Прошел закрытый съезд Российского союза промышленников и предпринимателей, в котором принимал участие онлайн и президент России Владимир Путин. Он поприветствовал бизнесменов и посетовал на главную проблему экономики сегодня – коронавирусная инфекция, которая вновь набирает обороты. Поэтому главное сегодня – развитие цифровой среды, обеспечение мер поддержки для бизнеса, но первостепенно важно — обеспечить безопасность граждан на рабочих местах, считает Путин. Это и стало ключевой темой, которая прошла красной нитью через несколько выступлений. В частности, Алексей Мордашов, владеющий «Северсталью», заверил, что у них на рабочих местах соблюдаются все правила безопасности и цифровизация активно внедряется, вплоть до контроля дистанции в полтора метра с помощью камер и технологии цифрового зрения. Но больше всего его беспокоит возможный новый локдаун экономики, новые жесткие ограничительные меры, какие были весной. Владимир Путин сразу заверил, что нового локдауна не будет, и на лицах миллиардеров сразу можно было заметить облегчение.
Остановились на том, что в борьбе с ковидом нужны точечные ограничительные меры, поддержка бизнеса, развитие удаленной работы по возможности, и одной из мер поддержки может стать фонд фондов, который предполагает использование средств частных инвесторов и государства. Президента попросили дать поручение ускорить процесс подготовки законодательства для создания такого механизма. Путин отметил, что процесс подготовки идет, в частности, в бюджете на этот год заложено на фонд фондов 10 млрд руб., на следующий — 4 млрд руб. При этом государство будет вкладывать деньги под 6%, чтобы защитить свои инвестиции, но принимать решение о том, куда пойдут средства фонда, будет бизнес.
Так как же государство и миллиардеры будут бороться с «короной»? Да и будут ли? Пока речь идет только о поддержке олигархии, а остальные – пусть крутятся, как придется, по крайней мере, такое первое впечатление сложилось после съезда РСПП у экономиста Михаила Делягина, о чем рассказал в беседе с Накануне.RU.
– На ваш взгляд, достаточны ли озвученные меры? Отказ от жестких мер самоизоляции – это сейчас главное в экономической повестке?
– Отказ от локдауна поможет бизнесу, безусловно. Вопрос – каковы будут точечные меры, которые вводятся в разных регионах на принципах феодальной раздробленности по произволу того или иного губернатора, без привязки к какой бы то ни было медицинской реальности?
Потому что вполне возможно, что точечные меры будут таковы, что разрушат все, кроме крупного бизнеса. Мы сейчас в Москве уже видим достаточно пугающие меры.
Но главное в том, что все разговоры о том, что давайте не будем мешать бизнесу ограничениями – это доказательство того, что все их участники прекрасно понимают, что угроза коронавируса завышена колоссально. Болезнь есть, конечно, но ее угроза несовместима с совершенно безумной реакцией государства. То есть это, по сути дела, признание вины в разрушении российской экономики и в разрушении жизни миллионов граждан России.
– При этом бизнесмены сами благодарят президента за помощь, но тут же приводят статистику: 77% из опрошенных владельцев малого и среднего бизнеса оценили свои шансы на выживание к концу года ниже 50%. За что тогда благодарность?
– РСПП ведь имеет репутацию «профсоюза олигархов». Естественно, олигархи благодарны государству за ту помощь, которую получили они. И для них, наверное, эта помощь достаточна. Они заботятся и напоминают государству, что помощь получили олигархи, а то, что получил малый и средний бизнес, — это абсолютно недостаточно. Все логично.
– А что нужно малому и среднему бизнесу?
– Для малого и среднего бизнеса необходимы налоговые, кредитные, а иногда и коммунальные каникулы, если бизнес подорван. Для малого и среднего бизнеса необходимо кредитование бесплатное, автоматические и беспроцентные. И в размере не менее не менее трети прошлогоднего оборота. На заявительной основе в автоматическом режиме. Необходимо гарантирование гражданам России, которые оставлены государством без средств к существованию, хотя бы прожиточного минимума – только реального, а не заниженного вдвое. Потому что тогда люди будут покупать товары и услуги у этого малого бизнеса. Вот что необходимо. Об этом говорят (я в том числе) с марта 2020 года, но государству это не интересно.
Нужно просто понимать, что малый и средний бизнес волнует государство исключительно как строчка в предвыборной кампании или в большой простыне разнообразных мер — только для того, чтобы сказать, что мы о вас заботимся, теперь заткнитесь. А кто недоволен – мы к нему проверку пришлем.
– То есть федеральная власть переложила ответственность за последствия ковида и самоизоляции сначала на губернаторов, а теперь и на владельцев бизнеса?
– Федеральная власть переложила ответственность на губернаторов, а губернаторы перекладывают ответственность на собственников, совершенно верно. То, что в бизнесе невозможно обеспечить самоизоляцию, в ряде видов производства невозможно обеспечить социальную дистанцию, никого не волнует в принципе, потому что все понимают эффективность этих мер. Сегодня в московском метро стоит шеренга людей, которым говорят – пожалуйста, надевайте перчатки и маски, людей просто уговаривают – вы хотя бы здесь, на проходе, наденьте, нас пройдете – сразу снимете, а то нас уволят. О чем еще можно говорить?
– Что касается фонда фондов, то как можно оценить будущее проекта? Достаточно ли 14 млрд рублей, выделенных за два года?
– Это проект незначительный – просто чтобы «побаловаться». Но нужно еще учитывать, что в эти 14 млрд войдут административные расходы, то есть это «ни о чем» в масштабах экономики, но какие-то локальные проекты олигархи или приближенные к власти бизнесмены осуществить смогут. Это в переводе на русский язык – под 6% годовых государство выдает на реализацию каких-то проектов. В условиях фактического запрета на кредитование это, конечно, хорошо, но масштабы таковы, что не позволяют об этом говорить всерьез.
– Получается, что государство выдает средства «побаловаться» так называемым «государствообразующим» предприятиям, а остальные – как придется?
– Большинство государствообразующих компаний говорит, что они ничего не получили. Скажем, очень многие из этих государствообразующих компаний говорят, что нас просто внесли в список, и на этом поддержка закончилась. Так что это большой вопрос – кого они поддерживают.
Поддержка каких-то олигархических структур осуществляется, но в списке государствообразующих компаний ведь не только олигархические структуры, там же кроме условного Мордашова есть и другие.