Творческая тусовка с каждым днем самоизоляции все больше кипит и пенится. Мировая пандемия и экономический кризис заставили и государство, и бизнес и рядовых граждан по максимуму оптимизировать расходы. То же самое коснулось музыкантов, танцоров и артистов всех жанров. У среднего потребителя сократились траты на все лишнее и ненужное, без чего в суровые времена можно обойтись. Именно в этот момент вдруг оказалось, что наши граждане вполне могут обойтись без большей части тех, кто гордо называет себя творческой элитой.
При этом одни тихо ищут и находят себе заработок, не связанный со сценой и гастролями. Другие негодуют и протестуют, требуют от государства поддержки и внимания. Одним из первых о себе заявил муж Натальи Королевой и стриптизёр Сергей Глушко: «В отличие от бабушек и дедушек, которые сидят дома и как получали пенсию, так и получают, мы, артисты, ни копейки не имеем». Вслед за ним крокодильи слезы начали лить прочие представители творческого бомонда. «Даже первая десятка самых популярных и востребованных звезд сегодня практически бедствует, так как все они лишились возможности зарабатывать», – заявил российский продюсер Иосиф Пригожин. Следом на бедственное положение из подмосковной виллы за 400 млн. рублей пожаловалась актриса Людмила Поргина: «Я сижу без денег. Вижу, какие налоги нужно заплатить – и ужасаюсь. Конечно, денег не хватает на все это». Еще более резок в оценках певец Александр Иванов: «… вообще ни одно животное из Минкульта нигде не появилось в зомбоящике с пояснением, как не помереть с голоду».
В этом смысле интересно, сопоставимы ли бедствия столичной богемы с положением провинциальных библиотекарей, учителей и руководителей детских творческих кружков – всех тех, кого следовало бы считать творческой элитой страны? Их соцсети не разразились плачем Ярославны о подступающем голоде, хотя им самым первым нужна была бы помощь и поддержка.
Кажется, не только народ, но и самые честные артисты почувствовали отторжение к своим коллегам. «Я не видел еще ни одного артиста, который встал бы в очередь за бесплатным супом. У каждого артиста всегда есть что-то в загашнике… Один мой знакомый гитарист продал три из своих девяти гитар – и живет себе спокойно, ни на кого не жалуется», — посетовал на своих коллег автор и исполнитель Юрий Лоза. Он же признался, что только в карантин обратил внимание на свою базовую пенсию в 12 тыс. рублей. Приятно было слышать слова музыканта Григория Лепса, вставшего в оппозицию к большинству своих коллег: «бедные артисты, Боже мой, голодают. Что мы с вами тогда можем сказать вообще о простых людях? Пережили и войну, и голод, и холод, и изобилие, и это переживём».
Случился всего лишь небольшой в масштабах нашей истории кризис, далеко не сопоставимый ни с войной, ни с настоящим мором или голодом, – и он тут же показал истинную природу кумиров массовой культуры. Люди, в массе своей ничего не производящие, занимающиеся развлечением, потребовали от государства … нет, не хлеба, а сохранения привилегированного статуса и материального положения. Высокая культура, академические театры, хореографы, дирижёры и в кризис стабильно получают свою сравнительно небольшую зарплату, но больше всех возмутились ведь те, кто прилично зарабатывает от гастрольных туров, клубных выступлений и прочих перфомансов.
COVID-19 уравнял и оптимизировал всех, показал и продолжает показывать настоящую управленческую и хозяйствующую элиту, отделил творцов с большой буквы от проходимцев с большой дороги. Так, в войнах, эпидемиях и катаклизмах формируется национальная элита, отделяются зерна от плевел, формируется народный дух и характер.