В октябре 2019 года Виталий Аверьянов выпустил диск «Русская идея» (первый час песен), на который я имел удовольствие написать рецензию («Великий круг Виталия Аверьянова» на сайте «Завтра»). Теперь автор представил новый диск — «Империя зла» (второй час песен). И я вновь не могу не откликнуться.

Сначала разбёрём само сочетание «Империя зла». Оно впервые было произнесено в книге известного французского оккультиста Элифаса Леви «История магии». Выражение стало активно употребляться уже в начале 1970-х годов различными американскими авторами для характеристики языческой Римской империи или нацистского Третьего рейха. Но в по-настоящему широкий обиход оно вошло благодаря президенту Рональду Рейгану. Именно он, в своём выступлении перед Национальной ассоциацией евангелистов США (8 марта 1983 года), назвал СССР империей зла, а также и «центром Зла в современном мире». По некоей «иронии судьбы», именно Рейган в 1987 публично признал «важную роль сатанизма в современной американской жизни» и принял ряд решений, которые существенно расширяли права сатанистов. Так, запрещались какие-либо ограничения по приёму их на госслужбу, а в госматериалах запрещались какие-либо оскорбительные определения в отношении них.

Уже одна характеристика СССР как империи зла должна была бы убедить советских лидеров в принципиальной невозможности пойти на какую-то «конвергенцию» с Западом. По сути, Советскую Империю тогда приговорили к смерти и открыто заявили об этом. Причём, очень характерно, что для этого использовали выражение, рождённое из-под пера отъявленного оккультиста. СССР как будто приносили в некую мистическую жертву, о чём и поёт автор нового диска:

Союз был грешен, только это в прошлом.

Теперь он символ, мученик-Союз.

Его распад был беззаконьем горшим.

И СССР для нас – святая трижды Русь.

Она ко праведным навеки приложилась.

А что от дьявола в ней –

то отшелушилось… («Ватники или Русская идея-II»)

Весьма любопытно, что уже после распада СССР, в 1990-х, в радикально-патриотической, имперской среде интересующее нас сочетание было весьма своеобразно интерпретировано: «Империя зла, очень зла». То есть, имелось в виду некое состояние праведного гнева – в отношении чуждых стране разрушительных сил. Однако, надо всегда помнить о том, что на символическом уровне могут происходить весьма тревожные вещи, неожиданные для тех «акторов», которые решили там «поработать». Вольно или невольно, но Империя была сопоставлена с самим Злом, что, так или иначе, но укладывалось в «рейгановскую парадигму». И не случайно, что некоторые лидеры русского патриотического движения 1990-х отошли от него в 2000-х. Более того, они стали открыто и категорически ориентироваться на Запад.

Между тем, понятно, что внутри Империи, какой бы сакральной, почвенной и органической она ни была, всегда существует некий темный, небытийный полюс (точнее, антиполюс). И к нему возможно продвижение, которое как бы сжигает Империю в темных анти-лучах, ставит своей целью превратить её некую кучу Золы. Как представляется, о таком вот продвижении и поёт Виталий Аверьянов:

Загуляла империя, скинув царизм.

Раздербанили золото риз.

Опьянил нас сперва сквознячок февраля

В ночь крысиного короля.

Но недолго царил керосинный король

А с ним сахарный белый барон.

Подобрав к нашим сейфам нехитрый пароль,

Медвежатники взлезли на трон… («Империя зла-I»)

Здесь великолепно показана инверсия имперского Целого. После Царя, выступающего в качестве Соборной личности, приходит время крысиных, керосинных, сахарных «королей» и «баронов». И очень скоро наступает «пролетарская эра» брутальных радикалов, активно инкорпорирующих криминальный элемент.

Впрочем, бывает, инверсия происходит и на сугубо личностном уровне:

Я раньше чтил Святую Инквизицию,

Любил во всем сакральную традицию.

Вменялся мне глухой патернализм

И беспросветный фундаментализм.

И если б я держался за наследие,

С ним встретил третие тысячелетие,

Закоренел тогда б мой ярый пассеизм

И мракобесный эсхатологизм.

Но стал умнее я, амбивалентнее.

Я стал духовно совершеннолетнее.

Я искушеннее стал в биоэнергетике

И ЛСД всегда при мне в пакетике.

Стал утонченней я и социальнее,

Интерактивнее, бисексуальнее.

Теперь влюблен я в общество открытое,

Гермафродитное и очень… сытое.

В себе я чувствую рожденье новой личности.

Она сидит во мне и просит идентичности.

Открыл в себе природу андрогинную,

Не третий глаз, а первую вагину я!». («Абъекция»)

Внутри человека, в области влияния неких «тонких» знергий — активизируется, пробуждается змеиное начало, именуемое в некоторых направлениях – кундалини: «Гад встретился с гадиной, // И они уползли очень мило, // мне оставив ужонка // где-то между копчиком и мошонкой.//

Кровля хвостов им не защемила». («Миф о зелёном Кундалини»)

В глобальном масштабе происходит утверждение мертвящей, торгашеской цивилизации:

Центры мирового торга –

Замки мирового морга.

Не в торговле торжество.

Не в богатстве божество! («За Хлебникова»)

Данную цивилизацию В. Аверьянов характеризует как «Цивилизацию Потопа». И в конце прошлого года вышла его книга «Цивилизация Потопа и мировая гибридная война» (издательство «Родина»). К слову, 26 декабря 2020 года презентация этой книги происходила вместе с презентацией разбираемого диска. Автор этих строк также посвятил указанной книге рецензию («Расследовать Потоп»). В ней я характеризую исследование как своеобразный философско-политический «детектив». Здесь тревожные, инволюционные аспекты современной цивилизации разбираются как в оптике философии, так и с точки зрения конспирологии. Тем самым достигается необходимая полнота рассмотрения.

Безусловно, мировому, мертвящему торгашеству есть свой альтернатива:

Ведь это ясно всем  кто сердцем прост,

Что не о той щеке учил Христос.

Когда за правду кровь мы льем –

Он с нами,

Плетет свой бич для торгашей во храме…

Вот наш Господь! Суров, неодолим,

Как камень тверд. И мы на том стоим…

Под ребра колит, трет, кусает власяница!

Душа живет!

Пускай с руки ушла синица –

В другой вот-вот

очутится жар-птица!..» («Ватники и Русская Идея-II»)

Продвижение к темному полюсу зла можно обратить вспять:

Два Рима, братцы, пали, но

Наш третий-то останется,

Хотя он спотыкается,

Но снова подымается…

И пусть он дурью мается,

Не так уж зла империя.

Наш Рим доковыляет сам

До Божьего преддверия… («Империя зла-III»)

Если вовремя остановиться и повернуть к «Божьему преддверию», то благое Солнце Традиции сожжёт темень, которая находится внутри нас. От неё останется Зола. А от Империи – останется Империя.

Грядущая Пятая империя, к которой все мы идем.