Ничто не вызывает в республиках Донбасса столько жарких дискуссий, как ситуация на пропускных пунктах через линию соприкосновения с Украиной. На ее фоне поездки в Россию для живущих в Донецке и Луганске вообще не являются болезненной темой, разве что людям хочется еще большего комфорта вроде расширения пропускной способности пограничных переходов и давно ожидаемого запуска прямых поездов.
В отношении Украины у спорящих в ДНР и ЛНР все чаще ставится под вопрос сама надобность поездок «на ту сторону»: пересечение гражданами линии соприкосновения с каждым годом для республик порождает куда больше проблем, чем, чем выгод. Сегодня то, что изначально было призвано разрядить гуманитарную ситуацию в зоне конфликта, все чаще используется Киевом в качестве инструмента нагнетания ситуации. Почему это происходит, мы постараемся разобраться вместе с нашим специальным корреспондентом в ДНР.
Автобус до блок-поста
Пропускная система для поездок через линию разграничения в Донбассе была введена по инициативе украинской стороны в январе 2015 года. Немногим ранее, с подачи того же Киева, в конце осени 2014 года были обозначены транспортные коридоры, по которым могло осуществляться движение. Таковых было выделено семь для железнодорожного сообщения, однако пассажирское движение по ним либо прекратилось в первые дни войны и более не восстанавливалось, либо просуществовало после прекращения боевых действий весьма недолго. Причина оказалась простой: Украина отказывалась возвращать пассажирские вагоны после пересечения линии соприкосновения. Поэтому по железной дороге возили грузы между предприятиями украинских олигархов вплоть до начала 2017 года, пока радикальные необандеровцы не устроили экономическую блокаду ДНР и ЛНР. Сейчас эти участки в прифронтовой полосе пребывают в глубоком запустении.
Куда лучше оказалась ситуация с автомобильным и пешеходным сообщением. Для этого было выделено шесть коридоров, из которых использовалось пять. Два из них достались ЛНР – в районе Станицы Луганской и в поселке Золотое на Бахмутском тракте, впрочем у Станицы состояние моста через Северский Донец допускает только пешеходное сообщение, а на Бахмутке движение с Украиной так и не было открыто из-за постоянных «прилетов» с той стороны. Еще один коридор в районе города Счастье использовался для нужд международных организаций, обменов пленными и передачи украинской стороне платы за воду: водозаборы на Северском Донце контролирует Киев. Тем не менее недавно власти ЛНР начали работы по возведению автомобильных КПП в Золотом и в районе Счастья: раньше этот сегмент перевозок осуществлялся через ДНР, однако пандемия резко усложнила сообщение даже между республиками.
Четыре транспортных коридора достались ДНР с пропускными пунктами на северной окраине Горловки (более известен как Майорский блокпост), между Донецком и Марьинкой (он же – Александровский блокпост), южнее поселка Еленовка на трассе Донецк – Мариуполь (в народе называется Перлина, то бишь жемчужина, в честь одноименного придорожного ресторанчика) и возле села Гнутово на старом тракте Мариуполь – Таганрог, по которому когда-то ездил Пушкин на Кавказ. До Перлины и Александровского блокпоста из Донецка до пандемии ходил вечно переполненный пригородный автобус, к Майорскому блокпосту, находящемуся в черте Горловки, вообще можно было подъехать обычной городской маршруткой. Сквозного официального движения рейсового транспорта через линию соприкосновения в этих коридорах не существует, хотя до пандемии там активно курсировали микроавтобусы нелегальных перевозчиков.
Особенностью всех пропускных пунктов на линии разграничения является то, что работают они не круглосуточно, а только днем, поэтому все стараются попасть туда как можно раньше утром. Для этого часто приходится выезжать по комендантскому часу, особенно тем, кто хочет обернуться одним днем. Другой столь же важный момент: пропускные пункты каждой из сторон чаще всего разделены весьма обширной «серой зоной», пересекать которую пешком разрешается далеко не всегда.
