Мировое Подполье
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики.
Автор написал эту песню ещё в 2005 году. Он указал на некую пагубную вовлечённость России в глобальную систему.
Не плюем в глобализм, / мы клянем терроризм.
Вы залезли в Ирак – / мы теряем контракт!
Свой угле-водород / мы без бирж – в оборот.
И стоим мы на том, / пусть издержки несем!
Буш мин херц, Буш мон шер, – / На Багдад, на Бушер!
Freedom нас всех пасет. /
Freedom / в наш дом / грядет!
С тех пор многое изменилось – и кое-что даже к лучшему. Однако, полной свободы от глобального гипер-уклада как не было, так и нет. И за этим обстоятельством, как и за самим гипер-укладом, стоят некие метаполитические реалии.
Обычно мы рассматриваем политическое пространство как нечто очевидное, легко поддающееся анализу. Даже скрытые механизмы политики (всякие ложи, клубы, «глубинные государства» и т. д.) являются в принципе – очевидными. Их деятельность вскрывают разного рода конспирологи, создавшие для этой цели отдельную науку.
Однако, есть политические реалии, которые, в принципе – не очевидны. Их можно постигнуть только опираясь на мистическую интуицию, которая, в свою очередь, основана на данных «сакральной науки».
И здесь метаполитика выступает как некая сокрытая сила, которая прямо влияет на ход «открытой» политики. Точнее говоря, речь идёт о двух скрытых силах. Одна из этих сил примыкает к региону тонких, психоэмоциональных форм, где и находится сегмент инферно, населённый падшими духами, попавшими в душевную стихию. Другая сила граничит с регионом духовных, райских влияний, и её населяют ангелы — духи, верные Богу.
Характерно, что в последнее время демоническое Подполье всё более и более перестаёт быть сокрытым – оно становится всё более и более очевидным. Одно из ярчайших проявлений – разнообразные инфернальные перформансы, устраиваемые «творческими людьми».
Вот один из примеров – церемония открытия Готтардского базисного туннеля в Альпах (2016 год). Тогда было устроено часовое театрализованное представление, центральной фигурой которого был «человеко-козёл». Можно также указать на ежегодное гиперэлитарное сборище MET Gala (Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк). По сути, это некий «бал Сатаны», где являют весьма жуткие образы. Частности – некий «творческий» человек пародирует Христа, а в руках у него младенец-робот.
Интерпретировать данные силы можно по-разному. Это возможно как в «мифопоэтическом» ключе (буквально), так и в ключе «рационалистическом». В последнем случае разговор должен идти о неких смыслах, идеях, концептах. Эти уровни, кстати, не противоречат друг друга, но рассуждать о том, какой из них «правильнее», в данном случае, непродуктивно. Достаточно в данном случае констатировать наличие сил Подполья.
Государь мирового Надполья
Другой незримой силой является сила, так сказать, Надполья. Она предельно (даже – запредельно) конкретизирована. Это бытийный полюс Реальности, сверх-личностный Принцип – Царь Мира. В разных традициях приводятся разные его имена – Вайшванара, Мелхиседек, Белый Царь.
Важно отметить следующее. Силы, составляющие подпольный, не(недо)бытийный полюс – сугубо множественны. Они стремятся раствориться в чисто количественной атомарности, но, одновременно, пытаются и сохранить свою бытийственность. Эти парадоксальные стремления можно связать с попытками навязать множественность в области правления (демократия западного типа).
В то же время силы Надполья всегда устремлены к едино-личностному, автократическому правлению, которое воспроизводит метаполитический архетип Царя Мира*.
Вот о таком Царе и поёт Виталий Аверьянов.
Где теперь Иафет, / наш источник побед?
Яфетид Иоанн, / белый царь, ерофант.
Девы названный сын, / и такой он один.
А в устах мусульман – / как сокрытый имам.
В песне, как мне представляется, именно образ этого Царя – «осевой». Тема Иоанна-царя побуждает вспомнить крайне значимое письмо пресвитера Иоанна (в русской версии – царя-попа Ивана) византийскому императору:
«Наша земля является домом… рогатых людей, одноглазых людей, людей, у которых глаза есть и спереди, и сзади, кентавров, фавнов, сатиров, пигмеев, гигантов высотой сорок локтей, циклопов и подобных женщин; это также дом феникса и почти всех существующих зверей. Некоторые из подвластных нам людей едят человечину и выкидыши животных и не боятся смерти. Когда кто-либо из них умирает, его родственники и друзья с жадностью пожирают его тело, потому что считают своей главной обязанностью съесть человеческую плоть. Вот их имена: Гог и Магог, Ани, Агит, Азенах, Фоммепери, Бефари, Коней-Самант, Агримандры, Винтефолеи, Казбеи, Аланеи. Эти и подобные им народы Александр Великий заключил за высочайшими горами на севере».
Очевидно, что здесь как раз имеет место противостояние бытийного Полюса и существ (смыслов, образов, концептов) небытийного анти-полюса. Они находятся с «попом Иваном» в одном, незримом пространстве, где и происходит их противостояние.
Реальные мифопоэтические образы или «просто» идейные «абстракции» некогда были побеждены, а затем и заключены в сокровенном, невидимом царстве. Кое-кто остался на земле, но большинство ушло под землю, с глаз наших долой. Однако же, в самом Конце Времен инфернальные, зверочеловеческие «народы» вырвутся из заточения.
