Не нужно обладать даром предвидения, чтобы предсказать логичные и последовательные события государственного строительства. Более того, не нужно даже лоббировать принятие этих решений в высших эшелонах власти. Многочисленные прогнозы Изборского клуба сбываются, потому что определенные шаги власти действительно необходимы и востребованы. Так случилось и с нашим настойчивым указанием на излишнее финансирование представительных органов власти. В серии статей мы говорили об избыточном представительстве в Государственной Думе, необходимости сокращения количества депутатов и вообще расходов на парламент.
Так и случилось. Согласно проекту Минфина, расходы на содержание Госдумы и Совета Федерации в 2021-2023 годах планируется сократить на 2 миллиарда рублей. Снизятся также бюджетные ассигнования на зарплату депутатов, сенаторов и разросшегося аппарата верхней и нижней палат парламента.
Экономический кризис, снижение доходов бюджета и тяготы пандемии народ готов пережить только вместе со своими избранниками, которые, пусть и незначительно, но все же поделятся своей частью пирога. В сегодняшней ситуации, при нынешнем численном составе и КПД парламента, траты на него необходимо поэтапно снижать, переходя от количества к качеству. В перспективе и в свете конституционных реформ оптимизация должна неминуемо коснуться численного состава. Все же 450 представителей, разрабатывающих стратегии развития и принимающих важнейшие законы — это перебор. Всем же очевидно, что в процесс реального нормотворчества реально включена незначительная часть депутатов. Остальные жмут на кнопки, не принимая в разработке законов никакого участия. Зачем все это? Для кого?
Оптимизация законотворческой деятельности – важнейший вопрос государственной стратегии. В федеральном и региональном парламентах не должно быть случайных людей: блогеров, артистов, спортсменов, почетных пенсионеров, чьих-то родственников и по знакомству затесавшихся проходимцев. В России прошло то время, когда можно было тратить ресурсы на имитацию бурной политической деятельности. Для говорящих голов и болтунов можно создать дополнительные площадки в общественной палате, экспертных советах, в эфире телеканалов, но парламент должен целевым образом работать на результат, быть многоядерным интеллектуальным процессором. Иначе какой вообще в нем смысл?
Сами депутаты должны быть известны в лицо всем избирателям, нести ответственность за принятые нормативно-правовые акты. Законы, в свою очередь, не должны быть обезличенными – изданными и подписанными полутысячной массой депутатов.
Компактный и работоспособный депутатский корпус – это в то же время ответственность и политическая субъектность. Роль и авторитет парламента при сокращенной численности только возрастет, к депутатам перестанут относиться как к почетным и бездельникам на государственном иждивении. От имитационного разделения властей мы, наконец, могли бы перейти к реальному. У власти появится еще одна полноценная опора, и государственный организм в целом станет более стабильным и устойчивым.
Эти важнейшие решения – задача для власти на ближайшие годы.