Опасная иллюзия отсутствия «слепых зон» в различных сегментах культурной, общественной и политической жизни, опирающаяся на столь же лукавый, сколь и призрачный тезис о всеобщей информационной «прозрачности», позволяет эффективно манипулировать как сознанием рядового обывателя, так и сознанием рафинированного интеллектуала.
Особая ценность и значение сборника работ Виталия Аверьянова «Ментальная карта и национальный миф» состоит в том, что здесь идет смелая и планомерная работа со «слепыми зонами» в отношении фундаментальных основ русской цивилизации и феномена русской ментальности, обычно не попадающими в фокус внимания мыслителей и аналитиков. В этом плане книга глубоко небанальна.
Автор представляет вниманию читателя анализ основных слагаемых русской картины мира, опираясь на которую, он реконструирует основные контуры ментальной карты русского антропологического типа. Не вызывает сомнения, что в настоящий момент без такого рода «глубинного знания» невозможна никакая сколько-нибудь долгосрочная социально-политическая проектная деятельность, связанная с конструированием будущего Русской цивилизации, и преодолением состояния вялотекущей стагнации («социальной летаргии»), в котором она пребывает, начиная с известных событий 1993 года.
В этой связи автор совершенно справедливо констатирует:
«При построении проекта волевой мечты для современной России необходимо основываться не на интуитивном представлении, а на достаточно точном, выверенном знании об особенностях русской ментальности. Львиная доля тяжких поражений России в XX веке, равно как и большая часть разрушительных реформ в нашей стране, связана с тем, что патриотическое сообщество не вооружено адекватной ментальной картой русского народа. При этом самым важным в такой предполагаемой карте должны стать ключевые реперные точки – узловые ментальные “архетипы”. Они представляют собой сеть социокультурных типажей, личностных моделей».
Программными текстами всего сборника в целом являются авторские доклады Изборскому клубу «Русская мечта. Ментальная карта» и «Духовный генокод. Витки спирали». Своеобразным прологом к ним служат работы автора, посвященные мифологеме Святой Руси («О ключевом национальном мифе»), анализу категории справедливости в пространстве русского ментального космоса («Взыскующие Правды») и беседа с профессором МФТИ, доктором философии Петром Калитиным («О меметике отечественного кино»).
В материале «О меметике отечественного кино» собеседниками затрагивается чрезвычайно важная тема меметической войны, на протяжении последних лет ставшая уже обыденной реалией современного информационного пространства.
В докладе «Русская мечта. Ментальная карта» автор визуализирует основные типажи русской ментальной карты и наиболее значимые архетипические узлы, образующие смысловой и метафизический каркас национальной картины мира, в которых выражаются специфические свойства русской ментальности: любовь к сути, поиск сути (онтологизм), все или ничего (максимализм), Русская правда, цельное знание (интутивизм), Русская свобода, соборный персонализм (идеал единства суверенных лиц), и др.
Особое внимание автор уделяет рассмотрению образов блаженных, юродивых, и «дураков» (чудики Шукшина, праведники Лескова), а также проблемам русского национального гения и Русской мечты.
В качестве одной из причин продолжающейся социальной «летаргии» и отсутствия инициативы «снизу» автор видит в отсутствии образа цивилизационного противника: «США, и Запад не осмеливаются окончательно перейти на позиции открытого врага России, продолжая делать ставку на скрытые враждебные манипулятивные стратегии (через пятую колонну внутри страны). Надо сказать, что это верная с их стороны стратегия, поскольку наша ментальность всегда была более уязвимой по отношению к непрямому, скрытому противнику».
Не секрет, что актуализация наиболее высоких (идеальных, героических) качеств русского человека напрямую связана с возникновением непосредственной и очевидной внешней угрозы – для его близких, Родины или всего остального мира, – которую он воспринимает как личный вызов. Пресловутая «политика разрядки», искусно навязанная политическому руководству СССР в 1970-е гг., усыпила бдительность советского общества лукавыми тезисами об «общеевропейском доме», «общечеловеческих ценностях» и т.п. средствами из арсенала спецпропаганды. Именно настойчиво раскручиваемый в массовом сознании миф об отсутствии для СССР внешней угрозы со стороны стран Большого Запада, привел к фатальному усыплению русского мобилизационного кода и, в конечном итоге, к разрушению советского государства.
В докладе «Духовный генокод. Витки спирали» автор представляет вниманию читателя первые итоги коллективных усилий «соборного разума» Изборского клуба и экспертов Института динамического консерватизма по визуализации и дешифровке русских цивилизационных кодов, пропущенных через призму философско-филологического анализа.
Отправной точкой и своеобразным духовно-интеллектуальным зачином этого без всякого преувеличения фронтирного исследования стал роман не нуждающегося в представлении Александра Проханова «Таблица Агеева» (2020), в котором намечена своего рода «периодическая таблица», или карта-тезаурус русских культурных кодов.
Особого внимания заслуживает раздел доклада под названием «Антикоды ухода из истории», посвященный чрезвычайно актуальной для современной России проблеме «антикодов» – гибридных кодов-мутантов, «заложенных под наш тезаурус» и «способствующих опрокидыванию России в новые Смутные времена»:
«Антикоды так или иначе суицидальны, самоубийственны. К примеру, это антикоды отдыха, каникул, демобилизации, растворения в теплом и невраждебном окружении. А также антикоды ухода в виртуальный мир, в прошлое либо в пассивные грезы. За всеми ними как их сущностная изнанка стоит скрытое кодирование национальной эвтаназии, которую можно осуществить лишь при усыплении бдительности, злом гипнозе».
Заключительную часть сборника («Музыка Русской идеи») ни в коем случае не следует воспринимать в качестве творческого «довеска» к основному тексту, но в качестве самодостаточного «центра силы» его трехсоставной (практически пирамидальной) композиции. Немного перефразируя заголовок интервью автора для портала NewsFront, опубликованного 13 октября 2019 года, можно сказать, что: «Политическая философия и песни – это сообщающиеся сосуды».
Сейчас как никогда видится необходимым радикально переосмыслить первенствующую роль Культуры и скрывающийся в ее тени фактор Религии, на деле определяющих все прочие сферы человеческой жизни, включая политику, экономику и т.д. Именно на пространствах массовой культуры разворачиваются наиболее ожесточенные и масштабные баталии за власть над человеческими умами и сердцами, т.е. без всякого преувеличения за ближайшее будущее всей нашей хрупкой цивилизации.
Куда именно зовет и куда ведет нас современная песня? К строительству очередного извода цивилизации Потопа 2.0? (Об этом предыдущая книга Аверьянова – «Цивилизация Потопа и мировая гибридная война». — М., 2020). Или к цивилизации, основанной на принципах Большого Развития, Цивилизации Ковчега?
Определяйтесь господа-товарищи, покуда есть еще хоть какие-то время и возможность, ибо третьего не дано!..