Предъявите пропуск
В начале нашего повествования мы уже говорили, что для поездок через линию соприкосновения нужен пропуск, выдаваемый украинской стороной в соответствующем порядке. Изначально пропуска печатались на бланке плотной бумаги и чем-то внешне напоминали размещаемый под ветровым стеклом автомобиля талон техосмотра. Для их получения надо было приехать на украинский КПП, сдать пакет документов, после чего явиться за ответом через десять дней. Однако от бумажных пропусков вскоре отказались: для подделки бланка хватало мощностей не то что типографии, но даже салона полиграфических услуг. Вместо этого ввели электронные пропуска, представляющие собой замысловатый номер в базе данных, а отсканированные документы отныне отправлялись в Киев по электронной почте.
Со своей стороны ДНР и ЛНР до начала нынешней пандемии пропускной режим на линии разграничения не вводили. Однако если въезжающий в республики Донбасса гражданин Украины был постоянно зарегистрирован за пределами Донецкой и Луганской областей, то у него либо должна была иметься приглашающая сторона, либо присутствовать иные веские основания для вояжа. Прибыть в качестве туриста для такой категории было практически нереально, даже через территорию России: неоднократно имели место случаи, когда даже достаточно известным украинским путешественникам, не соизволившим обзавестись принимающей стороной, власти республик отказывали во въезде.
С весны 2020 года все стало в несколько раз строже: эпидемиологическая ситуация в республиках Донбасса вызывает куда меньше опасений, чем по другую сторону линии разграничения, поэтому Донецку и Луганску также пришлось ввести разрешительные меры для ее пересечения. На ту сторону свободно пропускают только тех, кто имеет прописку на подконтрольной Киеву территории, во всех остальных случаях необходимо подавать заявку в Межведомственный штаб по противодействию распространению коронавирусной инфекции для включения в списки – либо лично, либо по электронной почте. Количество оснований для получения разрешения на поездку – минимальное: болезнь либо смерть близкого родственника, воссоединение семьи, вызов на учебу или работу. Заявка рассматривается две календарные недели, в случае принятия положительного решения называют дату и пропускной пункт, куда нужно явиться.
Заложники пенсионных выплат
Наибольшую обеспокоенность столь серьезные ограничения вызывают среди пенсионеров, которых только в одной ДНР насчитывается 650 тысяч человек. Из них, по данным украинской стороны, за назначением пенсии хотя бы раз обращались 90% получавших ее на начало 2014 года, однако до нынешней весны регулярно ездила за выплатами примерно половина пенсионеров. Для остальных такие «путешествия» просто не под силу: ездить на подконтрольную Киеву территорию надо не реже одного раза в 59 дней для прохождения верификации в банке, иначе пенсию придется оформлять заново.
Не хочется выглядеть жестоким и бессердечным человеком, однако регулярное общение с пересекающими линию разграничения, хотя бы в том же общественном транспорте, вряд ли способно вызвать положительные эмоции. Таких людей достаточно легко отличить: они ведут себя не то чтобы агрессивно, но весьма нахраписто и способны с нагруженной «кравчучкой» (она же «кучмовозка» – сохранившееся от «лихих девяностых» жаргонное название складной тележки для перевозки сумок) втиснуться в переполненный автобус, оттаптывая пассажирам ноги. Впрочем, их можно понять: в условиях многочасового стояния в очередях на линии разграничения нахальство действительно является вторым счастьем.
Зимой 2014–2015 годов поездки пенсионеров из ДНР и ЛНР на ту сторону являлись настоящей «дорогой жизни»: республикам потребовалось почти полгода для выстраивания собственной банковской системы и своей системы пенсионного обеспечения. С апреля 2015 года в республиках возобновились пенсионные выплаты, однако желающим было позволено получать и украинскую пенсию. Сейчас сколько-нибудь настоятельной необходимости в таких поездках нет: размеры пенсий в республиках даже превзошли таковые на Украине и составляют в среднем 5000 рублей в месяц. Прожить на такие деньги, конечно, можно, хотя считать придется каждую копейку.