В «Откровении Мефодия Патарского» предсказано: «В последние дни перед концом мира Гог и Магог выйдут на землю Израильскую. Это цари языческие, которых закрыл царь Александр с северной стороны (…) и все, людоедами называемые, имеющие песьи головы (…). Ибо люди (…), есть начнут плоть человеческую и кровь пить, как воду. И эти люди растлят землю и осквернят ее».
Пресвитер Иоанн (царь-поп Иван) довольно чётко обозначает свой статус: «Будучи человеком, мы приняли их благосклонно» (о подарках). Это весьма любопытный момент. Возникает вопрос – что значит «будучи человеком»? Такое впечатление, что Иоанн стал человеком на какое-то время, для приёма подарков. А так он – не человек, в нашем обыденном понимании, то есть – не один из множества людей. Речь идёт о «сверхчеловеческом» принципе, бытийном полюсе вселенной. Пресвитер Иоанн – Царь Мира, Вайшванара. И в момент получения даров он принял человеческий образ.
Царь Мира и Грозный Царь
Виталий Аверьянов обозначает царя Иоанна как «белого царя». И мы снова видим здесь глубокую мистическую интуицию. В русских духовных стихах («Голубиная книга») Царь Мира описывается как Белый Царь: «У нас Белый царь — над царями царь, ему все цари поклонилися».
Народные сказания повествуют о некоей чуди белоглазой, которая бежала под землю от «Белого Царя». Здесь не имеются ввиду угорские народы, но именно чудовища – другое дело, как их рассматривать – в ключе «мифопоэтическом» или же в «рационалистическом».
Сделаем ещё один метаполитический, или даже метаисторический, рывок мысли. Образ пресвитера Иоанна, царя-попа Ивана, заставляет вспомнить Русского Государя и (по соборной грамоте константинопольского патриарха Иосафа и восточного духовенства) Вселенского Царя, царя-игумена – Ивана (Иоанна) Васильевича Грозного. Его Опричнина и есть образ Сокровенного Царства, которое находится одновременно внутри и опричь (кроме) Земщины, земли. И это опричное, сокровенное царство пленяет и обезвреживает «псов смердящих» — которые хотят подмять Царскую власть и примучить «простой люд». Воины-опричники разъезжали с привязанными пёсьими головами, символизируя тем самым победу и над современными им псами, и над теми «песьеглавцами», которые вырвутся из плена Царя Мира в самом конце времен. Кстати, русские лицевые апокалипсисы XVI века изображали апокалиптическое войско Гога и Магога (инфернальных обитателей Царства пресвитера Иоанна) именно людьми с пёсьими головами.
Сам же Грозный Царь символизирует и Царя Мира, и Последнего Царя. В «Апокалипсисе Даниила» («Житие Андрея Юродивого») предсказывается, что в Константинополе будет царствовать «царь от нищеты», ревнитель Правды, который «брань устранит и нищая богаты створит… и боярам…. творящим беззаконие сотворит показнь».
И этот царь-избавитель представляется спящим мертвым сном — где-то «за морем, на островах — нищим и убогим». Это будет великая революция – возвращение Государя. Тогда же будет битва – с чудовищами, которые выйдут из глубин. И с теми людьми, которые станут чудовищами.
Великая онтологическая Победа
В конечном итоге произойдёт некий онтологический кризис, который будет следствием мощнейшей инволюции, столь очевидной в наше время. Виталий Аверьянов описывает грядущие онтологические потрясения.
Когда скрутится свет, / и – ни звезд, ни планет,
Когда горы сойдут / и в моря упадут,
И аборта дитя / выйдет, скорбно крехтя,
И растопится Ад, / и в цветах будет Сад –
Тогда двум господам / не послужишь Адам,
Ни кривому тельцу, / ни Мамоне-отцу.
И познает душа, / чем она хороша!..
Как очевидно, антибытийные силы потерпят поражения. Таким образом, онтологический Кризис обернётся великой Онтологической Победой, которая произойдёт именно под знамёнами Царя Мира – Мелхиседека.
Будет Мелхиседек / на знаменах вовек,
И ни Гог, ни Магог / не омоют здесь ног.
Будем смело летать, / будем стрелы метать,
Будем белой грозой, / будем спелой лозой!
В конце Аверьянов бросает энигматический Призыв.
Родина-дочь зовет!.. / Родина дочь зовет:
Победишь!
Родина-дочь зовет!../ Родина дочь зовет:
Победишь!
Обычно Родину воспринимают именно как Мать. Это уровень, условно говоря, горизонтальный. Патриот воспринимает себя как часть органической, почвенной, холистической общности – очевидной Родины. То есть, он ощущает себя сыном Родины-Матери.
Это «правильный» уровень, но он правильный – относительно. На вертикально-незримом уровне Родина является (именно является!) пространством, которым правит Царь Мира. В отношении его могущества наша страна является именно дочерью.
И она зовёт силы Победы, чей исток по ту сторону наших очей.
Пока – по ту сторону…
P. S. Необходимо отметить, что Виталий Аверьянов занимается исследованием метафизического аспекта Руси-России. О нём он весьма интересно рассуждает в недавно вышедшей в свет книге «Ментальная карта и национальный миф».
—————————————————————————————————-
* Силы Подполья объективно стремятся к Пародии на Царя Мира. В эсхатологической перспективе такой предельной пародией станет лже-мессия – антихрист. Этот человек, достигший дна онтологии и, в «силу» этого получивший некую психоэмоциональную (душевную) мощь, будет пародировать истинного владыку мира, подобного Царю Небесному. Но это станет и концом самого Подполья, которое просто не способно преодолеть своё множество.