Канцлер ФРГ Ангела Меркель считает, что мир не должен воспринимать как должное стремление США к мировому лидерству.
Об этом германский лидер заявила в интервью шести европейским изданиям. «Мы выросли с твёрдым осознанием, что США хотят быть мировой державой. Если США сейчас по собственной воле решат отказаться от этой роли, нам придётся хорошенько над этим задуматься», — считает Меркель.
Всё это происходит на фоне разговоров о намерении США вывести часть военного контингента из Германии. В связи с этим, по словам Меркель, в Берлине понимают необходимость увеличения бюджетных расходов на оборону. «Мы в Германии знаем, что должны тратить больше на оборону. В последние годы наши расходы в этой сфере значительно увеличились, и мы продолжим наращивать наш военный потенциал», — отметила канцлер.
Начнём с конца, то есть с американского военного присутствия в Германии в частности и в Европе в целом. Это присутствие потеряло свою актуальность и, соответственно, какое-либо обоснование уже как минимум дважды. Первый раз — после распада советского блока и, как следствие, прекращения действия норм двуполярного ялтинского мира. Второй раз — после прихода Трампа и сворачивания проекта однополярной глобализации, окончательно добитого коронавирусом.
И если в первый раз американцы остались в Европе под предлогом того, что двуполярный мир сменился однополярным, а по сути — американским, то на второй раз обоснований уже не хватило. Их просто нет.
Да и однополярный американский мир был только благопожеланием, категорией веры.
Пока в Европе верили в глобальное доминирование и превосходство США, это превосходство существовало. «Благая Америка» бомбила Югославию в центре Европы, а в Европе верили в её благость. США вторгались в суверенный Ирак, а в Европе успокаивали себя интересами демократии. Американцы разворошили весь Ближний Восток, спровоцировав нашествие орд мигрантов на Европу, а в ЕС оправдывали это необходимостью соблюдения прав человека.
В принципе, до какого-то момента США действительно смотрелись неплохо в качестве мирового гегемона. Пока никто рта не открывал, не смея пикнуть.
Ошибки списывались на издержки, издержки на слишком большую зону ответственности, ответственность за судьбы мира — на «исключительность американской нации». Исключительность же обосновывалась верой в американское могущество. Вера зиждилась на безупречности, а отдельные ошибки, бьющие по безупречности, списывались на издержки.
И так бы всё и было, но что-то пошло не так. В том, что что-то пошло не так, виновата, конечно же, Россия. Мы по привычке готовы воскликнуть: «Да нет, мы ни при чём, мы не вмешивались, не виноваты!». Но нет, действительно виноваты. Как минимум в том, что мы есть, что мы русский народ со своей тысячелетней историей, что мы суверенны, у нас своя культура, образ жизни и образ мысли, что мы каждое столетие отбиваем нападки Запада, отстаивая свою независимость, и будем продолжать это делать, несмотря ни на что.
С точки зрения глобализации, американского однополярного доминирования и особой, основанной на вере, исключительности — это преступление.
Однако выясняется, что так думают не только русские. Суверенно ведут себя Северная Корея и Иран. «Ну понятно, это изгои!» Не согласны были и арабы, но их-то в Вашингтоне, как мы видим, вообще за людей не держат. Венесуэла, Боливия… «С этими уж как-нибудь разберёмся на своём заднем дворе».
Свои образ жизни, культуру и традиции сохраняет Индия. «Дикари, живущие в грязи», — скажут в американском конгрессе. Но плевать на американский образ жизни и мысли хотел Китай — экономика номер один, если оценивать не виртуальные активы, а реальный сектор. «Это, конечно, уже более серьёзно, но что с них взять, дикие азиаты». Но тут голос несогласия прозвучал из Европы. Да не просто из Европы, а из самого её центра — из Германии. И тут становится понятным, что несогласных — большинство.
Покорная немецкая фрау, которая всё время молчала, безропотно выполняя любые, самые унизительные приказы американского «исключительного» хозяина, вдруг заявила, что больше не согласна с мнением господина. И дело даже не в неизвестно откуда взявшейся смелости фрау. Просто господин уже не тот…
Америка вероломна и несправедлива, с этим вроде как уже даже и смирились. США действуют не в интересах всех и даже не в интересах западного мира, но только и исключительно в своих интересах. Это, видимо, и имел в виду Барак Обама, когда говорил об американской исключительности. Америка кинула Европу во время коронавируса, пытаясь украсть вакцину для себя. Но Америка не едина и внутри себя. Американские элиты разделились и перегрызлись по поводу Трампа. Но этого им оказалось мало, и они спалили саму Америку изнутри.
Ни справедливости, ни опеки над человечеством, ни сохранения глобального мирового порядка, ни контроля за соблюдением международного права, ни западной цивилизационной солидарности, ни безопасности для союзников, ни внутреннего политического единства, ни…
Ни самой Америки как вожделенного града на холме, но лишь руины здравоохранения, неприступные скалы образования, социальная разрозненность, внутренняя междоусобица, сомнительная история становления, тёмные пятна рабовладельчества и геноцида индейцев, нищета обездоленных масс (преимущественно темнокожих и цветных), грабежи, взаимная резня, горящие автомобили и разбитые витрины.
И эти люди претендуют на глобальное доминирование, на исключительность и геополитическую гегемонию? Точнее, не так. Пока скромнее: «Мы выросли с твёрдым осознанием, что США хотят быть мировой державой». Нас вырастили покорными и твёрдо осознающими, что США — хозяин мира. А оказалось, что мы, немцы — великая культура, германские народы с многосотлетней историей, одно из первых в Европе централизованных государств, потомки героических саксов, рыцарей и воинов, движимых верой и честью, — просто оккупированы и раздавлены.
И кем? Высокомерными выскочками с подростковым сознанием, неспособными навести порядок в собственном доме?
Быть под Америкой, особенно в её нынешнем состоянии, глядя на хаос и внутренний распад, на алчность американского капитала и продажность политиков, на безответственность и вероломство по всему миру, просто унизительно.
Унизительно не только для немцев, уже, как казалось, привыкших к унижению. Унизительно для Европы в целом, когда-то на свою голову породившей Новый Свет. Унизительно для японцев, раздавленных ядерными бомбардировками, лишённых собственной культуры и идентичности. Для корейцев, разделённых и оккупированных с юга. Унизительно для жителей Австралии, потомков белых колонизаторов, понаехавших на девственно-нетронутый континент и потеснивших коренных жителей, для Канады — естественного продолжения расползшихся на север Североамериканских Штатов. И даже для Британии, бывшей когда-то Великобританией и контролировавшей половину мира.
А, собственно, и всё. Остальные — против Америки, не согласны с её исключительностью, геополитической гегемонией и культурным доминированием и имеют свою точку зрения.
Получается, что Германия прозрела последней. Но, вспомнив о своих христианских корнях, возможно, именно она, согласно библейской логике, станет первой среди тех, кто покончит с ничем более не обоснованным американским доминированием, освободившись не только от американского военного присутствия, но и от самого затхлого духа Америки, от которого сегодня в Европе просто нечем дышать.