30 мая 2022 г. Россия будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра Великого, создателя Российской империи, которой бы 22 октября 2021 г. исполнилось бы ровно 300 лет. В следующем, 2022, году, 2 апреля, исполнится 160 лет и Петру Аркадьевичу Столыпину. 5 сентября 2021 г. скорбная дата — 110 лет со дня гибели П.А. Столыпина.
30 мая 2022 г. Россия будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра Великого, двумя месяцами ранее, 2 апреля, — 160-летие со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина. Осенью 2021 г. страна обязательно должна вспомнить ещё две даты. 22 октября 1722 г. Петром I была официально учреждена Российская империя, ей со дня рождения исполняется 300 лет. 5 сентября 1911 г., 110 лет тому назад, накануне распада Российской империи в результате террористического акта погиб П.А. Столыпин.
Совпадение и переплетение эпохальных дат русской истории в биографиях двух её выдающихся деятелей вызывает желание порассуждать не только о заслугах этих выдающихся исторических личностей перед Российским государством, но и, прежде всего, о судьбах реформаторства в нашем Отечестве. Историки давно уже переосмыслили в данном контексте русский исторический процесс, в настоящее время сохраняется стремление рассматривать русскую историю как цепь чередующихся периодов реформ-контрреформ. Русские императоры «записываются» в реакционеры и консерваторы исключительно в соответствии с их отношением к реформам. Замечание Николая I о необходимости «поправлять, а не управлять» закрепило за ним образ ограниченного и невежественного в государственных делах императора, а блистательные финансовая реформа, реформирование государственной деревни, создание «Свода законов Российской империи», осуществленных в период его императорства, были отнесены к личным заслугам Е.Ф. Канкрина, П.Д. Киселева, М.М. Сперанского. А уж приписываемый Александру III слоган «России реформы противопоказаны!» априори включал его в ряд отъявленных реакционеров. Иван Грозный, по сути, создавший Российское государство в очень близком для современных границ, государственных институтов и порядков виде, объявлен всего лишь «тираном и кровопийцей».
Смею предположить, что дело вовсе не в отношении к реформам, их приятии либо неприятии, а в характере и глубине проникновения в глубинную суть русского исторического пути, осознании и понимании великого предназначения и исторической миссии Российского государства и русского народа. Всех великих русских реформаторов объединяет одно качество, один вызов, один дискурс — страстное стремление к развитию страны и государства. Развитие — вот что олицетворяет собой русское реформаторство! Развитие понималось как целенаправленное движение и благотворное изменение, необратимый качественный переход от Старого, отжившего, неэффективного к созидающему и творческому, закономерно реализующему всё лучшее накопленное и пробуждающему всё дремлющее в недрах старого общества, Новому. Ленин, остановивший, по словам Николая Бердяева, «хаотичный распад России» «деспотическим, тираническим путём», Сталин, создавший «сверхдержаву» ценой огромных жертв и трагедий, должны быть оценены потомками как сторонники великой идеи «Развития». Подчёркиваю — не «модернизации» либо «прогресса», а именно «Развития»!
Заслуга Петра I — окончательное и решающее утверждение имперской формы существования российского социума. Представляется, что трактовка имперской формы социальной организации как системы агрессии во вне страны и по отношению к её гражданам, как модели объединения населения страны деструктивной идеей защиты от внешних врагов и присоединения новых территорий, является явным упрощением. Именно такой подход начисто лишает имперскую идею позитива и направлен на ускорение начавшегося в конце 1980-х гг. процесса разрушения и оскудения Российского государства. Между тем, российское «имперство» — это прежде всего грандиозность пространства, величие государственности, святость верховной власти. Речь вообще в данном случае не идёт о колониальной империи, которая была призвана за счёт выкачивания ресурсов из зависимых территорий обеспечить себя средствами для модернизации метрополии. Россия никогда не являлась колониальной империей, здесь периферия всегда жила за счёт «метрополии», точнее — Центра.
В России «имперство» — это идея этноконфессионального сожительства, сотрудничества, общности, поскольку в отличие от европейской истории, изобилующей попытками завоевать друг друга, в России преимущественно колонизовались просторы и пространство, а не народы. Народы же видели в империи надёжный рычаг спасения и сохранения их идентичности. Главная функция российского «имперства» — объединительная функция государства, полностью соответствующая мощи и величию русской миссии! Российская империя за всю свою историю не имеет ни одного утраченного в ходе её развития этноса!
Если же анализировать уроки «петровского» реформаторства, то необходимо обратиться к оценке роли порождённой Петром российской, точнее, петербургской, бюрократии. Именно этот уникальный по своим масштабам, значимости и корпоративности государственный институт в течении трёх веков (советская бюрократия качественно мало отличима от дореволюционной) стремилась преобразовать российское имперство в унитарное государство. Во-вторых, именно столичная бюрократия отвергла приоритетную роль стержневого имперского этноса, взвалив на его плечи как военную службу, так и крепостническую долю. Выдающаяся роль Петра заключается в доказательстве непреложной истины: Россия может быть только Великой державой; задачей её в XXI веке является всемерное укрепление национального суверенитета и подготовка к новому и неизбежному имперскому строительству.
Ментально идентичное отношение к исторической миссии русского государства и народа демонстрировал и второй юбиляр весны 1922 г. — Пётр Аркадьевич Столыпин. Выступая перед депутатами Государственной думы 10 мая 1907 г. и доказывая невозможность экспроприации земли у помещиков в пользу крестьян Столыпин произнёс знаменитую фразу: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!».
Один из создателей американской клиометрии, лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт выделял в истории две экономические революции: первая связана, на его взгляд, с оформлением права собственности на землю, вторая — с утверждением авторского права. Страстный противник политических потрясений П.А. Столыпин по праву может считаться «главной движущей силой» первой экономической революции. Преодолевая сопротивление левых и правых, консерваторов и радикалов, он сумел за время своего короткого премьерства легитимизировать право труженика на хоть и небольшой, но свой кусочек земли и право своим трудом на этой своей земле утверждать своё счастье. А чтобы все жители империи осознали величие своего труда на своей земле, выдающийся реформатор задумал впервые в мире осуществить переход к всеобщему бесплатному начальному образованию — решающему фактору, подготавливавшему вторую, по Норту, экономическую революцию — появление авторского права. Общество, увы, оказалось не готовым к таким трансформациям: 1 сентября 1911 г. прозвучали роковые выстрелы в Киевском городском театре …
Размышляя о судьбах великих реформаторов Петра I и Петра Столыпина, приходишь к выводу о суровости, неумолимости и непреклонности российской истории. Так жаждали вписать себя в непрерывную связь времён различные авантюристы и неудачники, рассуждавшие о правах человека и новом политическом мышлении либо о демократии и необходимости возвращения России «из цивилизационного тупика на магистральный путь развития человечества»! Увы, кроме деградации и распада эти потуги ничего России не принесли … Развитие остановилось, началось движение вспять! Предстоящие 350-летний юбилей Петра I и 160-летний юбилей Петра Столыпина — отличный повод вернуть в общественное сознание идею Развития как основополагающего фактора достижения Россией величия и державности, а её народам — процветания и благосостояния!