Украинская пенсия в нынешних реалиях превратилась в неплохое подспорье, однако ради него зачастую приходится жертвовать самым дорогим: подобные столпотворения в условиях, когда на тебя сваливаются все «подарки» той самой «небесной канцелярии», никак не способствуют сохранению сил и здоровья у отправляющихся в столь нелегкий путь. Летальные случаи на линии разграничения до введения карантинных мер фиксировались ежемесячно, а иногда и по нескольку раз в месяц, редкая неделя обходилась без вызова «скорой». Для сравнения: регулярно ездящим через границу республик Донбасса с Россией трудно припомнить, чтобы на их памяти кому-нибудь пришлось серьезно обращаться за медицинской помощью, ибо такие случаи относятся к разряду исключений. Как минимум потому, что пересекать российскую границу чаще всего приходится в достаточно комфортных условиях, поездом или автобусом, а пешие очереди в Успенке или Изварино даже и близко не смогут сравниться с выстраивающимися на блок-постах украинского направления.
Но самое главное в том, что подобный «пенсионный туризм» является ничем не прикрытой дискриминацией донбасских пенсионеров официальным Киевом: и у того, кто может поехать, и у того, кому такая поездка не под силу, высчитывались из заработка отчисления в Пенсионный фонд Украины. Разумеется, это не способствует росту согласия в обществе: рост неприязни к ездящим на Украину, особенно со стороны не могущих поехать и их родственников, растет с каждым днем, «ездунов» (так называют эту категорию) весьма часто называют шкурниками, готовыми продаться бандеровцам за миску чечевичной похлёбки. Те, в свою очередь, активно огрызаются: стоит в соцсетях заикнуться о несправедливости подобной дискриминации пенсионеров, как на тебя набросятся орды «ездунов». Главным тезисом с их стороны будет: «Не смейте трогать наши честно заработанные денежки!» Небезынтересно, что активными сторонниками поездок жителей ДНР и ЛНР на Украину являются всевозможные политические неудачники, ибо это хороший повод критиковать действующую власть: дескать, смотрите, насколько все в республиках плохо, если пенсионеры вынуждены ездить на поклон к врагам!
Согласно Минским договоренностям, украинская сторона взяла на себя обязательство восстановить пенсионные выплаты на неподконтрольных ей территориях еще пять лет назад, однако воз и ныне там. Более того, Красный Крест изъявил готовность обеспечивать пенсионные выплаты в республиках Донбасса, эта инициатива была поддержана руководством ДНР и ЛНР. Однако в Киеве от этого варианта напрочь отказались: госбюджет и так трещит по швам, а тут еще и задолженность за многие годы накопилась. Максимум, на что согласны украинские власти, – это установка банкоматов на пропускных пунктах и необходимость отмечаться в банке не раз в два месяца, как сейчас, а раз в полгода.
Из Донецка в Киев через Москву
Прошло несколько недель с тех пор, как был возобновлен пропуск через линию соприкосновения. В некоторой степени это позволило снять напряженность и дать возможность выехать хотя бы части тех, кто этого желал. Покидающие по гуманитарным коридорам территории республик Донбасса дают письменное согласие на то, что обратный въезд для них будет возможен только после улучшения эпидемиологической ситуации. Въезжающие в республики в обязательном порядке проходят двухнедельную бесплатную обсервацию в медицинских учреждениях, а их личный транспорт после дезинфекции отправляется на ответственное хранение. По сути дела, именно медицинскими мощностями и ограничивается пропускная способность гуманитарных коридоров. Подобные меры оказываются оправданными: в каждой партии прибывающих обнаруживаются носители инфекции.
Украинская сторона, в свою очередь, придумала очередной способ усложнения жизни тех, кто едет на подконтрольные ей территории: теперь для проезда обязательно наличие смартфона с установленной на нем следящей программой. Через определенные промежутки времени его обладатель обязан отправлять на сервер селфи с вписанными в картинку геолокационными данными как свидетельство соблюдения самоизоляции. Если селфи не было отправлено вовремя – начисляется баснословный штраф, при этом никого не волнует, что стало причиной. А если учесть, что многие пенсионеры пользоваться смартфонами не умеют, то размеры «клондайка» становятся вполне понятными. Помимо этого имеются небезосновательные опасения насчет того, что следящая программа может передавать содержимое телефона в украинские спецслужбы.
