вирус китайский (это значит, что болеть им должны только китайцы). Тогда всё логично: китайцы болеют, вводят карантин, активность их падает, экономика останавливается, и Китай улетает вниз, больше не претендуя на первую строчку в рейтинге мировых экономик, то есть не угрожая США вытеснить их оттуда.
Что, собственно, поставило бы крест на вере в американскую исключительность, могущество, а как следствие — на вере в доллар, в мощь и непобедимость американской военной машины, поддерживающей веру в доллар.
А вера в доллар — категория метафизическая, на основе которой можно этих самых долларов печатать сколько угодно, а доверчивые дикари и варвары (терминология Джона Хобсона) будут эти доллары бесконечно скупать, отдавая за них своё золото, газ, нефть и другие реальные активы. Представьте, что будет, если эта вера пошатнётся из-за того, что экономикой номер один в мире станет Китай, а не США? Это будет «Последний день Помпеи — 2». Сиквел. А этого допустить никак нельзя — любой ценой сдержать, не пустить, не дать Китаю вырваться в экономические лидеры.
В этом смысле понятна фраза Трампа о том, что Китай представляет «большую экономическую угрозу» для США (от 20 августа 2019 года). И вирус действительно как нельзя кстати начался в самом центре Китая, в Ухани, поначалу поражая только китайцев. Отсюда формула — «китайский вирус». Экономика Китая остановилась. Рост прекратился. Претензии на первенство в мировой экономике как рукой сняло. Трамп перевёл дух. Но дальше что-то пошло не так.
С точки же зрения китайцев, вирус американский, о чём официально заявил китайский МИД. Но логика китайцев иная: США имеют самое большое количество химических лабораторий в мире, где экспериментируют с бактериологическим оружием, и вокруг Китая их достаточно. (К слову, такие лаборатории есть и у границ России, в Грузии и на Украине). В том числе в интересах американского оборонного ведомства. Ещё в 2015 году американский научный журнал писал об успешных экспериментах с коронавирусом, проводимых по заказу Пентагона. В российской прессе об этом писали так: американские биологи создали смертельно опасный для человека коронавирус, экспериментируя с летучими мышами, сообщает журнал Nature.
По данным издания, биологи создали вирус, способный напрямую заражать человека и вызывать его смерть. Исследователи экспериментировали с созданием гибрида коронавируса летучей мыши, обитающей в Китае.
По американской логике летучая мышь — разносчик коронавируса — обитает в Китае, вирус поражает (должен, по крайней мере) китайцев, значит, вирус китайский.
Но прямо сказать о целях вируса Трамп не может. Поэтому говорит в свойственной американской манере, то есть используя разные градации лжи. Дескать, коронавирус возник в Ухани, а Ухань — это Китай, заболели им китайцы, а значит, американская теорема доказана: вирус китайский. А коли так, то Китай должен нести ответственность и ещё поплатится за это.
Вам кажется это нелепым, непонятным, не поддающимся логическому восприятию? Не пытайтесь понять, если вы не американец, ибо это исключительно американские интенции. Что там в оправдание говорит Китай — факты о том, что Китай сам, добровольно проинформировал ВОЗ о вспышке непонятной болезни ещё 31 декабря 2019-го, — это вообще американцев не волнует. Они исключительны, поэтому слушают только себя. И говорят только сами с собой.
Вот госсекретарь США Майк Помпео требует от Пекина прозрачности в вопросе о возникновении коронавируса, а «источник» Fox News вообще обвинил Китай в «самой дорогой операции по сокрытию улик» в истории. Это кто бы, что называется, говорил. Америка, где засекречено вообще всё, а все объяснения сводятся к формулировке «в интересах государственной безопасности»? И эти люди будут запрещать нам ковыряться… точнее, нет — требовать прозрачности и доступа для проведения расследования? Тем более что расследование они уже провели: виноват Китай, США не виноваты, подпишитесь здесь.
Конечно, время покажет, кто был прав, кто виноват, и факты о коронавирусе и его источниках, как бы интенционно их ни воспринимали в США, обязательно станут достоянием человечества, тайное станет явным. А пока что у Трампа выборы на носу. И если он проиграет, то никому уже не будет дела до того, что он там нёс, врал жёстко или использовал медиум-ложь. А если выиграет — то, как говорят американцы, «победителей не судят», имея в виду, конечно, в свойственной американцам манере, что они неподсудны, потому что они всегда победители. Правда, судить за свои страдания человечество их будет не по американским законам и вопреки американской логике. И это вселяет хоть какую-то надежду.