Не обходится без конфликтных ситуаций. Весьма частыми являются отрицательные ответы: кто-то неправильно оформил заявление, кто-то предоставил неполный пакет документов. Приходится подавать повторно, выстаивая очередь в общественной приемной. Приобрел широкий резонанс случай, когда в Донецке пандемия на многие месяцы разлучила ребенка-инвалида с родителями, уехавшими на украинскую сторону ухаживать за умирающей бабушкой. Люди планировали пробыть там всего пару-тройку дней, однако жизнь распорядилась иначе. За это время у них успел окончиться срок действия адресных справок, обратный въезд в ДНР стал невозможен. И только усилиями неравнодушных людей удалось добиться воссоединения семьи.
Другим источником напряженности становится несоблюдение украинскими властями договоренностей по спискам проезжающих. Например, весьма часто разворачивают тех, у кого нет смартфонов либо не работает следящая программа. Также со стороны Украины в направлении республик пропускают тех, кто не был внесен в списки. Всех этих людей ждут многочасовые мытарства в «серой зоне», пока власти республик Донбасса не изыщут для них дополнительные койки в местах обсервации.
Для тех, кому не терпится выехать на Украину, перевозчики начали предлагать такую услугу, как поездки через территорию России с пешим переходом границы. Стоит недешево, хот, с одной стороны, не надо ждать и проходить обсервацию, но, с другой, обратный выезд с территории Украины возможен исключительно по загранпаспорту: с весны этого года Незалежная по внутренним документам только впускает своих граждан, выехать же по ним за пределы страны невозможно. Надо отметить, что подобный «аттракцион» достаточно опасен: пересечение границы республик Донбасса с Россией, равно как и поездки между Крымом и Краснодарским краем расцениваются украинскими властями как нарушение государственной границы.
Путь в застенки
Помимо всего прочего поездки жителей республик на ту сторону активно используются украинскими силовиками и для вербовки сотрудничающих со спецслужбами, и для откровенного захвата заложников. В эти две категории обычно попадают те, кто проявил элементарную неосторожность: кто-то живет в районах дислокации тех или иных воинских частей, у кого-то родственники состоят на военной или гражданской службе, а кто-то сам служил или занимал ответственные должности. Недавний случай: ранее служивший в ополчение парень поехал из Донецка в Мариуполь поступать в вуз. Непонятно, что заставило его пойти на такой шаг, тем более что в ДНР для такой категории абитуриентов существуют солидные льготы. Результат оказался закономерным: сотрудники СБУ уже поджидали этого человека на пункте пропуска…
Все это заставляет задуматься об упорядочении со стороны республик Донбасса принципов пересечения линии разграничения. Безусловно, рано или поздно придется пойти на непопулярные меры. Например, такие как пропускная система, аналогичная действующей на Украине. Хочешь поехать на подконтрольную Киеву территорию – подай запрос, обоснуй необходимость поездки и подтверди отсутствие факторов риска, которые могут привести в застенки СБУ. Да, это неудобно, но в условиях войны иногда приходится поступиться многими правами и свободами.
А для сокращения масштабов «пенсионного туризма» надо стимулировать заинтересованность лиц старшего поколения в смене вектора интересов в сторону России. Например, облегчить оформление российской пенсии тем пожилым людям, кто уже получил гражданство РФ: в данный момент серьезным сдерживающим фактором является необходимость регистрации в России, что при отсутствии недвижимости и родственников является делом весьма проблематичным. Наряду с этим необходимо активное давление на Украину посредством тех же переговоров в Минске по выполнению обязательств, касающихся возобновления социальных выплат в Донбассе. Ведь по сути дела украинская пенсия и является главным фактором, заставляющим людей становиться заложниками капризов Киева на линии разграничения.